Итак, я всё ещё продолжаю обрушивать на вас свои впечатления от Бухары. И на этот раз будут впечатления второго дня второй поездки в этот древний город.
День начался, как и положено, с завтрака в гостинице. Завтрак был почти столь же обилен, как и в прошлой гостинице, но самое интересное было не это. Мы сидели за столом в одном конце зала, а в другом его конце в это самое время работал мастер по росписи стен, кропотливо нанося штрих за штрихом, которые потом должны будут переплестись в цельный и неповторимый узор. Таких узоров по стенам зала было уже много, и каждый чем-то отличался от остальных. Если помните, в предыдущем посте [DW] было несколько кадров с интерьерами гостиницы, где как раз видны такие узоры. Не хотелось отвлекать его от этого занятия своими расспросами, а потому мы просто позавтракали и ушли гулять.
Переулками-закоулками пробираемся от гостиницы к уже знакомым нам остаткам медресе Чор-Минор, приближаясь к ним сзади.
На самом деле, это – как раз и есть его фасад. Чор-Минор в том виде, в котором его задумал зодчий, смотрел фасадом на север, на совсем узкую улочку, почти упираясь в застройку на другой её стороне. То же, что мы сейчас видим, подходя сюда со стороны центра, это – та сторона портала, что смотрела во внутренний двор медресе.
В первый момент кажется, что эти резные элементы не отсюда, что кто-то из реставраторов перепутал и вставил сюда детали от одной из мечетей времён Караханидов.
Но потом, присмотревшись, замечаешь симметрию.
А вот со стороны внутреннего двора в полной мере сохранился только один резной элемент. Ну а то, что справа, это – просто камень.
Всё вместе со стороны внутреннего двора (а потому что улица по ту сторону столь узка, что загнать в кадр весь портал целиком со стороны фасада попросту невозможно).
Оно же сбоку.
Горлица на мостовой. Эта птица очень распространена в городах Узбекистана и встречается здесь почти так же часто, как майна (но от майн гораздо больше шума).
Торговля коврами у арыка Шахруд.
И снова углубляемся в узкие бухарские улочки.
Сюрприз! И туда даже можно войти.
Внутри есть кошка, лепные узоры наподобие тех, что мы видели в гостинице…
…Ещё одна кошка…
…И – неожиданно огромное пространство внутреннего двора, логически разделённого на две части. А ведь снаружи этот дом выглядел маленьким и неказистым. Кстати, сейчас это – гостиница.
Находясь в Бухаре, вам придётся привыкнуть к тому, что, если вы видите перед собой какую-нибудь малопримечательную глиняную или кирпичную стену с единственной малозаметной дверью в ней, без единого окна – то за этой стеной может оказаться всё что угодно: от огромного особняка и до синагоги.
Ещё лет сто назад приезжавшие сюда европейские путешественники (с европейским мышлением и европейскими привычками), оказавшись среди всех этих малопримечательных стен с малозаметными дверьми, делали из этого вывод, что кругом – сплошь нищета. Наверное, никто из них даже не попытался постучать в одну из этих дверей и, воспользовавшись гостеприимством бухарцев, оказаться по ту сторону – и тогда ему пришлось бы очень сильно удивиться.
Гуляем дальше.
Медресе Эшони Пир, построенное в XVII веке на средства некоего Эшони Пира. Ныне здесь – выставка традиционных узбекских ковров.
Кстати, обратите внимание: это медресе тоже изрядно просело ниже уровня земли.
Ещё одна старая дверь.
В прошлых постах мы отыскали в Бухаре одно строение, целиком сохранившееся со времён Саманидов, и три строения времён Караханидов. Ну так вот, на самом деле в Бухаре есть кое-что ещё, оставшееся от Караханидов. Для того, чтобы это отыскать, мы выходим из бывшего шахристана и проходим один квартал в юго-западном направлении.
Это – мечеть Намазгох. Если к ней не присматриваться, то покажется, что построена она ни то при Тимуридах, ни то про Аштарханидах.
На самом деле, большая часть того, что дошло до наших дней, действительно возведено при Аштарханидах (то есть, в XVII веке). От первоначальной постройки XII века осталась только задняя стена.
По сути это строение представляет собой огромный каменный айван и ничего более – каких бы то ни было закрытых помещений здесь нет.
Минбар (кафедра).
Стена XII века спереди опирается на огромный айван, а сзади поддерживается мощными контрфорсами. По-видимому, таким образом её когда-то спасли от падения.
Каждый раз, когда вы слышите слово «намазгох» – знайте, что оно означает площадку для совершения намаза большим количество людей: от населения города и до находящейся в походе армии.
Именно с порога этой мечети в 1220 году Чингисхан провозгласил: «Не погрязли бы вы в грехах, не послал бы вам Бог такое наказание, как я». Такой вот элемент самокритики.
А теперь – давайте всё-ж-таки отыщем здесь то, что осталось от постройки времён Караханидов. Для этого нам понадобится приглядеться как следует к задней стене со стороны айвана.
Видите эти резные детали, напоминающие по стилистике все прочие постройки, оставшееся от Караханидов?
Нижняя часть михраба ныне пребывает в довольно малоприглядном состоянии, но заметны остатки сотового свода и гипсовой лепки.
Всё вместе.
Ещё один объект, найденный нами почти случайно, – медресе Хусайни (1885 год).
Мне едва не показалось, что я вижу над входом «Лучезарную дельту» (она же – «Всевидящее око»).
Внутри видны признаки ремонтно-реставрационных работ.
Помните мавзолей Турки Джанди? Мы уже видели его в прошлый раз, но наткнулись здесь на запертые двери (старинные, резные). Сегодня двери оказались открыты.
Заглядываем во внутренний двор.
Туг.
Интересно, что на входе во двор висит информационный плакат, содержащий цитату из источника XV века, где утверждается, что Турки Джанди был «предводителем людей и ангелов» (то есть, его паства состояла не только из людей).
Просто белая стена. Находится как раз напротив мавзолея.
Гуляем дальше.
Какие-то руины.
Заглядываем внутрь.
На одной из улиц натыкаемся на ещё один мазар, обозначенный аж двумя тугами, причём на вершине каждого из них – не только традиционная ладонь, но и конский хвост. Собственно, это – что-то в роде мини-мавзолея Хазрати Ходжа Рушнои (буквально переводится как «Святой Свет»). Раньше сюда приходили женщины перед родами и совершали ритуал (который, возможно, появился ещё задолго до возникновения ислама).
Вот благодаря обилию таких мазаров, раскиданных по старому городу и попадающихся в самых неожиданных местах, Бухара ещё с XIV века стала объектом массового паломничества и обрела эпитет «Священная».
Ещё одна старая дверь.
Помните этот дом, условно обозначенный в прошлый раз как «Дом богатого еврея», а теперь являющийся рестораном? Я ещё тогда пустился в рассуждения о том, что в Бухаре внешний вид ничего не значит. А ещё я обещал вам проникнуть внутрь и подтвердить эту мысль кадрами, сделанными внутри.
На этот раз дверь оказалась открыта. Заходим!
Внутри нас поприветствовали фразой «Ресторан не работает», но всё же я успел заснять находящийся там огромный айван. Вообще, как мне кажется, в старых бухарских домах по размерам айвана можно судить о доходах того, кто этот дом построил (самый большой айван, конечно же, был у эмира).
И снова арык Шахруд и Токи Саррофон.
Торговля коврами возле Токи Заргарон.
На одной из улиц находим вот такой странный «House museum».
Внутри – ещё один огромный айван, уже давно плачущий по капитальному ремонту, и куча всякой старой всячины. Говорят, когда-то здесь был платный вход и даже наливали чай (вот уж не уверен, что я стал бы за это платить).
Дальше я поймал себя на том, что мой «автопилот» уже неплохо приспособился к здешнему лабиринту улиц, потому что мы с первой попытки подошли к своей гостинице сзади, со стороны этого самого лабиринта (и, кстати, карта здесь бесполезна).
Такая вот «подкова» находится как раз напротив входа в гостиницу.
Дверь номер пять (что там за ней – не знаю, мы туда не заглядывали).
Судя по надписи, это – какая-то из боковых стен медресе Эшони Пир. Знаю, что где-то там внутри находится мазар, так что, возможно, это – как раз то место. Впрочем, сейчас я уже не уверен.
Пока мы разглядывали ещё одну старинную дверь в ещё одной малопримечательной стене, откуда-то возникла хозяйка этого строения и без каких бы то ни было просьб с нашей стороны пригласила нас осмотреть дом изнутри. Ну что же, такими случаями нельзя пренебрегать. Заходим.
Проходим коридор, в котором находится нечто, похожее на гостиничный ресепшн (по словам хозяйки, она планирует использовать этот дом под гостиницу)…
…И оказываемся в этом зале. Некоторые детали росписи сохранились ещё со времён постройки дома.
Ещё один огромный айван. Если судить по его размерам, то дом этот построен кем-то богатым.
И колонны, и все двери сохранились оригинальные. Новый здесь, кажется, только топчан.
Одна из тех самых оригинальных дверей.
Ну что же, на этом мы благодарим хозяйку и выходим.
Здешняя фауна.
Кажется, именно эту картинку я теперь буду представлять себе каждый раз, когда мне кто-либо предложит поставить крест на электропроводке.
Дверь номер тридцать восемь.
На стене само собой проявилось изображение динозавра.
А вот и то, что мы все так любим, – живописные руины.
Жалюзи?…
Если взглянуть на это сбоку, то становится заметен большой айван, который чудесным образом ещё не рухнул.
А вот то, что внизу, выглядит так, словно наружная стена обвалилась и открыла одну из комнат. Причём комната эта была треугольной формы.
Заглядываем в окно.
Внутри.
Старый фонарь, торчащий над двором этого дома.
И тут мы нашли входную дверь. И она даже не была заперта. Заходим!!!
И снова видим огромный (и очень ветхий) айван. Кажется, ещё недавно на том топчане кто-то сидел и пил зелёный чай.
Лестницу, по-видимому, пристроили в советские годы, пытаясь превратить это строение в многоквартирный дом.
Ну и наконец – вот вам ещё несколько кадров с соседних улочек.
Потом мы внезапно (благодаря всё тому же Евгению Дубровскому) оказались на семинаре по рэйки. Ну да. Город Бухара, кругом средневековые мечети, медресе, мазары, и – семинар по рэйки. Наверное, если вам когда-нибудь доведётся встретить среди Египетских пирамид инопланетянина с Альфы Центавра – ощущения от такого странного сочетания будут сходными. Но, всё же, семинар прошёл очень интересно, и мы ни разу не пожалели, что туда пошли.
Всё. А в следующем (заключительном) посте мы отправимся в гости к бухарскому эмиру, так что – ждите окончания наших бухарских похождений.
Техническая информация:
Описание: Город Бухара - путевые заметки
Cтатья на Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Бухара
Высота над уровнем моря: 225 m
На Яндекс-карте: 64.42861,39.77472
This entry was originally posted at https://pilottttt.dreamwidth.org/401350.html.
- Бухара, часть I. Первые прогулки по древним улицам
- Бухара вечерняя. Чеканщики, эмиры и одинокий верблюд
- Бухара утренняя. Прогулки вдоль арыка и не только
- Бухара с полным погружением
- Бухара. То, что спрятано от посторонних глаз
- Бухара. Павлин-мавлин или Несколько страниц из жизни бухарских эмиров