Пилот НЛО (pilottttt) wrote,
Пилот НЛО
pilottttt

Categories:
  • Location:

Бухара с полным погружением

Итак, я обещал вам вторую поездку в Бухару с полным погружением? Ну так вот, погружение оказалось даже ещё глубже, чем мы ожидали. Впрочем, обо всём по порядку.

Для начала, ради полноты ощущений, мы решили поселиться в гостинице, находящейся в бывшем караван-сарае со всем соответствующим антуражем. В назначенный день приходим мы в эту самую гостиницу-караван-сарай (кстати, по факту она оказалась бывшим медресе) и предъявляем бронь от booking.com. Девушки на ресепшне делают очень удивлённые глаза, смотрят на бронь, потом на нас, потом друг на друга… В общем, оказалось, что за то время, что прошло с момента бронирования, здешнее министерство здравоохранения навязало им по договору студентов-индусов, которые заняли собой всю гостиницу. Закончилось всё тем, что нас проводили в одну из соседних гостиниц и поселили там.

Гостиница называется «Бухара Зарингиз» (переводится как «золотая Бухара») и находится в одном из закоулков исторического центра. На самом деле, это – родовой дом XIX века, построенный для очень большой семьи. Сейчас им владеет потомок тех людей (не отобрали в советские годы), и большая часть дома теперь превращена в гостиницу. В принципе, в Бухаре сейчас это – распространённое явление.

Наличник новый, а вот дверь – ровесница дома.

Разместившись в гостинице, идём гулять.
Обратите внимание: арык Шахруд теперь наполнен водой (две недели назад, в прошлый наш приезд, арык был пуст).

Ещё одна старая дверь.

Помнится, в первом посте про Бухару [DW] я обещал вам прогулку по закоулкам. Ну так вот, за эту нашу поездку мы как раз и попытаемся прочесать все закоулки Бухары вдоль и поперёк (насколько успеем). И начнём мы это дело прямо сейчас.

Проходя мимо этого глиняного строения, мы поравнялись с небольшой экскурсией. Экскурсовод отрекомендовала эту постройку как «дом богатого еврея» (сейчас в нём находится ресторан).

Двери в ресторан (он же – дом богатого еврея) оказались заперты на большой замок, что в сочетании с надписью «Welcome» смотрелось странновато.

Согласитесь, что для восприятия человека, приехавшего откуда-нибудь из Европы, внешний вид этого строения никак не может проассоциироваться с богатством. Но внешний вид в Бухаре – штука обманчивая, а потому – дождёмся того момента, когда нам удастся проникнуть внутрь (забегая вперёд, скажу, что нам это всё-ж-таки удастся).

Вот примерно так выглядит большая часть улиц в историческом центре Бухары.

Заходим перекусить в кафешку, расположившуюся в помещении бывшей мечети Саррофон (1516 г.) – той самой, что пристроена к торговому куполу Токи Саррофон. Здесь можно либо занять один из этих столов под айваном, либо зайти внутрь.

Внутри.

В прошлый раз [DW] я поведал вам трагическую историю о том, как мы пытались пересечься в Бухаре с хорошим человеком Евгением Дубровским, но превратности судьбы (в лице здешнего Билайна) встали на нашем пути. На этот раз превратности судьбы оказались успешно побеждены, повержены и… Ну, в общем, всё у нас в итоге получилось. Дубровский провёл нас по множеству интересных, но малоизвестных мест, за что ему огромное спасибо (ну и – за интересное общение тоже). Да, кстати, человек в красной куртке на некоторых кадрах ниже – это как раз и есть он.

Где-то в закоулках старого города.

И вот мы как раз приближаемся к одной из малоизвестных достопримечательностей – мавзолею Бобои Порадуз.

Бобои Порадуз, он же – Ходжа Порадуз (в переводе – «господин сапожник») – это прозвище бухарского суфия Мухаммада бин Ахмада Абу Бакра ал-Искафа, жившего на рубеже IX и X веков. Будучи по профессии сапожником, он снискал славу как человек большой мудрости и наставник множества учёных людей. Традиционно его считали своим покровителем все ремесленники, имевшие дело с иголкой и ниткой (сапожники, портные, золотошвеи). Уважение к нему было столь велико, что едущие мимо мавзолея должны были спешиться, а идущие – снять головные уборы.

Первоначально построенный здесь мавзолей к XIX веку пришёл в полную негодность, так что нынешнее строение было заново возведено в конце XIX века на остатках прежних стен. И это – один из тех крайне редких случаев, когда мавзолей был сооружён не человеку из правящей династии или представителю духовной элиты, а ремесленнику.

Внутри.

Рядом с мавзолеем – городские ворота Саляххона. Точнее, это – новодел, сооружённый в 2012 году на месте реально существовавших ворот (будем считать, что те самые, исторические ворота выглядели так же или похоже). Таким образом, Бобои Порадуз был похоронен не в черте города, а за городскими воротами (то есть, в рабаде).

Возвращаемся внутрь шахристана.
Вот так запросто кто-то накрыл соломенной крышей улицу на всю её ширину.

Как я и говорил, таких вот небольших отелей в домах XIX века здесь полным-полно.

Если не путаю, этот портал – часть мактаба (школы) XIX века.

Надпись на портале.

Я поинтересовался у местных: если кто-то из хозяев этих домов затевает большое строительство, то как по этим улицам, по которым едва протискивается легковушка, завозить стройматериалы и спецтехнику? Ответ был прост: «Всё вручную».

Этот «карман» перед входом в Токи Саррофон позволяет здесь не только разъехаться, но и развернуться. Подобных открытых пространств в Бухаре несколько, и они отчасти спасают положение с шириной улиц. А теперь мысленно отмотайте пару веков назад и замените автомобили на арбы, гружённые товаром (кстати, вот и одна из них – как раз в самом центре «кармана», словно выпала из XVIII века).

Табличка на здании слева сообщает нам, что это – караван-сарай XIX века, но внешний вид самого здания заставляет меня усомниться в этом (просто представьте себе, как в эту дверь со ступеньками должны были входить верблюды с поклажей). И вообще, если верить интернету, в XIX веке в этом здании находился банк. Словом, всё как в знаменитом афоризме Козьмы Пруткова: «Если на клетке со слоном прочтешь надпись "буйвол" – не верь глазам своим».

А вот строение справа от него, через улицу – это как раз-таки вполне себе караван-сарай со всеми характерными признаками.

Проходим насквозь Токи Саррофон.

Ещё один старый айван.

А вот и следующая малоизвестная достопримечательность – медресе Туркмен (1905 год). И – вы удивитесь, но построил его реально туркмен. Это был богатый купец из Чарджоу, торговавший в Бухаре каракулевыми шкурами, и звали его Рахмонкул караул-беги.

Если на этом месте вас пробило на ржач – сообщаю, что караул-беги – это военный чин. И – нет, он не имеет отношения к фразе «Стой, стрелять буду».

«Караул» – ещё одно тюркоязычное слово, попавшее когда-то в русский язык, и первоначальное его значение – «наблюдающий» (то есть – охранник). Так что – пусть вас не смущает, к примеру, название города Караулбазар, находящегося к юго-востоку от Бухары. Можете ехать туда спокойно – ничего плохого там с вами не случится.

Медресе профункционировало 15 лет, после чего было закрыто советскими властями. В годы Великой Отечественной войны в нём жили эвакуированные из европейской части СССР, потом какое-то время бывшее медресе фактически являлось многоквартирным домом, но годов с 1970-х оно оказалось заброшено.

Сейчас медресе постепенно восстанавливается (кстати, занимается этим тоже туркмен – Джамшед Шаропов, планирующий разместить в восстановленном медресе небольшую гостиницу).

Стреляли?… Или это кто-то столь неаккуратно пытался прикрутить сюда вывеску, загнав дюбель в самый центр каменной таблички?…

Честно говоря, с трудом могу себе представить, как за сто лет здание могло уйти под землю на такую глубину. Но тем не менее факт остаётся фактом – реставраторам пришлось изрядно поработать лопатой прежде, чем стены медресе открылись во всю свою первоначальную высоту.

Теперь мы – в южной части бывшего шахристана, подходим к ещё одному примечательному, но малоизвестному месту. Это – мавзолей Турки Джанди (XVI – XVIII века), мазар (об этом нам говорит высокий туг, торчащий из-за ограды мавзолея).

Этот человек жил в X веке (при Саманидах), был имамом и последователем бухарского суфия Абу-Бакра ал-Калабади. Турки Джанди (то есть, Тюрк из Джанда) – это его прозвище, а полное арабское имя звучит так: Абу Наср Ахмад ибн ал-Фадл ибн Муса ал-Музаккар ал-Джанди, что означает: Ахмад отец Насра, сын Фадла, внук Мусы, крепкий, из города Джанда. Вот так. Целая ветвь родословной, место происхождения, да ещё и – эпитет, и всё это заключено в имени человека.
Проезжавшим мимо места его захоронения всадникам полагалось спешиваться. Считалось, что этот мазар обладает силой сбрасывать с седла всякого, кто пытался проехать мимо верхом.

Мавзолей и ханака были построены на его захоронении примерно в XVII веке. До XXI века всё это дошло в довольно неприглядном состоянии, но недавно очень неплохо отреставрировано.

Но вот входная дверь к нашему приходу оказалась закрыта. Впрочем, воспримем это как повод рассмотреть как следует старинную резную дверь.

И снова петляем по узким улочкам исторического центра Бухары.

Неожиданно выходим к ансамблю Ходжа-Гаукушон.

Одно из строений, выходящее фасадом на площадь вокруг хауза комплекса Ходжа-Гаукушон, но почему-то оказавшееся в прошлый раз нами не замечено, это – караван-сарай Олимжон (1813 г). Когда-то в нём останавливались афганские и индийские купцы, а сейчас здесь разместились ремесленные мастерские и очень неплохая фотогалерея (всячески рекомендую).

Ну а ещё здесь можно взобраться на второй этаж и оценить виды с находящейся там открытой галереи.

Наверху. Минарет Ходжа Калон (не путать с Каляном).

Хауз и мечеть Ходжа Калон.

Внутренний двор караван-сарая.

Второй этаж выглядит так, словно его достроили в первой половине XX века, причём авторы проекта не сильно заморачивались соответствием стилистике первого этажа.

Ну а ещё – здесь бы не помешал хороший ремонт.

Честно говоря, не помню, что это за строение, а табличку на нём заснять крупным планом я поленился.

И снова Токи Саррофон.

Пока мы шли к гостинице, начался закат. Из тех закоулков, что окружают нашу гостиницу, сам закат не виден, но некоторые его признаки можно увидеть в самых неожиданных местах – например, в отражениях в оконных стёклах (сравните с цветом неба наверху).

Взгляд на небо.

С Евгением мы расстались на входе в гостиницу. Последнее, о чём мы тогда говорили, были спонтанные квесты в том виде, в котором они обычно происходят в Бухаре (пришёл в некое незнакомое место, встретил там случайного человека, и – пошло-поехало).

Ну так вот, наш квест начался ровно через минуту после этого разговора, причём квестодателем стал хозяин гостиницы, оказавшийся человеком разговорчивым и очень интересным рассказчиком. Он провёл нас и ещё двух постояльцев по всем уголкам этого старинного дома, рассказал множество историй из жизни своей большой семьи, многие века занимавшейся разведением каракулевых овец (кстати, эта порода овец родом из Узбекистана), городские легенды и много чего интересного. Рассказывая всё это нам по-русски, он попутно перебрасывался с женой отдельными фразами на фарси и при этом давал какие-то указания на узбекском языке мастерам, ремонтирующим одно из помещений дома. Для Бухары такое многоязычие – норма.

На самом деле, это – внутренний двор. В холодное время года хозяева накрывают его соломенной крышей – и тогда он превращается в зал. Летом же всё это находится под открытым небом.

В Бухаре часто можно встретить подобные старые родовые дома, рассчитанные на проживание очень большой семьи. Сейчас семьи уже не такие большие, а потому на большинстве родовых домов теперь висит вывеска «Гостиница».

Подвал. Здесь хранились припасы. Ну а ещё – здесь хозяин гостиницы поведал нам свою версию легенды о том, как люди придумали вино.

Здесь за чаем собиралась вся мужская половина рода.

А это помещение, оформленное в традиционном стиле, теперь можно снять как гостиничный номер.

Молельня (находится на верхнем этаже).

Лепнину с таким узором мы встречали в Бухаре в нескольких местах. Есть она и в нашей гостинице.

Ну и наконец – то, что видно с веранды на самом верху.

Свою экскурсию хозяин гостиницы завершил примерно следующим напутствием: «Шмотки в центре города не покупайте, идите на главный базар – там намного дешевле. Рестораны в историческом центре вдвое дороже, чем за его пределами».

Потом мы оделись, основательно утеплившись (ночи в Узбекистане гораздо холоднее, чем дни), и пошли гулять по ночному городу.

Ещё одна достопримечательность, обнаруженная нами в двух шагах от гостиницы. Это – входной портал медресе и мечети Ходжа Порсо (XV-XVIII века).

Где-то на улицах старого города.

Выходим с тыла к медресе Кукельдаш (одно из строения Ляби-Хауза).

Рядом с ним стоит маленькое медресе со странным названием Хурджин (вообще-то хурджин – это такая сумка, сплетённая наподобие ковра). Построено оно в середине XIX века, и сейчас в нём – гостиница.

Проходим через опустевший в это время суток Токи Тельпакфурушон.

Уже знакомая нам наковальня, висящая под куполом Токи Заргарон.

А этого товарища мы в прошлый раз почему-то не заметили.

К вопросу о том, как дома со временем уходят под землю.
И, кстати, не подумайте, что я что-то перепутал и подсунул вам дневное фото в серию фотографий ночной Бухары. На самом деле, это снято при свете фонаря.

Когда-то эта дверь была во весь человеческий рост.

Минарет Калян и всё, что вокруг него.

Купол медресе Амира Алим-хана.

Не знаю, почему, но на дорогах Бухары очень часто попадаются двадцать четвёртые «Волги» в отличном состоянии (именно эта модель).

Где-то за строениями комплекса Пои-Калян.

Токи Тельпакфурушон. Торговцы давно ушли, но появился уличный музыкант.

А возле караван-сарая Нугай всё ещё идёт торговля.

Ну и в заключение – вот вам такой странный кадр, получившийся благодаря круглосуточной аптеке, зелёная вывеска которой оказалась здесь самым ярким источником света.

Вот такая получилась прогулка с погружением.

Ждите продолжения, в котором мы будем погружаться ещё глубже.

Техническая информация:

Имя объекта: Бухара
Описание: Город Бухара - путевые заметки
Cтатья на Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Бухара
Географические координаты: 39.7747264.42861
Высота над уровнем моря: 225 m
На Goole-карте: 39.77472,64.42861
На Яндекс-карте: 64.42861,39.77472
Почтовый адрес: Республика УзбекистанБухарская областьг. Бухара

This entry was originally posted at https://pilottttt.dreamwidth.org/401051.html.

    Содержание
  1. Бухара, часть I. Первые прогулки по древним улицам
  2. Бухара вечерняя. Чеканщики, эмиры и одинокий верблюд
  3. Бухара утренняя. Прогулки вдоль арыка и не только
  4. Бухара с полным погружением
  5. Бухара. То, что спрятано от посторонних глаз
  6. Бухара. Павлин-мавлин или Несколько страниц из жизни бухарских эмиров

Tags: достопримечательности центральной азии, поездки, путешествия, средняя азия, туризм, фото, центральная азия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment