И вот наконец дошло дело до первых фотографий из Приозерска. После удаления всех дублей и неудачных кадров у меня получилось 217 фотографий: это – за два дня, из маленького городка с населением 17 553 человека (не слабо, да?) Хотя, пересматривая отснятое, я прихожу к мысли, что могло быть и больше.
Итак, первый день нашей поездки начался в несусветную рань на одном из вокзалов Питера – там мы проснулись, сонно вылезли из поезда, сонно позавтракали, сонно переместились с одного вокзала на другой и сонно разместились в одном из вагонов «Ласточки», идущей в Приозерск. Ещё пара часов пути – и мы на месте, стоим на перроне перед самой первой для нас достопримечательностью этого города – деревянным зданием вокзала 1916 года постройки, очень неплохо сохранившимся и недавно отреставрированным.
Собственно вокзал (со стороны города) – деревянный модерн начала XX века.
Он же со стороны перрона
Заглядываем внутрь – и обнаруживаем там неожиданно со вкусом сделанный интерьер.
На этом месте стоит упомянуть, что Приозерск за всю свою длинную историю много раз переходил из рук в руки, менял названия и государственную принадлежность. Так, на момент постройки вокзала город носил имя Кексгольм и входил в состав Финляндии, которая в свою очередь тогда являлась административно-территориальной единицей в составе Российской империи. Так что – не сильно ошибусь, если назову этот вокзал финским.
Исконное историческое название этого города – Корела (по названию древнего финно-угорского народа – предков современных карел). Именно под этим именем он известен с 1294 года как укреплённое карельское поселение, ставшее яблоком раздора между шведами и новгородцами. Впрочем, уже тогда проявляется двойственность его названия – во всех шведских документах оно упоминается как Кексгольм (дословно – «Кукушкин остров»). В 1310 году всё те же новгородцы построили здесь капитальную крепость, после чего поселение уже окончательно превратилось в город. Впрочем, укреплённый город, нагло торчащий возле самой границы, да ещё и находящийся на одном из действующих торговых путей, порождал у северных соседей – шведов нездоровые фантазии, и те в течение многих веков не прекращали попыток его завоевать.
Наконец в 1580 году им это удалось – шведская артиллерия под командованием Понтуса Делагарди вызвала в крепости большой пожар, вынудивший её гарнизон сдаться. Пожар был столь разрушителен, что шведам пришлось сразу же засучить рукава и взяться за большое строительство – фактически крепость была ими отстроена заново (и, конечно же, переименована в Кексгольм). Впрочем, долго им владеть вновь построенной крепостью не пришлось – уже в 1595 году, по итогам русско-шведской войны, город был возвращён Русскому государству и снова переименован в Корелу.
Следующее возвращение кукушкиного названия состоялось благодаря сыну Понтуса – Якобу Делагарди. В России тогда был самый разгар смуты, а для полного счастья добавилась ещё и русско-польская война. В 1609 году Делагарди оказал России существенную военную помощь против поляков, за что тогдашний правитель России – Василий Шуйский (последний представитель рода Рюриковичей на российском престоле) передал шведам ряд территорий, в том числе и Корелу/Кексгольм. Впрочем, жителей Корелы это решение не слишком обрадовало – собрав ополчение, они держали оборону от шведов своими силами аж до 1611 года. Дальше был ровно один век, проведённый в составе Швеции – до 1710, когда город был взят в ходе Северной войны. А по её окончании, в 1721 году, шведы признали его наконец частью России. На какое-то время кексгольмская крепость становится одним из форпостов, защищавших недавно построенный Санкт-Петербург от возможных вторжений с запада, хотя очень скоро надобность в таком форпосте отпадает.
Следующая русско-шведская война началась в 1808 году, по итогам которой в состав России вошёл ряд финских территорий, ранее принадлежавших Швеции. Из этих территорий и было сформировано Великое княжество Финляндское (прообраз будущей независимой Финляндии), в состав этого же княжества вошёл и Кексгольм (название которого теперь уже решили не менять). И вот наконец наступает 1917 год, Финляндия получает независимость, а город, в котором мы находимся – ещё одно название – Кякисалми (по-фински – «Кукушкин пролив»).
Не устали ещё погружаться в исторические дебри? А ведь это – ещё не всё. Потом ещё была советско-финская (зимняя) война 1939-1940 гг. – и город теперь уже вошёл в состав СССР (а всё финское население из него эвакуировали). А потом – Великая Отечественная – и финны, войдя в союз с Гитлером, снова заняли все свои бывшие территории. Впрочем, уже в 1944 году они вынуждены были разорвать отношения с Германией и отойти к границам 1940 года. А советские власти решили раз и навсегда покончить с двойным кукушкино-корельским названием города и нашли ему новое нейтральное имя – Приозерск.
Всё это немного напоминает историю Крымского полуострова, который точно так же много раз переходил из рук в руки, а потому пестрит географическими названиями, почерпнутыми чуть ли не из всех языков мира. Но, впрочем, сейчас речь о совсем другом регионе и совсем другом времени.
Уффф… Вроде всё.
Приозерск – город, буквально утопающий в зелени. В это время года все города так или иначе зелены, но здесь это как-то по-особому – ощущение такое, словно дома вот-вот погрузятся в пучину из зелёных листьев, а ты вот-вот увязнешь в густом и сладком аромате сирени.
Даже балконы расцвели.
Чьё-то окно с оригинально сделанной кормушкой для птиц
А мы тем временем подошли к самому заметному наследию финского периода истории этого города – лютеранской кирхе, построенной в 1930 году.
В советско-финскую войну кирха была сильно повреждена советской бомбой, а после восстановления здания в нём разместился так называемый особый отряд НКВД, успевший за один год перестроить кирху настолько, что вернувшиеся сюда в 1941 году финны не смогли начать богослужений без большого ремонта. Потом, в послевоенные годы, здесь размещался ДК, а с 90-х годов её постепенной реставрацией занимается финская община (потомки бывших жителей этого города). Уже сравнительно недавно, в начале 2000-х в кирхе произошёл пожар, вынудивший начать заново все ремонтно-реставрационные работы (которые теперь, по слухам, ведутся под контролем городской прокуратуры).
Снаружи кирха отделана цельными камнями красноватого гранита, что должно вызывать ассоциации со стенами крепости Корела/Кексгольм.
Сразу за кирхой начинается небольшой парк с живописными соснами
Впрочем, помимо парка здесь есть ещё и финское воинское захоронение. Заметьте, что все эти имена на недавно установленном памятнике – финские солдаты, воевавшие против СССР в обеих войнах, а сам факт наличия здесь этого памятника я считаю добрым знаком того, что в нашей стране наконец узнали, что такое толерантность.
Где-то недалеко от кирхи случайно замечаю эту опору линии электропередач. Это каких же она лет?
По итогам дальнейшего расследования выясняется, что оранжевое здание, угол которого виден за опорой, построено финнами в 20-е годы XX века для электростанции (ныне несуществующей). По-видимому, и опора примерно тех же лет.
А вот и ещё одно здание, оставшееся от финнов (1916 г.) Изначально здесь находился магазин, в советские же годы оно было перестроено в хлебозавод.
Сразу за ним – здание бывшего Банка Северных стран (ныне – тоже банк, но другой). Построено в 1925 году – в самый разгар финского национального романтизма.
А это уже – чуть постарше – 1847 год, Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы (православный).
Кстати, автор его проекта – Луи Туллиус Иоахим Висконти, знаменитый создатель парижских фонтанов и гробницы Наполеона.
А вот этому памятнику Петру I, установленному здесь в 1910 году, пришлось пережить множество испытаний – в 1918 году он чем-то очень не понравился финнам и был утоплен в реке. Временная замена ему (из гипса) была изготовлена и установлена здесь в 1969 году, а ещё через три года памятник приобрёл нынешний вид.
Кажется, ему наконец нашлось правильное применение.
Ещё чуть дальше, на бульваре – Маугли и Багира.
Фонтан, в самом конце того же бульвара.
Фонтаны нужно снимать в солнечную погоду и на коротких выдержках – и тогда у вас может получиться что-то неожиданно красивое
А если поймать момент падения – застывшая на фотографии вода может напоминать какое-то существо из древних мифов и сказок.
Возвращаемся тем же путём.
Белая сирень где-то на том же бульваре.
А вот и серебристая чайка – наверное, самая наглая птица в мире (помню это ещё по Хельсинки [DW]). Вот конкретно этот товарищ взялся с хозяйским видом доставать содержимое мусорного бака и разбрасывать его в разные стороны, и так – пока я его оттуда не согнал.
А эту скульптуру найти не так-то просто. Это, собственно, Дюймовочка и Жаба (из соответствующей сказки Х. К. Андерсена). Захотите их найти – спрашивайте у прохожих, где находится военкомат (нет – военные тут не при чём, эта скульптура стоит во дворе детской школы искусств, но найти её проще всего спрашивая про военкомат – он находится как раз напротив).
А вот и ещё одна постройка финских лет – бывшая дача купца Кнааппилы. По-видимому, это строение было куплено им и целиком перевезено сюда из города Териоки (нынешний Зеленогорск). С послевоенного времени и до недавних лет здесь помещалась редакция газеты «Красная звезда».
Где-то по-близости.
А горизонт завален потому, что так задумано ;)
Дрова. Хотя вообще-то это – реклама ресторана.
Нынешнее название города намекает нам на то, что где-то здесь рядом находится озеро. И так оно и есть – с юго-запада к городу примыкает озеро Вуокса – один из множества разливов одноимённой реки, а примерно в трёх километрах к востоку отсюда находится побережье Ладожского озера. Словом, нынешнее название вполне соответствует местонахождению города.
Река Вуокса (раньше её называли Узерва) представляет собой сложную сеть из многочисленных рукавов, протоков и озёр, оплетающих собой весь Карельский перешеек. Примерно до XVII века её основное русло делилось на два рукава, один из которых впадал в Ладожское озеро возле Приозерска, а второй уходил на запад, в сторону нынешнего Выборга [DW] и там впадал в Финский залив Балтийского моря. Благодаря такой «конфигурации» река обеспечивала стабильный торговый путь из Ладоги в Северную Европу (и, собственно, поэтому шведы так активно пытались всё здесь завоевать). В XVI-XVII веках западный рукав постепенно обмелел и пересох, оставив на своём пути череду никак не связанных друг с другом озёр – основное течение направилось в сторону Ладоги, торговый путь прервался, а в Приозерске (тогда ещё называвшемся Кексгольм) стала процветать рыбная ловля. Ещё одно изменение русла Вуоксы, повлекшее за собой и коренную перестройку жизни всего региона, произошло в 1818 году, когда воды озера Суходольского, до того пополнявшие основное русло реки, подмыли озовую гряду и потекли в обратном направлении – в сторону Ладожского озера. К 1857 протока между озером и Вуоксой была искусственно углублена, и с тех пор основное течение реки пошло через Суходольское, впадая в Ладогу в пятидесяти километрах южнее Приозерска. Соответственно, старый приозерский рукав сильно обмелел, а рыбный промысел в городе быстро сошёл на нет, уступив место зарождавшейся здесь промышленности (наибольший промышленный рост происходил здесь в финский период истории города).
Кстати, название «Вуокса» можно перевести как «сильное течение» (причём это слово звучит почти одинаково в карельском, финском и шведском языках).
Озеро Вуокса выглядит на карте очень ажурно из-за многочисленных островов и протоков, разбросанных по всей его территории. Сейчас мы, пройдя по нескольким пешеходным мостам, попадаем на один из них – остров Каменистый. Никаких исторических достопримечательностей там нет, но за то очень красива природа – потому дальнейшее повествование будет в стиле «что вижу – о том и пою»
Железная дорога в черте Приозерска тоже проходит по нескольким островам, а потому здесь можно увидеть сразу несколько небольших железнодорожных мостов.
Здесь повсюду вот такие скальные выходы. Точно такие же можно увидеть и по всей южной части Финляндии.
Вокруг преобладают сосны. Природа всем своим видом говорит нам, что мы уже ни в какой не Московской области, а гораздо северней.
Если приглядеться, в прибрежной растительности обнаруживаются прячущиеся там утки.
Противоположный берег.
А вот и ещё один железнодорожный мост, пересекающий старое русло Вуоксы. Кстати, здесь достаточно сильное течение для старого обмелевшего русла (интересно, какое сейчас течение в основном русле реки)
И снова камни.
Рыбаки на берегу.
На той стороне – старая лодочная станция.
Мы поднимаемся на одну из скал и располагаемся там в намерении влиться в окружающую природу.
А потом пришли рабочие и запустили дизель-генератор. И тишине пришёл конец. А потому мы встаём и перемещаемся на другую сторону острова – на ещё одну скалу, с которой открывается отличный вид на озеро.
Тем временем на озере кипит жизнь.
Вдали неплохо виден вокзал и только что прибывшая из Санкт-Петербурга электричка.
Потом появилась утка, всем своим видом намекающая, что ей нужно обязательно что-то дать (некоторые так и сделали). Думаю, они так каждый день по много раз нарезают круги вокруг острова, собирая дань с многочисленных отдыхающих.
На той же скале.
Собственно я (за фото спасибо Маше).
Я вам обещал рассказать про змею? Ну так вот: в какой-то момент из-за соседних сосен раздались звуки возни, а потом что-то полетело в воду. Как оказалось, это был уж, пытавшийся похитить пойманную рыбу из садка наших соседей по скале. Рыба была отобрана, а уж – закинут на середину озера. Впрочем, любая змея, закинутая в воду, автоматически становится водяной змеёй, а потому уж моментально добрался до берега и выбрался как раз на нашу скалу.
Дальше всё выглядело вот так – появился этот самый сосед (хозяин садка), поймал и продемонстрировал нам ужа, а потом – отпустил.
Уж недовольно зашипел и пополз от нас вдоль берега.
Потом мы ещё какое-то время сидели на берегу, после чего решили переместиться с острова на материк.
Одна из самых высоких сосен на этом острове.
По пути встречаем этот проход под ж/д путями (у него даже есть инвентарный номер). И мы, конечно же, не удерживаемся и идём на ту сторону.
На той стороне.
Остатки моста, который когда-то вёл на тот берег.
Там – территория военного санатория. По-видимому, слишком многие пытались перейти туда по этому мосту (забегая вперёд, скажу, что там находится одна из городских достопримечательностей), а потому мост пришлось спилить.
На противоположном берегу.
Возвращаемся.
Проходя ещё раз мимо бывшей дачи купца Кале Кнааппилы, обращаем внимание, что в прошлый раз мы не заметили одну интересную деталь.
Оказывается, на печной трубе загнездилась чайка (возможно, та же самая, которую я утром согнал с мусорного бака).
И снова кругом сирень.
У нас ещё куча времени, а потому – направляемся к северной окраине города, где находится ещё одно примечательное место.
По пути встречаем эту необычную в архитектурном плане пожарную часть. Нет, это – не историческое здание, она построена сравнительно недавно.
Традиционный манекен на каланче. В последнее время такие можно увидеть во многих городах (мода?), но у этого голова оказалась опрокинута ветром на бок, а потому всё это в целом создаёт странные ассоциации с местом совершённого преступления.
Эта «часовенка» у дороги даёт нам понять, что мы уже почти у цели.
Это – Церковь Всех Святых, построенная в 1892 году в неорусском стиле (как кладбищенская). В Великую Отечественную она сильно пострадала от пожара, а в послевоенные годы довольно долго использовалась для хранения газовых баллонов (закончилось это, конечно же, взрывом газа). Восстанавливалась церковь уже в 90-е годы XX века как часть подворья Валаамского монастыря, коим и является на настоящий момент.
Она же со стороны колокольни.
Здесь применяют странный способ звонить в колокол (по-видимому, звонарям стало лень каждый раз подниматься на колокольню – и они решили оптимизировать процесс вот таким нехитрым способом).
Кстати, обратите внимание на возраст звонаря. Потом его сменил другой звонарь – ещё младше, но его я заснять не успел.
Вот, пожалуй, и всё, что происходило с нами в первый день поездки. Дальше мы идём в гостиницу (она находится на восточной окраине города), и это – единственный раз за всю поездку, когда мы воспользуемся услугами гостиницы – все остальные ночи мы проведём в поездах.
А в следующем посте мы побываем в той самой крепости Корела/Кексгольм и наконец-таки узнаем, причём же тут кукушка. Ждите продолжения.
This entry was originally posted at https://pilottttt.dreamwidth.org/386251.html.