Итак, мы всё ещё в Белоруссии, и мы направляемся туда, где находится, наверное, чуть ли не самая известная и посещаемая туристами достопримечательность этой страны – в город Несвиж.
Началось всё, конечно же, с Барановичского автовокзала (кажется, мы уже знаем его как свои пять пальцев). Погода была, в общем, неплохая, но где-то на полпути нас накрыл сильнейший ливень, так что все пассажиры автобуса, с сомнением выглянув в окно, полезли доставать свои дождевики и куртки – очень скоро всем нам предстояло выйти туда, под ливень, ведь конечный пункт нашей поездки стремительно приближался. Впрочем, выйдя на несвижской автостанции, мы успели словить только остатки того дождя. Когда мы дошли по мокрым улицам до нашей гостиницы, уже почти стемнело, так что в первый вечер мы никуда больше не выходили, проведя его в гостиничном ресторане за ужином и сетом белорусских настоек (вот, кстати, будете в Белоруссии – не забудьте себе такое заказать, и – думаю, что вы оцените их по достоинству).
Тем временем уже наступило утро, и мы выползаем из своей берлогивыходим из дверей гостиницы, чтобы познакомиться поближе с этим новым для нас городом.
Здание городской ратуши. Находится оно как раз напротив нашей гостиницы, и это – самая старая из всех ныне сохранившихся ратуш на территории Белоруссии: построена в 1596 году – сразу после получения городом магдебургского права. В годы Северной войны здание было сильно повреждено, и позже, в 1752 году, перестроено под модное тогда барокко. Следующей напастью, повредившей не только ратушу, но и около ста домов в центре города, стал пожар 1836 года. После этого пожара ратушу восстановили только частично – без верхнего яруса с часами, так что на всех фотографиях начала XX века эта башенка отсутствует. Полностью же здание было восстановлено совсем недавно – в начале 90-х годов XX века, так что всё, что там наверху, это – новодел, включая и часы (кстати, они играют ту же мелодию, что и часы на Спасской башне Московского кремля, так что у гостей из Москвы может в связи с этим случиться дежа вю).
Начиная с XVII века ратуша стала обрастать торговыми рядами: изначально это были два отдельных корпуса слева и справа от ратуши, в XVIII же веке всё это слилось в единый комплекс зданий, так что теперь не сразу догадаешься, где заканчивается ратуша и начинаются торговые ряды.
Сбоку от ратуши находится так называемый Дом ремесленника – строение в стиле барокко, сохранившееся здесь с 1721 года. И, если судить по размеру, архитектуре и местоположению дома, дела у ремесленника шли очень неплохо.
Гуляем дальше.
Через весь Несвиж тянется длинный каскад прудов, фактически разделяя город на две половины. Сейчас мы – на берегу Девичьего пруда, а по ту сторону моста начинается Замковый пруд.
Уровень воды в Замковом пруду поддерживается благодаря этой плотине. Кстати, говорят, что где-то здесь раньше была водяная мельница.
По ту сторону пруда виден Фарный костёл Тела Господня (XVI век). Скоро мы подойдём к нему поближе.
Если пруд именуется Замковым, это намекает нам, что замок здесь тоже должен где-то присутствовать. Присутствует он за деревьями, и это – как раз и есть та самая популярная достопримечательность, заявленная мной в самом начале этого поста. Туда мы не только подойдём, но и как следует погуляем внутри.
Но начнём мы с того, что поближе. Это – единственные из сохранившихся городских ворот Несвижа – так называемая Слуцкая брама.
Изначально здесь находились деревянные ворота, построенные в XVI веке как часть системы городских укреплений (позже демонтированных) и обеспечивали въезд в город со стороны Слуцкого тракта.
В 1690 году вместо деревянных ворот, сгоревших в ходе военных действий XVII века, построены нынешние каменные, а в 1700 году вторым этажом над ними надстроена каплица (молельня). Ещё одна перестройка произошла в 1760 году – тогда же, кстати, была разобрана и крепостная стена.
На первом этаже расположено помещение для стражи и чиновника, собиравшего пошлину за въезд в город.
Единственное окно каплицы обращено в сторону города (что, в общем, не удивительно, иначе оно стало бы этаким приглашением для артиллерии неприятеля).
Внутри находится совсем маленькая экспозиция, включающая, например, этот колокол конца XVIII века.
Ну а каплица так и осталась каплицей, с той разницей, что теперь это – ещё и часть экспозиции. Кстати, дубовому перекрытию, на котором мы сейчас стоим, больше ста лет, и оно – в прекрасном состоянии.
Окно в каплице – это практически подарок для фотографа.
Говорят, задумывалось оно таким образом, чтобы даже в пасмурную погоду при взгляде сквозь него казалось, что снаружи – солнечный день.
А оранжевые стёкла, помимо цвета, обладают и ещё одним спецэффектом – сквозь них окружающий мир выглядит как отражение от водной поверхности.
Синие стёкла таким эффектом не обладают.
Продолжаем нашу фотопрогулку. Теперь мы – у фонтана на углу Слуцкой и Чкалова, а на заднем плане видна уже знакомая нам ратуша.
Немного исторический застройки по Ленинской улице.
А через дорогу – ещё одно старое строение, до недавнего времени используемое как православная церковь (сейчас для неё построено отдельное здание).
А ещё чуть дальше – одна из изюминок этого города – Костёл (фарный) Тела Господня (1593 г). Это – самая первая в Восточной Европе постройка в стиле раннего барокко и одна из первых за пределами Италии.
А вот на этом месте стоит остановиться и погрузиться в глубины истории этого города, потому что без этого невозможно будет рассказать про костёл.
Впервые название «Несвиж» упоминается в летописях за 1223 год. Если точнее, то там упоминается некий князь Юрий Несвижский, хотя, впрочем, на тот момент существовало ещё как минимум три населённых пункта с таким названием. Археологам же так и не удалось найти здесь что-либо старше XV века (впрочем, возможно, что до этого город стоял на другом месте). Какое-то время здешние земли принадлежали представителям когда-то известного шляхетского рода Кишки (фамилия такая), после чего перешли в собственность к Радзивиллам. Да-да, к тем самым – без преувеличения богатейшему и могущественнейшему роду Речи Посполитой, до такой степени, что они могли себе позволить диктовать условия королю. Впрочем, на тот момент Несвиж был глухим захолустьем и, скорей всего, ещё даже и не городом. Городская же история Несвижа началась благодаря Николаю Радзивиллу «Чёрному» (и это прозвище он получил не столько за цвет бороды, сколько за свой переход в протестантизм). Увидев впервые эти земли, он очень быстро понял, что они практически созданы для постройки замка с мощной системой фортификации. С этого момента из просто захолустья Несвиж становится постоянной резиденцией Радзивиллов, получивших на эти земли ординацию (статус неделимого владения, передаваемого по наследству только старшим сыновьям). Ординация эта продержалась в руках Радзивиллов аж до 1939 года.
Бурный расцвет города связан с сыном Николая «Чёрного» – Николаем Криштофом Радзивиллом «Сироткой». Вообще, судя по прозвищам, все Радзивиллы были людьми крайне интересными. Вот этот самый Сиротка в юности отправился учиться в Германию, попутно немало попутешествовав по Европе и заехав в Италию. Ну так вот, увидев тогдашнюю итальянскую архитектуру (а было это в середине XVI века), он пришёл в восторг и решил, что не пожалеет ничего – ни денег, ни времени, но застроит Несвиж не хуже Неаполя или Рима. А Несвиж на тот момент весь был деревянный, и здешние строители никакой итальянской архитектуры в глаза не видели. Что же делать? И тогда Сиротка находит в Италии тогда ещё молодого архитектора Джованни Мария Бернардони и, пока его не сманил кто-нибудь другой, предлагает ему работу в Несвиже. Впрочем, по пути его перехватывает ректор иезуитского коллегиума в Люблине, где Бернардони в итоге проведёт три года за созданием нескольких архитектурных проектов. Всё это время Сиротка бомбит письмами иезуитский орден и самого Бернардони и в конце концов побеждает: архитектор приезжает-таки в Несвиж и берётся за работу. Под его руководством строится иезуитский коллегиум и создаётся проект вот этого самого костёла. Радзивилл тем временем действительно не жалел никаких средств, а строительство храма шло с такой скоростью, что обогнало все аналогичные проекты Восточной Европы, в том числе и те, что были начаты задолго до этого храма (собственно, потому он и считается самым первым раннебарочным храмом Восточной Европы).
Помимо Бернардони, здесь появляются и другие итальянские зодчие, а город, до того хаотично застроенный деревянными домами, получает регулярную планировку и полностью перестраивается в камне (планировка, кстати, сохранилась до сих пор). Начинается строительство Несвижского замка, оборудованного по последнему слову фортификационного дела, а весь город обносится системой укреплений (крепостные валы и рвы, башни и ворота). Впрочем, помимо застройки, меняется и городская жизнь: Сиротка отменяет многие налоги и повинности для мещан и привлекает сюда многочисленных торговцев и ремесленников, а город благодаря его ходатайству получает магдебургское право. Таким образом, всего за несколько десятков лет из глубокого захолустья Несвиж превращается в один из передовых городов Речи Посполитой.
В XVIII веке город становится жертвой Северной войны, а затем – и всевозможных военных конфликтов Речи Посполитой с Россией и, в конце концов, с 1793 года входит в состав Российской Империи.
Кардинальное перераспределение земель Радзивиллов произошло во время Наполеоновских войн. Князь Доминик Иероним Радзивилл, ординат несвижский, в 1808 году сбежал из Несвижского замка от законной жены в литовскую усадьбу со своей замужней кузиной Теофилой. Пока влюблённые оформляли расторжение браков и пытались узаконить свои отношения, у них родился сын. Он жил и воспитывался в Австрии, где был признан в качестве законного наследника своего отца. Когда в пределы России вторгся Наполеон, Доминик Иероним примкнул к его армии и погиб в одном из сражений. В наказание за измену Александр I велел конфисковать все его владения и отказался признать его сына законным наследником. Единственная дочь Доминика Иеронима от первого брака Стефания, исходя из принципа наследования майоратов, не могла претендовать на Несвиж. В конце концов владение было передано дальнему родственнику – князю Антону Радзивиллу.
Будучи в составе России, Несвиж, как и Новогрудок [DW], попадает в черту оседлости и активно заселяется евреями, которые к началу XX века уже составляют около половины его населения.
Дальше был XX век, в котором история города мало чем отличалась от, например, того же Новогрудка, так что подробно рассказывать о ней не буду во избежание повторений.
Прогуляемся же вокруг этого уникального костёла и рассмотрим его как следует.
Считается, что его прототипом отчасти послужил римский храм Иль Джезу, хотя Бернардони пришлось изрядно попотеть над этим проектом, чтобы, учтя многочисленные пожелания Сиротки, при этом остаться в рамках католических традиций.
И снова фасад.
Рядом с храмом находится эта башня – единственная из башен городских укреплений времён Сиротки, сохранившаяся до наших дней.
Теперь она используется как колокольня.
Рядом с башней.
А теперь – заходим внутрь храма.
Видите все эти канеллюры на колоннах и прочие рельефные элементы декора? На самом деле, их там нет – стены в тех местах абсолютно плоские. Всё это нарисовано. Художники, расписывавшие стены храма, нарисовали всё это с учётом реального освещения, а потому издали почти невозможно заметить подвох.
А ещё этот храм – родовая усыпальница Радзивиллов. Все они там, внизу, под полом храма, забальзамированные. Именно так оно и было изначально задумано Сироткой. Кстати, самого Сиротку, согласно его завещанию, похоронили в простой одежде нищие бродяги, хотя сам он был богатейшим человеком страны, а придуманная им самому себе эпитафия гласит: «Перед лицом смерти каждый – не рыцарь, а только путешественник». С тех пор здесь хоронили только Радзивиллов и только в простой одежде без каких-либо элементов роскоши (и, может быть, только поэтому усыпальница так и осталась неразграбленной).
Технология бальзамирования, привезённая из Египта лично Сироткой, была утеряна где-то в XIX веке. Её восстановлением занимался академик Владимир Воробьёв (тот самый, который потом забальзамировал тело Ленина). Говорят, что он приезжал сюда, доставал тела Радзивиллов из усыпальницы и изучал. А потом, когда нужно было вернуть их обратно, некоторые тела оказались перепутаны местами, так что теперь современным учёным-генетикам достался ребус под названием «Идентификация Радзивиллов».
Старый крест, который был установлен на куполе храма до его реставрации.
Пока я разглядывал фрески, мой слух подсказал мне, что прямо сейчас рядом со мной происходит нечто запредельное. В общем, бывают экскурсии, бывают интересные экскурсии, а это был просто огонь, помесь экскурсии с моноспектаклем, да ещё и приправленная такими фактами, которые вы не найдёте ни на Википедии, ни в путеводителях. Словом – да, мы её наняли и – должен сказать, что за свою долгую туристическую жизнь нам не доводилось слышать чего-то хоть немного близкого как по содержанию, так и по форме изложения. Соберётесь в Несвиж – дайте мне знать, и я снабжу вас её контактами.
Впечатлённые и потрясённые экскурсией, мы выходим наружу, чтобы продолжить нашу прогулку по этому замечателному городу.
Один из корпусов, оставшихся от бывшего монастыря бернардинцев.
Где-то на городских улицах.
А теперь мы переходим Бернардинский мост и направляемся наконец-таки уже прямиком к Несвижскому замку – постоянной родовой резиденции Радзивиллов в течение многих веков.
Вот мы и возле замка.
К замковым воротам ведёт перекинутый через крепостной ров массивный каменный мост.
Напротив входа в замок находится аж целая индустрия по вытрясанию денег из туристов (с соответствующими ценами): здесь вы сможете поесть, попить, понакупить себе целую гору сувениров, покататься по парку на конном экипаже, веломобиле или вот на этом странном паровозике, который при внимательном рассмотрении оказывается замаскированным трактором «Беларусь» (кстати, если кто не знает – у нас в России, в городе Ростов-на-Дону, ежегодно проводятся гонки на тракторах «Беларусь»).
Высота земляных бастионов не может не впечатлять. А если я добавлю к этому, что бастионы соединены друг с другом большим подземным коридором, по которому в случае осады должны были перемещаться солдаты, доставляться оружие и боеприпасы (то есть, не по открытой местности), а ни в оружии, ни в боеприпасах здесь недостатка не было – то вы поймёте, что штурм этого замка – задача, заранее обречённая на провал.
К первоначальному проекту приложил руку всё тот же Бернардони. Потом замок много раз достраивался и перестраивался, и в результате из просто укреплённой резиденции, коей он являлся при Сиротке, превратился во впечатляющий дворцово-парковый ансамбль.
Обходим вокруг.
Вот как раз с помощью такого подъёмного устройства оружие и боеприпасы спускались в подземный коридор.
А теперь – покупаем билеты, проходим через замковые ворота и попадаем во внутренний двор.
Центральная часть построена ещё при Сиротке, но с тех пор она сильно видоизменилась. Остальные строения появились позже.
Единственная башня замка и въездные ворота.
Никогда мне не доводилось видеть их с такого близкого расстояния.
Ну а теперь – войдём внутрь и прогуляемся по залам.
Почти все эти интерьеры реставраторам пришлось восстанавливать чуть ли не с нуля. Дело в том, что в советские годы на территории замка разместился санаторий для партийной элиты. Не стану сравнивать это с нашествием Чингисхана, но в результате часть предметов интерьера разлетелась по различным музеям страны или вывезена в Польшу, а часть – осела на дачах у местных партийных боссов. Впрочем, ещё до этого к разграблению дворца приложили руку и немецкие войска (в Великую Отечественную), и красноармейцы (в 1919 году). Так что теперь музейщики пытаются вернуть во дворец всё, что из него было вывезено (и многое уже возвращено).
Это – единственный оригинальный камин, сохранившийся со времён Радзивиллов. Остальные пришлось восстанавливать, т.к. в своё время они волшебным образом переместились на дачи к партийным боссам.
Этот бильярд – ещё один оригинальный предмет, оставшийся от Радзивиллов. А сохранился он по той простой причине, что не пролезает в двери. Изначально его внесли сюда по частям и прямо здесь собрали, а потому унести его попросту невозможно. Это пытались сделать немцы при отступлении в 1944 году, но бильярд застрял в дверях. Именно в таком положении его и нашли советские войска.
Одним из самых колоритных обитателей этого замка был Михаил Казимир Радзивилл по прозвищу «Рыбонька». Несмотря на свою сомнительную внешность, он обзавёлся целой армией любовниц и в итоге стал путаться в их именах. Но выход нашёлся очень простой – он всех их называл «Рыбоньками», за что и получил своё прозвище. Кстати, как раз при Рыбоньке замок обрёл свой нынешний вид. А когда Рыбонька отправлялся совершать подвиги на любовных фронтах, его жена боролась со скукой тем, что организовала во дворце свой собственный театр.
Как раз этому и посвящена небольшая выставка театральных машин времён Рыбоньки. С помощью этих нехитрых устройств имитировались звуки ветра, дождя, шелест листьев или шум прибоя.
И – такой вот макет театральной сцены Несвижского замка.
Не менее колоритен был и сын Рыбоньки – Кароль Станислав Радзивилл по прозвищу «Пане Коханку» (то есть – «господин любимый»). Известен он был тем, что любил жить на широкую ногу, чуть ли ежедневно устраивал богатые балы и пирушки и при этом жаловался на собственную бедность (например – ну не было у него в замке такого количества фарфоровой посуды, чтобы можно было бить её каждый день). Обладая кучей денег и непомерными амбициями, но при этом не имея какого-либо внятного образования, он «прозевал» целый ряд должностей и привилегий, «уплывших» к соперникам из рода Чарторыйских. В конце концов их противостояние обрело военный характер: Пане Коханку задействовал свою собственную армию, а Чарторыйские попросили помощи у Екатерины II. Позже ситуация переигралась с точностью до наоборот – Чарторыйские встали на сторону польского короля, а Пане Коханку начал заигрывать с Россией. В результате всех этих подковёрных игр российские войска несколько раз появлялись у стен Несвижского замка (это было ещё до первого раздела Речи Посполитой, после которого Несвиж вошёл в состав России).
Выглядываем в замковые окна.
В замковой часовне.
И наконец – арсенал. Пушка «Виноград».
Несвижская литейная мастерская, 1600 г. Копия.
Пушка «Цербер». Там же, почти тогда же и тоже копия ;)
Ещё одна копия, на этот раз – доспеха XVI века.
А это уже – оригинал: немецкий полудоспех XVI века из коллекции Радзивиллов. Долго путешествовал по миру, пока не оказался в США, откуда наконец и был выкуплен несвижским музеем. Словом, это – как раз один из тех предметов, что музей теперь вынужден собирать по всему миру.
И наконец – последний интерьер, который, говорят, полностью сохранился со времён Радзивиллов (если только я ничего не путаю).
Вот мы наконец и снаружи, стоим перед единственной башней Несвижского замка.
Выходим.
Взгляд с моста на один из бастионов.
В Старом парке (он расположен к северу от замка). Русалочий пруд.
Кстати, о русалках. Всё тот же вышеупомянутый Пане Коханку благодаря своему разгульному образу жизни стал героем многочисленных легенд и анекдотов. Один из них гласит, что однажды, будучи в изгнании, Пане Коханку поймал в море русалку и влюбился в неё, а та родила ему пять бочек селёдки и уплыла в море. Возможно, эту шутку придумал о себе сам Пане Коханку (по крайней мере, от него можно было ожидать чего-то в этом духе).
Горбатый мостик сразу за русалкой…
…И один из возможных способов проезда по нему на парковом веломобиле.
Дикий пруд.
На этой странной посудине здесь катают туристов. Против ветра она движется с помощью обычного лодочного мотора, а обратно – под парусом.
По идее, это – драккар, и на чём-то таком плавали викинги, но наличие у него современного лодочного мотора ставит эту странную посудину в один ряд с тем самым трактором «Беларусь», замаскированным под паровозик.
А, кстати, вот и он сам.
И снова Дикий пруд.
Переходим на противоположный берег по ещё одному мосту с плотиной – она отделяет Дикий пруд от Замкового.
Пройдя по противоположному берегу, который почти весь состоит из парков, возвращаемся в центр. И здесь нас встречает уже знакомая нам ратуша, красиво подсвеченная бликами, образуемыми закатным солнцем, отражающимся в окнах соседнего здания.
Но несмотря на то, что солнце уже вот-вот зайдёт, мы отправляемся на поиски ещё одной достопримечательности, и по пути к ней находим вот этого красавца.
Нет, он – не из магазина «Всё для дачи». Это – настоящий аист и настоящее гнездо. Белоруссия – место их гнездования, так что что-то подобное можно здесь увидеть довольно часто.
А вот и та самая достопримечательность. Если точнее, эта башня XVIII века – одно из нескольких строений, оставшихся от монастыря бенедиктинок, основанного в 1596 году и упразднённого уже во времена Российской империи – в 1887 году. Сейчас это – территория Несвижского государственного колледжа.
Ворота в монастырь (колледж).
Бывший монастырский корпус, который теперь можно видеть только из-за забора. А ещё от монастыря сохранились уже едва заметные крепостные валы.
Вот на этой монастырской теме мы и закончим знакомство с городом Несвижем. Ну а в заключительном посте об этой поездке будет небольшой фоторассказ о том, как мы добирались домой через Барановичи – Витебск – Лиозно – Рудню и Смоленск, а главное – за каким дьяволом нам понадобилось ехать столь сложным маршрутом.
This entry was originally posted at https://pilottttt.dreamwidth.org/389736.html.
- Беларусь. Первый день в Новогрудке. Поляки, яблоки и закат над холмами
- Белоруссия. Новогрудок, день второй. Татары, Миндовг и еврейское сопротивление
- Белоруссия. Сутки в Барановичах. Винни-Пух, авангард и много паровозов
- Белоруссия, часть следующая. Несвиж. Аисты, Радзивиллы и взгляд сквозь цветные стёкла
- Белоруссия, финальная часть. Путь домой