Пилот НЛО (pilottttt) wrote,
Пилот НЛО
pilottttt

Categories:
  • Location:

Декабрь в Узбекистане, часть IV. Карши. Древним караванным путём

Примерно четыре часа езды от Ташкента на скоростном поезде «Афросиаб» – и вот мы в ещё одном древнем городе Узбекистана, расположенном к югу от Самарканда и Бухары. И если в прошлый раз [DW] я поражал вас чудесами архитектуры, то на это раз всё будет немного скромнее, но уж точно не менее интересно.

У вокзала нас встречает традиционно шумная стайка таксистов, но здесь их в разы меньше, чем, например, в том же Самарканде (делаем вывод, что этот город менее известен среди туристов). Впрочем, Карши – город, который можно без проблем обойти пешком за один день. Более того, если нигде подолгу не задерживаться – у вас вполне хватит времени, чтобы дойти пешком от вокзала до Каршинского моста, увидев по пути львиную долю здешних достопримечательностей, пешком же вернуться обратно и уехать вечером в Ташкент на том же самом «Афросиабе». Именно так мы и решили поступить и, пройдя мимо таксистов, начали наш пеший путь навстречу новым впечатлениям.

Каршинские куранты. Появились они здесь совсем недавно – в 2014 году, и уже показывают что-то странное вместо точного времени. На самом деле, этот кадр был сделан примерно в полдень.

Этот верблюд, стоящий возле одной из центральных улиц, намекает нам, что мы сейчас находимся в ещё одном городе на караванных путях.

Город Карши находится в стороне от основного маршрута Великого шёлкового пути, но через него проходил не менее оживлённый торговый маршрут Бухара — Карши — Термез — Балх (Афганистан) — Кабул (Афганистан) — Дели (Индия). Кстати, если взглянуть на современную карту автомобильных дорог – то этот древний маршрут в них вполне угадывается. Отсюда до Бухары 163 километра, караваны проделывали этот путь примерно за 7-8 дней. Отсчитывая по 20-25 км вдоль дороги (а именно столько проходил караван за один день), можно предположить, в каких городах находились караван-сараи этого маршрута.

Первый город с полноценной системой укреплений возник примерно в десяти километрах отсюда в VII веке до н.э. (то есть, Карши на век моложе Самарканда). Согдийцы называли этот город Навтак, а греки – Евкратидея. В домонгольские времена также употреблялись названия Нахшеб и Несеф. Появление нынешнего названия обычно связывается с приходом орд Чингисхана: в тогдашнем монгольском языке слово «карши» означало «дворец». Считается, что монгольский хан Кебек построил себе дворец недалеко от тогдашнего Нахшеба, в связи с чем к городу и «приклеилось» его нынешнее название.

На нынешнем месте город возник в XIV веке и получил большое развитие при Шейбанидах, став областным центром в их государстве и одним из крупных центров торговли на караванном пути. Также Карши всегда славился своими садами несмотря на то, что эта местность довольно засушлива, и единственным здесь источником воды является река Кашкадарья.

А мы тем временем идём дальше.
Где-то по пути.

Целая череда интересных объектов, сосредоточенных на небольшой территории, начинается с медресе Бекмир, о котором мне не удалось найти никакой информации кроме его года постройки: 1904.

А вот и источник той самой информации.

Заглянув в открытую дверь, обнаруживаем там маленький внутренний дворик. Такие внутренние дворики – обязательная часть всей традиционной архитектуры Узбекистана: они были и во дворцах, и в караван-сараях, и в медресе, и в обычных жилых домах. При этом окна традиционного узбекского дома выходят только в этот самый двор, прикрытый от палящего солнца широким айваном, со стороны же улицы оказываются только глухие стены. Кстати, ещё сто лет назад путешественники из Европы, прибыв впервые в здешние края, оказывались немало озадачены зрелищем лабиринта из глухих саманных стен и заборов без единого окна. И – думаю, что обусловлена такая архитектура была не только жарким климатом, но и требованиями обороноспособности. Даже сейчас, углубившись в лабиринты переулков какой-нибудь махалли, можно встретить такие дома, хоть и построенные из более современных материалов.

А вот и то, на что мы обратим особо пристальное внимание – сардоба XIV века.

Сардоба – это подземное водохранилище или, если сказать иначе, ловушка для воды. Её основная функция – накопить воду в то время, когда она есть в изобилии, и предохранить её от испарения в то время, когда вокруг всё пересохло. Источником воды мог быть естественный водоём, полноводный в зимне-весенний период и пересыхающий летом – в этом случае бассейн сардобы заглублялся в землю ниже уровня дна водоёма и связывался с ним подземным каналом. Некоторые сардобы питались водой от родников. В тех же местах, где не было совсем никаких источников воды (например, посреди пустыни), в сардобу по специальным арыкам собиралась с больших площадей дождевая вода – и это сооружение становилось единственным возможным источником питьевой воды на всю округу.

Купол сардобы (его правильное название – гумбаз) – это, пожалуй, один из шедевров средневековой инженерии. Здесь вам и кирпичи, изготовленные по специальной технологии и уложенные на особый раствор, и особым образом рассчитанная форма и конструкция купола. Всё это обеспечивало сохранение прохлады даже в самую лютую жару и минимизировало испарения воды из хауза (бассейна) сардобы. Конечно, рано или поздно в стоячей воде начинали размножаться всевозможные бактерии, а потому воду из сардобы можно было пить только после кипячения, но это, всё же, лучше, чем смерть от обезвоживания где-нибудь посреди пустыни. А ещё здесь – впечатляющее эхо.

Помимо караван-сараев, сардобы всегда были обязательным атрибутом караванных путей Центральной Азии. Они устраивались вдоль всего маршрута в местах привалов и ночлегов – и становились не только источником воды для идущих по этому маршруту караванов, но ещё и отличным ориентиром в однообразных пейзажах пустыни. Видите эту башенку над куполом? Помимо вентиляции, она играла ещё и роль маяка, заметного с больших расстояний. К некоторым сардобам также пристраивали по всему периметру крытую галерею, в тени которой мог разместиться на отдых или даже на ночлег весь караван. Кстати, в жаркое время года они предпочитали идти по ночам, а днём, в самую жару, отсыпаться где-нибудь в караван-сарае.

При моей страсти к пешему перемещению на большие расстояния [DW], живи я здесь в те времена – наверное, я бы занимался проводкой караванов. Кстати, если знаете какую-то литературу, где описываются технические стороны проводки караванов на Древнем Востоке – намекните, эта тема мне очень интересна.

Вообще гидротехнические сооружения Древнего Востока – это особая тема, проверенная веками и время от времени привлекающая внимание современных инженеров (вспомним, к примеру, историю проектирования торгового купола Чорсу в Ташкенте). Особого внимания заслуживают огромные системы подземных каналов – кяризов, существующие с древних времён в Иране и Афганистане и представляющие собой сложнейшие гидротехнические сооружения, которые, помимо водоснабжения, приводят в действие багдиры (древние системы кондиционирования), ячхалы (холодильники-испарители) и водяные мельницы.

Вы уже должны были заметить, что на заднем плане за сардобой несколько раз промелькнуло какое-то интересное строение. Давайте разберёмся, что же это такое.
А это – мечеть и медресе Одина. И интересно всё это в первую очередь тем, что это – первое в Центральной Азии женское медресе и первая женская мечеть, и всё это существует здесь с XVI века (привет соседям с юга – афганским талибам, которые прямо сейчас, в XXI веке, выступают за запрет женского образования).

А вот внутрь мы не попали – двери оказались заперты, хотя, по некоторым слухам, внутри должен находиться музей династии Шейбанидов – правителей Бухарского ханства, в начале XVI века пришедших на смену Тимуридам и непосредственно причастных к строительству этого медресе.

Вид сзади, на купол мечети.

Чуть дальше по той же улице мы нашли фундамент какого-то древнего строения, о котором так и не нашли никакой информации (караван-сарай?)

Примерно метрах в ста от него – ещё одно маленькое медресе начала XX века – медресе Киличбой.

В разных источниках указаны разные годы его постройки: в одних – 1911, а в других – 1914.

Через дорогу от него есть ещё медресе Абдулазиз-хана, примерно тех же лет постройки (1909) и примерно в том же стиле, но я его почему-то не заснял (кажется, что-то меня отвлекло в тот момент). Да, хоть мы и не на центральной площади Самарканда, но здесь, на этом маленьком пятачке мы насчитали уже четыре медресе, и это при том, что тот фундамент запросто может оказаться остатками пятого.

Таких аистов мы нашли несколько, но этот из них – самый радостный.

А мы тем временем подходим к реке Кашкадарья, где нас ждёт ещё одна группа достопримечательностей. Когда-то примерно в этой местности находился дворец правителя, а вокруг него – множество караван-сараев, сейчас же здесь стоит памятник узбекской семье.

Не знаю, можно ли считать, что я стал понимать по-узбекски, но каким-то образом я понял, что это – кофейня (хоть и неработающая).

Ворона над крышей неработающей кофейни.

А сразу за неработающей кофейней виднеется то, что стало одним из побудительных мотивов к нашему приезду в этот город.

Это – знаменитый Каршинский мост, построенный аж в 1583 году. Много ли вы знаете мостов, построенных в XVI веке и до сих пор используемых по назначению? Ну так вот, это – один из них.

Построен он был во времена правления Шейбанидов ради проходящих через город караванов, и на тот момент это был один из крупнейших мостов Центральной Азии. За всю свою долгую историю этот мост переменил множество названий: Мост Амира Тимура (хотя Тимур умер за 178 лет до его строительства), Мост Шейбанидов (и это – чистейшая правда), Николаевский мост (уж не знаю, какое отношение к нему имел Николай II). Мост прошёл через множество ремонтов, причиной чему – сезонное бурное течение реки, и сохранился до наших дней в первозданном виде.

Напротив моста находится небольшая плотина, стабилизирующая уровень воды в Кашкадарье.

Когда-то по этому мосту ходили караваны…

…Сейчас же по нему пройдём мы.

На другой стороне.

Ну и в заключение поста поделюсь с вами несколькими своими наблюдениями:

☀ Каршинские водители почему-то очень любят сигналить, причём выглядит это не как «Эй, уйди с дороги!», а как обычный повседневный обмен информацией (ну или чем-то ещё). Если вы окажетесь на каком-нибудь оживлённом перекрёстке (например, возле рынка Орзу), вам будет казаться, что вы находитесь посреди шумной стайки птиц, чирикающих на разные голоса и в разных тональностях.

☁ Человека, перемещающегося по этому городу пешком, ждут аж целых два увлекательных квеста: «найди пешеходный переход» (а потому что он может оказаться не на перекрёстке, а где-то метрах в ста от него вбок) и «найди свой светофор» (он есть, и в этом можете даже не сомневаться, но чтобы его найти, вам придётся хорошенько повертеть головой во все стороны).

☂ Людей, понимающих по-русски, здесь заметно меньше, чем, к примеру, в том же Самарканде (не говоря уже о Ташкенте, где по-русски без проблем понимают все за редкими исключениями). Думаю, что объясняется это малоизвестностью города среди туристов.

Вот, пожалуй и всё об этом городе. Следующие два поста будут снова о Ташкенте, а мы на грядущих выходных надеемся съездить в Бухару. Словом, ждите – будет интересно.

Техническая информация:

Имя объекта: Карши
Описание: Город Карши - путевые заметки
Cтатья на Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Карши
Географические координаты: 38.84814865.8
Высота над уровнем моря: 386 m
На Goole-карте: 38.848148,65.8
На Яндекс-карте: 65.8,38.848148
Почтовый адрес: Республика УзбекистанКашкадарьинская обл.г. Карши

This entry was originally posted at https://pilottttt.dreamwidth.org/398046.html.

    Содержание
  1. Ташкент. Первые дни и первые впечатления
  2. Самарканд. Средневековая архитектура и скоростные железные дороги
  3. Ещё одна вылазка в Самарканд. Чудеса архитектуры и пророк Даниил
  4. Карши. Древним караванным путём
  5. Гуляем по Ташкенту, над Ташкентом и под Ташкентом
  6. Ташкент. Древний город, Космос и всякая всячина

Tags: достопримечательности центральной азии, поездки, путешествия, средняя азия, туризм, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments