Итак, Бурчмулла. Ну да, это – та самая Бричмулла из песни, но её название в последнее время немного поменялось. Впрочем, название этого горного посёлка всегда сопровождалось некоторой путаницей: в прежнее время оно писалось и как «Брич-Мулла», и как «Бричмулла», а начиная с 1970-х годов можно встретить как вариант «Бурчмулла», так и «Бурчи-Мулло» (например, так написано на одном из дорожных указателей). Примерно такая же история и с переводом этого названия. По одной версии, это переводится с таджикского как «угол башни» (имеется в виду система укреплений древнего города Ардланкента, руины которого ушли под воду Чарвакского водохранилища), по другой версии – «долг священника» (тоже с таджикского). И на этот счёт есть аж целых две легенды. Согласно первой, на руинах разрушенного города, от которого сохранился только маленький кишлак, остался жить мулла, который каждый день молился за возрождение и процветание Ардланкента. «Не благодарите, это мой долг!» – говорил он. Вторая легенда более длинная и заковыристая. Согласно ей, в Ардланкенте жили нечестивые люди, погрязшие во всевозможных пороках. Аллах разгневался и стал посылать им всякого рода несчастья: землетрясения, сели, эпидемии, нашествия кочевников… И вот однажды забрёл в город странствующий мулла, к которому горожане обратились за помощью. Тот в ответ объяснил им, в чём они неправы. С того дня горожане старались как могли изменить свой образ жизни, а мулла молился за них. В конце концов Аллах услышал его и простил горожан. Когда же те стали благодарить муллу, тот произнёс фразу, давшую название нынешнему посёлку: «Не благодарите, это мой долг».
Эх, завалил я вас легендами. Давайте теперь перейдём к технической стороне дела.
Как я уже писал, с транспортом в Бурчмулле всё довольно сложно: регулярные пассажирский рейсы из Ташкента есть только до Ходжикента (электричка) и до Чарвака (автобус). Всё это – на противоположной стороне водохранилища, так что уже оттуда нужно добираться на том, что попадётся, либо на такси. Мы решили не мелочиться и поехать на такси прямиком из Ташкента (и, кстати, по цене это оказалось сопоставимо с поездкой на такси по Москве – от центра к окраине). Такая поездка занимает примерно два с половиной часа, из которых час – по горам.
По пути, к востоку от плотины Чарвакской ГЭС, водитель предложил нам остановиться возле стихийной смотровой площадки с превосходным видом на водохранилище.
Где-то там справа, за мысом, на противоположном берегу находится Бурчмулла. Нам туда.
А вот и плотина ГЭС.
Собственно Чарвакская ГЭС строилась с 1963 по 1972 года. Тогда же долина, в которой реки Пскем, Коксу и Чаткал сливались воедино, превратилась в водохранилище. Помимо этих трёх крупных рек, оно принимает в себя множество мелких речек и ручьёв, а вытекает из него единственная река Чирчик – та самая, из которой получают воду все каналы Ташкента и множества других населённых пунктов. Уровень воды в водохранилище сильно колеблется в течение года. Летом он минимальный, так как очень много воды отсюда уходит на полив многочисленных сельскохозяйственных земель по течению Чирчика. Ну а что касается электростанции – то она вырабатывает 2,165 млрд кВт·ч в год при мощности 666 МВт на четырёх гидроагрегатах.
Тем временем мы спустились в долину реки Чаткал, пересекли её по мосту – и вот мы уже в Бурчмулле. Оставляем вещи в гостинице и, приятно удивлённые гостеприимством её хозяев, идём гулять.
Один из закоулков в Бурчмулле. Не пугайтесь – асфальтированные дороги здесь тоже есть, но не везде.
Этот дом, первый этаж которого почти полностью зарос виноградом, почему-то сразу привлёк моё внимание.
Вот мы и на пляже, у водохранилища. Песка здесь нет – только одни сплошные камни, так что поваляться и позагарать здесь не получится. Сегодня рабочий день, а потому людей здесь довольно мало, хотя по выходным пляж пользуется популярностью.
На той стороне, через реку Чаткал, хорошо видны вершины Большой и Малый Чимган, а также соседняя гора Патандезбаши. В этой местности – довольно своеобразная чересполосица народов и государственных границ. Слева, выше по течению Чаткала, начинается Кыргызстан, в 14 километрах к северо-западу отсюда проходит граница с Казахстаном, а прямо здесь, в Бурчмулле, преобладающее население – горные таджики, хотя мы по-прежнему находимся на территории Узбекистана. Такой своеобразный филиал Дагестана по разнообразию культур и языков на квадратный километр.
На берегу хорошо видны «ступеньки», отмечающие изменения уровня воды в водохранилище в течение года. Место, откуда сделан этот кадр, ещё весной было под водой.
Кстати, где-то там же, под водой, находится старая часть Бурчмуллы вместе с руинами Ардланкента, оказавшиеся там при наполнении водохранилища в начале 1970-х годов. Тогда же Бурчмулла переместилась выше по склону – туда, где она сейчас и находится.
Кстати, чересполосица госграниц сильно осложняет горный туризм в этих местах, так как в большинстве случаев требуется оформлять разрешение на вход в погранзону.
Береговая линия здесь представляет собой зигзаг. У самой воды камни покрыты донным илом, говорящим о том, что ещё недавно это место было под водой. Кстати, из-за этих камней заходить в воду не очень приятно – а потому ищите места, где они покрыты илом. Что же до глубины – то её здесь нет. Вам придётся зайти очень далеко прежде, чем вода достигнет вашей шеи.
Тем временем солнце шло к закату.
В закатном свете соседние горы стали выглядеть ещё рельефней.
Тот самый зигзаг береговой линии.
Солнце всё ниже.
Те, кто ещё недавно носился по волнам на своих гидроциклах, уже на берегу и готовы расходиться по домам.
Немного золота вам в френдленту.
Солнце зашло за гору.
Остатки вечерней зари, снятые мной в пространстве между деревьями где-то по пути к гостинице.
По пути с пляжа в сумерках обнаруживаем этот советский мотораритет. Говорят, что «ИЖ-планета 5» славится своей невероятной выносливостью при езде по грунтовым дорогам, а потому в Бурчмулле они попадаются довольно часто.
Найдено где-то возле «ИЖ-планеты».
Взрослый ослик с ослёнком. Повстречались нам недалеко от гостиницы.
Ещё один автораритет в прекрасном состоянии, обнаруженный во дворе гостиницы. Обратите внимание: это – не всем известная «шестёрка», а «тройка», выпускавшаяся с 1972 по 1984 годы.
После ужина мы снова отправились на пляж. Исходя из того, где мы находимся и насколько неплотно населена эта местность, можно сразу предположить, что отсюда должны быть очень хорошо видны звёзды. А одно из немногих мест в посёлке, откуда видно всё небо целиком – это пляж.
Отправляясь на пляж Бурчмуллы в тёмное время суток, не забудьте взять с собой фонарь, иначе вас ждёт множество неприятных сюрпризов на неосвещённых участках дороги (а их там довольно много).
А вот вам и первый звёздный кадр. Помните этот дом, заросший на высоту первого этажа? Снималось с рук на сравнительно длинной выдержке, так что звёзды всё-таки немного размазались.
Пляж по ночам выглядит так.
К вопросу о том, насколько хорошо отсюда видны звёзды.
Пробуем уместить в кадр бо́льшую площадь звёздного неба, используя «рыбий глаз». Справа хорошо виден «ковш» Большой Медведицы, чуть ниже «ручки ковша» видна одна из звёзд Гончих Псов. Левее всего этого неплохо виден Волопас, из-за левого края кадра выглядывает Змееносец, а в пространстве между ним и Волопасом едва угадывается Змея.
А теперь взглянем выше. Дуга из звёзд в форме обратной «S» над Большой Медведицей – это Дракон, в нижнем изгибе которого притаилась Малая Медведица. Знаменитая Полярная звезда, находящаяся на кончике хвоста Малой Медведицы, хорошо видна в правом верхнем углу кадра. Ну а всё, что слева вверху, это – Геркулес.
А вот и снова Большая Медведица. Даже Алькор неплохо виден. Кстати, в древности считалось, что тот, кто невооружённым глазом может увидеть Алькор, сможет очень точно стрелять из лука, а арабы проверяли по Алькору остроту зрения.
Утром, сразу после завтрака, отправляемся через весь посёлок на противоположную его сторону, к водопадам на речке Кулосья.
Одна из улиц посёлка.
И снова ослики.
Из-за домов выглядывает Коксуйский хребет. Кстати, мы сейчас находимся на одном из его склонов.
На выходе из посёлка перед нами открылась долина реки Коксу.
Речка Кулосья, водопады которой нас интересуют, протекает где-то там внизу и впадает в Коксу.
Сворачиваем на тропинку, уводящую нас от дороги параллельно речке.
Древнесогдийский воин или шутка Природы?
Где-то примерно на этом месте мы повстречали человека, собиравшего деньги за проход вдоль реки и даже предъявившего целую гору документов, подтверждающих, что это – не его личная инициатива.
А вот и первый водопад.
Пройдя дальше вдоль речки, мы наткнулись на ограждение с табличкой «Погранзона». Тропинка уходила вверх по склону в обход погранзоны. Первые попытки туда взобраться навели нас на мысль, что без хороших кроссовок с цепкой подошвой туда лучше не соваться (и уж точно не в наших летних городских туфлях). Словом, решено было ограничиться только первым водопадом.
Обратно решили пойти не через посёлок, а по трассе. Местами с неё открываются неплохие виды.
Встречен где-то у дороги.
Бурчмуллинская мечеть.
Вечером, после ужина, мы вновь отправились на пляж смотреть на звёзды. На этот раз я не взял с собой камеру, так как хотел быть именно в роли наблюдателя, а не фотографа. Мы устроились поудобней на одном из стоявших на берегу катамаранов и стали смотреть.
На этот раз звёздное небо оказалось богато на события. Сначала мы увидели аж целую цепочку спутников Starlink, запущенных в ходе миссии Starlink 6-10 (первые дни после запуска они летают одной цепочкой, друг за другом, а потом постепенно разлетаются по орбите). Выглядело это впечатляюще – невесть откуда появившийся на небе движущийся «поезд» из светящихся точек, которые постепенно гасли по мере выхода из зоны, где они подсвечивались Солнцем из-под горизонта. Было ещё много чего-то одиночно летающего, похожего на спутники. Мы «словили» два довольно быстрых метеора (по всему похоже, что это были каппа-Цигниды) и даже смогли рассмотреть Млечный Путь (он выглядел как нечто белёсое, едва отличимое от чёрного неба, тянущееся через весь небосвод). И всё это – за час наблюдения (20:30 — 21:30 по местному времени). И наконец, возвращаясь в гостиницу, где-то в тёмных переулках Бурчмуллы мы повстречали спящих осликов. Впрочем, к астрономии это уже не относится.
Следующее утро мы начали с того, что отправились пешком в соседний посёлок Яккатут (переводится как «одинокий тутовник»). Чтобы туда добраться, нужно перейти по мосту живописную долину реки Коксу. Фотосъёмка на мосту запрещена (объясняется это, по-видимому, близостью погранзоны), но сразу за поворотом находится удобная площадка, с которой открывается отличный обзор как на мост, так и на долину.
Где-то там внизу должны быть остатки старой дороги, ведущей вдоль русла к давно закрытым рудникам. Дорога эта, как говорят, труднопроходима и местами идёт по оврингам (висячим мосткам), пристроенным к отвесным скалам, обрамляющим русло реки. Овринги – исключительно местное явление, известное последние пару тысяч лет, в некоторых местах являвшееся единственной дорогой, соединявшей между собой горные селения. Опасность передвижения по таким мосткам хорошо выражает старая таджикская поговорка: «Путник на овринге – как слеза на реснице».
Наслаждаясь видами, не забывайте смотреть под ноги, иначе понахватаете этих колючек, в изобилии произрастающих на склоне.
На самом деле, появление посёлка Яккатут – это результат бурного разрастания Бурчмуллы, в результате которого люди оттуда стали активно осваивать соседний берег. Также, как и в Бурчмулле, преобладающее население здесь – таджики.
Происхождение названия «Яккатут» тоже объясняется легендами. Одна из них гласит, что когда-то в эти места пришла засуха. Реки и ручьи пересохли, а в горах не осталось ни грамма льда. Все посевы погибли, все сады засохли, и только один-единственный тутовник, дотянувшийся своими длинными корнями до глубоких грунтовых вод, остался жив. И все здешние жители питались его плодами до тех пор, пока в реки не вернулась вода. С тех пор место, где стоял тот тутовник, стали называть в его честь.
Согласно другой легенде, когда-то через эти места шли дервиши, подхватившие неизвестную болезнь. Ничто им не помогало, и с каждым днём они всё больше теряли силы. И вот однажды мальчик, путешествовавший с ними, набрёл на одиноко стоящее тутовое дерево. Лишь только съев несколько ягод с этого дерева, он почувствовал, как болезнь отступает. Тогда он набрал полную шапку тутовника и отнёс дервишам. Съев эти ягоды, дервиши излечились и, отправившись в дальнейший путь, стали всем рассказывать о чудесном дереве. И тогда жители многих посёлков стали ходить сюда за ягодами, а некоторые поселились прямо здесь, у дерева. Так образовался посёлок Яккатут.
Не знаю, как там с чудесными излечениями, но в тутовых ягодах ресвератрола содержится едва ли не больше, чем в хорошем красном вине. Поэтому, будете на югах – обращайте внимание на тутовник.
А мы тем временем уже поднялись вверх по серпантину и идём по посёлку.
Ради этого кадра я даже не поленился переткнуть объектив.
И, как выяснилось, не зря, потому что через минуту мы повстречали этого юного ослика, гонявшегося за проезжавшими мимо машинами.
Дошли мы примерно до этого места, после чего направились назад в Бурчмуллу. По пути с нами заговорил местный мальчик лет пяти. Он спросил, откуда мы, где побывали, и попросил посмотреть в фотоаппарат (я, конечно, разрешил).
На здешних дорогах можно повстречать как современный электромобиль, так и корову, самостоятельно передвигающуюся в строгом соответствии с правилами дорожного движения. Иногда и то, и другое может попасть в один и тот же кадр.
Удивительно, но человеческий глаз видит здесь гораздо больше цветов и оттенков, чем объектив фотокамеры. На самом деле, этот склон разноцветный, но на фото это не попало.
А вот и уже знакомый нам мост через Коксу. Он приведёт нас назад в Бурчмуллу.
Бывает активный отдых, а бывает ещё и гиперактивный. Мы арендовали на пляже катамаран (он же – водный велосипед) и уплыли на нём в русло Чаткала. Во время движения наш катамаран издавал примерно такие же звуки, как и знаменитое транспортное средство из фильма «Кин-дза-дза!», а рыбаки, мимо которых мы проплывали, наверное, посылали молчаливые проклятья в адрес нашего скрипящего на все лады судна. Примерно такие же эмоции у нас вызывали некоторые гидроциклисты, норовившие промчаться мимо впритирку, после чего нас начинало швырять на образовавшихся от них волнах. В конце концов мы добрались до автомобильного моста через Чаткал, и это путешествие (туда и обратно) заняло примерно два с половиной часа, так что тётка, у которой мы арендовали катамаран, даже собиралась отправляться на наши поиски.
Входим в Чаткал.
Мост через Чаткал. Снимать с него тоже запрещено, но то, что нельзя снимать с моста, можно заснять из-под моста.
Например, этот камень, известный как «Чёртов палец». Каждый раз видя что-то подобное, созданное Природой, не перестаёшь удивляться буйству её фантазии.
За мостом.
После двух с половиной часов кручения педалей катамарана идея пойти после ужина на третье наблюдение за звёздами отпала как-то сама собой, так что весь вечер мы провели за чаем во дворе гостиницы.
В воскресенье с утра предполагалось отправиться в обратный путь. Но ведь вы же нас знаете, просто так взять и доехать – это не так интересно. Изначально было задумано так, что обратно мы поедем через Ходжикент, где, воспользовавшись тамошней канатной дорогой, поднимемся на одну из вершин. Но сотрудник гостиницы (его зовут Фахритдин) подсказал нам, что в ближайших окрестностях есть гораздо более интересная канатная дорога, ведущая на гораздо более высокую вершину. Так вместо Ходжикента мы оказались на Амирсое.
Доставил нас сюда водитель, найденный для нас Фахритдином. Он припарковался вооооон на той стоянке, а мы в это время отправились вверх по канатной дороге.
Кстати, по словам нашего водителя, канатных дорог в этих местах полным-полно. Одни из них – современные, построенные в последние несколько лет, другие работают ещё с советских времён, когда в здешних горах начала активно развиваться горнолыжная тематика.
Едем дальше.
На самом деле, чтобы добраться до вершины, нужно проехаться на двух разных подъёмниках. Первый довёз нас до горнолыжного курорта – совсем нового (открылся в 2019 году), за строительство которого кое-кто даже был награждён почётной медалью за заслуги в сфере туризма Узбекистана. Здесь есть много чего всякого разного, и даже можно арендовать шале с камином и превосходным горным пейзажем за окном. Но мы сюда приехали не ради шале, так что – идём ко второму подъёмнику, который должен доставить нас на самый верх.
Такой вот каменный лыжник, мчащийся вниз по склону где-то возле горнолыжной базы.
А мы тем временем грузимся на второй подъёмник и едем дальше – на самый верх.
Взгляд вниз, на горнолыжную базу.
Почти доехали.
Итак, мы на самой вершине – на высоте 2290 метров. Собственно сама гора, на которой мы сейчас находимся, называется Майгашкан, а Амирсой – это название горнолыжного курорта на её склоне.
Панорама рыбьим глазом.
Так отсюда выглядит Чарвакское водохранилище, с берега которого мы только что сюда приехали.
А это – горнолыжная база, где мы пересаживались на второй подъёмник.
Здесь наверху находится отличная смотровая площадка, ресторан и ещё одна кафешка. Словом, голодными вы здесь точно не останетесь.
Подходя к ресторану, не забудьте взглянуть на своё отражение в его зеркальных стенах.
Внутри.
Этот знак намекает посетителям вершины, что устраивать дискотеку на краю обрыва, наверное, всё-таки не стоит.
Ещё здесь есть автоматическая метеостанция, работающая от солнечной батареи. Кстати, похожие датчики скорости и направления ветра есть на каждой опоре канатной дороги. Как я понял, от их показаний зависит не только эксплуатация самой канатки, но и возможность или невозможность в данный момент времени кататься по конкретной лыжной трассе. А, впрочем, сейчас у нас тут лето, так что этот вопрос пока не актуален.
Пора возвращаться.
Вон те «козявки» чуть правее центра кадра – это, на самом деле, лошади, как они видны с высоты канатной дороги.
Ну вот, пожалуй, и всё. Дальше были два часа дороги, в ходе которых водитель объезжал пробку одному ему известными заповедными тропами – и вот мы наконец дома.
Ах да, чуть не забыл. Специально для тех, кто уже не помнит ту самую песню про Бричмуллу:
P.S. Помнится, я обещал вам афтепати. Ну так вот, оно состоялось, так что ждите продолжения.
Техническая информация:
Описание: Посёлок Бурчмулла - путевые заметки
Cтатья на Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Бурчмулла
На Яндекс-карте: 70.102415,41.598541
This entry was originally posted at https://pilottttt.dreamwidth.org/406896.html.