В последнее время мой журнал стал перенасыщен всевозможными историко-архитектурными достопримечательностями Узбекистана. Пришло время разбавить этот поток чем-то принципиально другим, и для этого мы отправляемся в Каракалпакстан, а конкретно – в его столицу, город Нукус.
Из Ташкента в Нукус можно добраться по железной дороге, но тогда вы проведёте в поезде 17 часов и потеряете кучу времени из-за неудобного расписания. Потому самый лучший транспорт до Нукуса – это самолёт, тем более, что нукусский аэропорт находится в сорока минутах ходьбы (да-да, пешком) от центра города. А вот в ташкентском аэропорту вас ждёт подводный камень. Дело в том, что здесь – два терминала, находящиеся по разные стороны от ВПП (как в Шереметьево). В одном из них – внутренние рейсы, а в другом – международные. Если ошибётесь терминалом – придётся оперативно искать такси и ехать вкруговую на другую сторону аэропорта (да, именно это с нами и произошло). В принципе там есть автобусы, но ходят они редко, так что настоятельно рекомендую сразу, с одной попытки, приехать к правильному терминалу.
Сам полёт прошёл без приключений. Кстати, будете лететь Узбекскими авиалиниями – обратите внимание на демонстрацию аварийно-спасательного оборудования (я имею в виду то, что отображается на мониторах). Не знаю, кто это придумал, но – думаю, что это был человек, фанатеющий от собственной работы. Вместо скучной демонстрации ремней безопасности, спасательных жилетов и кислородных масок вы увидите красочный короткометражный фильм о том, как караван готовится к переходу по пустыне (с принятием соответствующих мер авиационной безопасности). Словом, не пропустите.
Возле нукусского аэропорта таксистов было довольно мало (делаем вывод о малоизвестности этого города среди туристов). Завидев нас, они все как один стали предлагать отвезти нас в Муйнак прямо сейчас. Словом, если вы уже прилетели в Нукус – знайте, что Муйнака вам не избежать. У нас поездка в Муйнак была запланирована назавтра, и даже имелась договорённость с водителем, так что молча и не торопясь мы прошли мимо этой шумной кучки таксистов и направились к центру города.
Итак, мы – в столице Каракалпакстана. Это – всё ещё Узбекистан, но не совсем. Дело в том, что Каракалпакстан – это суверенная республика, входящая в состав Узбекистана на основании межгосударственного договора с правом на отделение. Срок действия договора истёк в 2013 году, его так и не продлили, но и референдум о независимости с тех пор тоже никто не проводил. Словом, официальный статус Каракалпакстана – тема, покрытая густым туманом. Кстати, в прошлом году была попытка устранить этот особый статус из конституции Узбекистана, что вызвало яростные протесты каракалпаков.
Ещё можно добавить, что с 1700 по 1920 годы Каракалпакстан входил в состав Хивинского ханства, а до этого в течение многих веков – в состав государства Хорезм.
Каракалпаки – это такой народ. Слово «каракалпак» переводится как «чёрный колпак», и у них действительно когда-то был очень популярен такой головной убор. Каракалпаки считаются потомками кыпчаков (половцев) с изрядной монгольской примесью. Впрочем, это – только одна из точек зрения. Есть и другая версия, согласно которой их предками были печенеги. Из ныне существующих народов ближайшими родственниками каракалпаков являются казахи и ногайцы, и это родство заметно как по языку, так и по внешнему виду. Узбеки обычно характеризуют каракалпаков как людей весёлых и позитивных (и это притом, что позитивности самих узбеков, наверное, можно только позавидовать).
Нукус – город советской постройки. Собственно городом он стал в 1932 году в силу того, что прежнюю столицу Каракалпакстана – город Турткуль (переводится как «четыре озера») – стало подмывать водами Амударьи. Именно тогда всеобщее внимание обратилось на маленький аул Нукус с остатками русской крепости XIX века, который очень быстро превратился мало того, что в город, да ещё и в новую столицу. Кстати, Нукус – это название одного из каракалпакских родов, происходящего от древнего монгольского племени нохос.
Почти все города Каракалпакстана находятся между двумя большими пустынями, в узкой полосе оазисов, тянущихся вдоль Амударьи до остатков Аральского моря. Нукус – тоже не исключение: совсем близко от города начинается пустыня Кызылкум (переводится как «красный песок»), а километрах в восьмидесяти к юго-западу, на территории соседнего Туркменистана лежат пески пустыни Каракум (то есть, «чёрный песок»). Близость пустыни каким-то необъяснимым образом ощущается даже в самом центре города, возле фонтана, хотя, казалось бы, это алогично.
Когда-то очень давно (а точнее – с IV века до н.э. и по IV век н.э.) на территории нынешнего Нукуса существовал город Шурча, от которого к нашему времени практически ничего не осталось. Ещё, по слухам, сохранились некие остатки той самой русской крепости, построенной в середине XIX века. Так что такого изобилия историко-архитектурных достопримечательностей, как во всех предыдущих городах нашего затянувшегося путешествия по Узбекистану, здесь не будет.
Нукус – город одной достопримечательности, но это – такая достопримечательность, ради которой сюда стоит съездить. Более того, если вы интересуетесь авангардной живописью – вы просто обязаны сюда съездить. Почему? Сейчас объясню. Но для этого нам придётся немного вернуться в СССР.
Итак, в Советском Союзе художники делились на «правильных» и «неправильных». «Правильным» были доступны все выставочные площадки, о них писали в газетах, им вручали награды и премии. «Неправильные» имели возможность демонстрировать свои работы только у себя дома, гостям, ну и ещё иногда – на всевозможных подпольных выставках, которые всегда рисковали быть физически разгромленными (вспомним, к примеру, знаменитую Бульдозерную выставку 1974 года, уничтоженную при помощи строительной техники). Таким образом, в СССР искусство делилось на официальное и неофициальное. И в разряд неофициального, конечно же, попали все представители поставангарда (художники, рисующие «непонятно что»), а также те, кто из-за своей идеологии и политических взглядов был «неудобен» советской власти.
(Вы всё ещё хотите вернуться назад в СССР? Ну-ну…)
Так причём же здесь Нукус? – спросите вы. А сейчас объясню.
Жил был в Советском Союзе художник Игорь Савицкий, который, побывав однажды в Каракалпакстане, был настолько очарован этой местностью и этими людьми, что остался в Нукусе жить навсегда. Ну так вот, Игорь Савицкий помимо того, что сам писал картины, занимался ещё и тем, что ездил по СССР, разыскивал этих самых «неправильных» художников и скупал их творения. И все эти картины сейчас находятся прямо здесь, в Нукусе, в коллекции Музея Савицкого, считающейся лучшим в мире собранием советского авангарда.
Такие дела.
А вот и тот самый музей. Кстати, помимо произведений художников советского подполья, здесь полным-полно превосходных работ современных каракалпакских авторов.
Внутри.
Судя по ценам на билеты, администрация музея очень хорошо осознаёт уникальность своей коллекции. Более того, будьте готовы, что за фотосъёмку здесь тоже придётся заплатить достаточно ощутимую сумму. Я эту сумму всё-ж-таки заплатил, так что сегодняшний пост будет похож скорее на картинную галерею, чем на путевые заметки.
Итак, поехали!
А. Шпады – Обеденный перерыв.
М. Кудайбергенов – Закат. 1975 г.
М. Кудайбергенов – Дождливый день.
С. Байбосинов – Встреча.
Сюжет предыдущей картины мне напомнил событие, ещё недавно наблюдаемое мной в Ташкенте. В общем, однажды под нашим балконом пытались разъехаться два таксиста (а проезд там достаточно узкий). И в тот момент, когда накал страстей достиг того градуса, при котором потребовалось употребление непечатных выражений, они оба не сговариваясь перешли на русский язык.
Ну да ладно, это всё – оффтопик. Продолжаем исследовать коллекцию музея Савицкого.
В. Серекеев – Автопортрет. 2000 г.
В.Р. Фальк – Вечер в деревне. Франция. 1930-е гг.
Р.Р. Фальк – Подмосковье. 1947 г.
Р.Р. Фальк – Городской пейзаж. 1930-33 гг.
Б. Серекеев – Навруз у юрты. 2011 г.
Сумаляк – главное угощение на праздничном столе в Навруз. Процесс его варки занимает чуть ли не сутки, а потому в канун Навруза вот такие котлы можно увидеть много где на улицах. К примеру, такой же котёл стоял в Ташкенте возле одного из ближайших к нам ресторанов. Словом, котёл с сумаляком – обязательный атрибут этого древнего праздника, приуроченного ко дню весеннего равноденствия и посвящённого началу нового года (по сути этот праздник тождественен масленице в том виде, в котором она праздновалась в дохристианские времена).
Б. Серекеев – Девушка за маслобойкой. 2011 г.
Б. Серекеев – Двор в Муйнаке. 1986 г.
Б. Серекеев – Женщины с детьми. 2013 г.
Б. Серекеев – Навруз.
Б. Серекеев – Верблюды и гранаты. 2003 г.
Б. Серекеев – Собирают юрту. 2007 г.
Б. Серекеев – Жаркая степь и верблюды.
Б. Серекеев – Амударья вечером.
Б. Серекеев – Вечер. 1979 г.
Ф. Мадгазин – Туманное утро. 1972 г.
А.А. Волков – Аральское море.
Б.И. Бурмакин – Бутылка и апельсины. 1967 г.
Б.И. Бурмакин – Старые вещи. 1960 г.
А.А. Волков – Куня-Ургенч. 1960-70-е гг.
А.А. Волков – Арал. Вечер. 1973 г.
Н.М. Недбайло – Охотник. 1971 г.
Такой вот лубок, изрядно нас рассмешивший.
Н.М. Недбайло – Лирика русского леса. 1960-70-е гг.
Е.П. Мельников – Паганини. 1963 г.
А.Н. Волков – Сбор хлопка. 1945 г.
А.Ф. Подковыров – Старый город.
У.Т. Тансыкбаев – Пастух. 1935 г.
В. Уфимцев – Чайхана в Чатагае. 1947 г.
В.В. Рождественский – Стена дома.
А.В. Шевченко – Дагестанский пейзаж.
Неожиданно мрачновато для Дагестана.
И.И. Захаров – Осень. Золотой пейзаж.
И.И. Захаров – Изумрудный пейзаж.
И.И. Захаров – У водоёма.
В.И. Уфимцев – Крутая улица. 1934 г.
Ж. Куттымурадов – Амударья. 1968 г.
Д. Турениязов – Птица Сирин. 1971 г.
То, что я здесь вывесил, это – только небольшая часть коллекции музея, которая однозначно стоит того, чтобы ради неё приехать в Нукус.
Ну, всё. Выходим наружу.
Вообще-то в Нукусе есть ещё один музей – истории и культуры Республики Каракалпакстан, но мало кто из туристов до него доходил, будучи под впечатлением от посещения музея Савицкого. Мы там не побывали по той простой причине, что пришли уже после его закрытия.
А фонтан уже выключили.
В последние годы в Узбекистане появилась мода устанавливать в городах вот такие огромные флагштоки. В Нукусе флагштоки появились в 2018 году, и их высота – 55 метров. Слева – флаг Каракалпакстана, справа – Узбекистана.
Ещё один элемент недавней моды – появление вот таких арок в некоторых городах. Конкретно эта арка называется «Мустакиллик», то есть – «Арка независимости», что вкупе с особым статусом Каракалпакстана наводит на некоторые мысли.
А эту старинную дверь мы нашли не в музее, а в вестибюле своей гостиницы.
Потом был концерт на центральной площади, как раз возле того самого фонтана. На концерте звукорежиссёр зачем-то вывернул басы так, что мне казалось, что мы – в кузнечном цеху. Какое-то время мы послушали, а потом ушли в гостиницу, чтобы отоспаться как следует перед завтрашней поездкой в Муйнак.
Ну а про Муйнак будет уже в следующем посте.
Техническая информация:
Описание: Город Нукус - путевые заметки
Cтатья на Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Нукус
Высота над уровнем моря: 80 m
На Яндекс-карте: 59.60222,42.46472
This entry was originally posted at https://pilottttt.dreamwidth.org/402743.html.