Итак, я обещал вам Заамин? Тогда приготовьтесь к видам высокогорий, ибо это – как раз он.
Всё то время, которое мы находились в Узбекистане, название Заамин было постоянно на слуху, так как оттуда с завидной регулярностью поступали новости об открытии чего-то новенького (например, аэропорта). Пришло время наконец-таки туда добраться и увидеть всё это своими глазами. Добираться мы решили на самолёте, тем более, что побывать в только что открывшемся аэропорту тоже было небезынтересно.
В течение всего полёта (35 минут) за окном проплывает один и тот же несменяемый пейзаж, состоящий из распаханных полей. Именно так сейчас выглядит некогда безжизненная территория, именовавшаяся ранее Голодной степью (и – думаю, что об этом будет отдельный пост).
Летает в Заамин маленький чешский L-410 – такой своеобразный микроавтобус с крыльями на 19 пассажирских мест. И, кстати, это – один из так называемых самолётов-долгожителей: поставленный на конвейер в 1969 году, пройдя через ряд модернизаций, он производится до сих пор. По этому параметру его можно сравнить разве что со знаменитым Boeing 737, который был запущен в производство ещё в 1967 году и до сих пор не теряет актуальности.
Всего у Uzbekistan Airways таких самолётов две штуки: оба были пригнаны с завода летом 2023 года (то есть, они совсем новые).
Полёт на этом самолётике вызвал у меня однозначную ассоциацию с поездкой на «Газели» по не очень хорошей дороге: салон похож на неё не только размерами, но и компоновкой, а, пока двигатели не запущены, слышно всё, что происходит в кабине пилотов (она отделена от салона занавеской). После запуска двигателей все остальные звуки перестают для вас существовать, особенно если вам «повезло» оказаться в передней части салона (там – самые шумные места). Ну а, поскольку L-410 в принципе не может вскарабкаться выше 4250 метров (а для местных воздушных линий больше и не нужно), то всю дорогу вы будете наблюдать за окном пейзажи в деталях и подробностях (если, конечно, не влетите в облака).
Для понимания масштабов. Кстати, вот как-то так в Заамине выглядит выдача багажа.
Аэропорт Заамин принял первый борт 1 сентября 2023 года. Он – совсем маленький, рассчитан на те 19 пассажиров, что вмещаются в L-410, хотя в принципе на стоянке могут поместиться два таких самолёта.
Фактически аэропорт Заамин состоит только из ВПП, стоянки, здания аэропорта и вышки КДП. Никакого наземного радионавигационного оборудования здесь нет и в помине, все заходы на посадку – только визуальные, так что любая минимальная облачность, мешающая лётчикам увидеть полосу, приводит к отмене рейса. Здесь вам – не Шереметьево, где наземное оборудование позволяет найти полосу вслепую, эффектно выскочить из облаков и сразу же приземлиться. Впрочем, как я уже много раз писал, в Узбекистане пасмурные дни – редкость, и практически все они приходятся на зиму.
Думаю, не будет лишним сказать, что Нацинальный парк Заамин, посёлок Заамин и аэропорт Заамин – это три разные географические точки. Национальный парк находится высоко в горах, на границе с Таджикистаном, и именно он здесь является объектом туризма. Одноимённый посёлок находится на равнине, в предгорьях, и выглядит скорее как небольшой город, чем как посёлок (кстати, оттуда родом нынешний президент Узбекистана). Аэропорт же находится к северу от посёлка по дороге на Даштабад, сразу после кишлака Лайлакуя, слева от дороги. На большинстве онлайн-карт его местонахождение обозначено неправильно, а на спутниковых снимках он пока не появился (ещё прошлой весной здесь не было никаких намёков на будущий аэропорт), так что – рассматривайте этот пост как указание на его истинное местоположение.
Так или иначе, но от аэропорта и до национального парка – примерно час езды на машине, из которого половина – это подъём в горы по серпантину. Вёз нас туда водитель по имени Навруз (да, его зовут так же, как и праздник, отмечаемый 21 марта). Навруз обладает уникальной способностью быть одновременно везде и всюду. По крайней мере, за всё время нашего пребывания в Заамине мы постоянно натыкались на Навруза в самых разных местах.
Итак, вот мы и на самом верху – на плато Суффа, расположенном на высоте 2400 метров над уровнем моря. Именно здесь в последние пару лет одна за другой вырастают новые гостиницы, в одной из которых мы сейчас поселимся.
Заселение в гостиницу прошло не без сюрпризов: сначала администратор очень долго пытался найти нашу бронь, а потом в наш номер чуть не поселили кого-то ещё. Но, так или иначе, все проблемы были решены – и мы отправились обозревать здешние красоты.
Национальный парк Заамин часто называют «Узбекской Швейцарией», и – думаю, что не зря. Определённое сходство действительно есть.
Где-то там по вершинам Туркестанского хребта проходит граница c Таджикистаном.
Арча (она же – древовидный можжевельник) – самое распространённое дерево на здешних склонах.
Примерно в четырехстах метрах от нашей гостиницы находится верхняя станция канатной дороги, совмещённая с сетевым рестораном. А ещё здесь катают на лошадях.
Всё вместе.
Гуляем дальше.
Кажется, нужно быть суперпрофессионалом фотографии, чтобы достоверно изобразить искрящуюся на солнце снежную целину. У меня вот не очень получилось – оригинал выглядел гораздо эффектней.
Продолжаем подниматься по тропинке, протоптанной в снегу лошадьми. Хоть это и не очень комфортно, но гораздо лучше, чем идти по снежной целине.
Вид со склона.
А для того, чтобы сделать предыдущий кадр, нам пришлось прогуляться вот по такому снегу.
Судя по следам на снегу, где-то здесь – конечная остановка всех конных прогулок.
Арчовый лес на склоне.
Идём обратно.
То там, то здесь попадаются следы животных.
Тень – моя (не отца Гамлета).
Где-то напротив канатки.
Как я понял, плато Суффа – место вполне тусовочное.
А теперь мы отправляемся к одной из здешних достопримечательностей – гигантскому недостроенному радиотелескопу.
Чтобы попасть к нему, нам нужно выйти на трассу, перейти её и пройти что-то около километра по снежному полю. Вообще-то где-то там должна была быть бетонка, ведущая к телескопу, но мы её не нашли (по-видимому, она была полностью под снегом) и пошли напрямик по лошадиным следам. Когда мы проходили через небольшой городок бытовок, к нам пристала местная собака, которой мы почему-то очень понравились, так что она сопровождала нас всю дорогу до телескопа и обратно.
Посреди того самого городка бытовок обнаружилось вот такое заброшенно-недостроенное строение (гостевой дом?)
За городком бытовок перед нами открылась ровная площадка, ограниченная со всех сторон горами. Вот примерно так и выглядело всё плато Суффа до того момента, как сюда добрался человек со своими строительными инициативами.
Здесь есть сороки.
Такие странные узоры на снегу создаёт ветер, который свободно гуляет по этой площадке, не встречая каких бы то ни было серьёзных препятствий на своём пути. Ну а слева вверху – след, оставленный кем-то очень мелким.
Мы прошли ещё только половину пути, но недостроенный гигант уже виден как на ладони.
Ближе.
Дальше лошадиная тропинка повернула обратно в сторону трассы, так что продолжить путь нам пришлось по снежной целине.
Хотя, не совсем так – шли мы по следам той самой собаки, что пристала к нам в городке бытовок. За это время она уже успела добежать до радиотелескопа и радостно встречала нас там.
Дошли!
Официально этот проект именуется Международной радиоастрономической обсерваторией «Суффа». Ему был дан старт в 1981 году, ну а собственно к строительству приступили во второй половине 1980-х. Комплекс обсерватории должен был включать в себя третий радиотелескоп проекта РТ-70 (первый находится в Крыму, близ Евпатории, а второй – в Приморском крае, близ села Галёнки), а также здания исследовательского и вычислительного центров. Кстати, советую поискать на просторах интернета фотографии макета этого комплекса строений – его архитектура небанальна и должна была стать главной изюминкой этих мест.
После распада СССР проект достался только что получившему независимость Узбекистану, у которого не нашлось денег на завершение столь грандиозного проекта. С тех пор было совершено множество попыток возобновить строительство, каждый раз сводившихся к подписанию соглашений между Узбекистаном и Россией и оценке стоимости расконсервации и завершения проекта. При этом стоимость с каждым разом увеличивалась чуть ли не вдвое, а до реальных строительных работ дело так и не дошло. По последним данным, обсерватория выкуплена Россией и передана на баланс Астрокосмического центра ФИАН, после чего стройка должна была возобновиться. Завершение строительства и первые радиоастрономические наблюдения ожидались в нынешнем 2024 году. Даже на официальном сайте Астрокосмического центра ФИАН сказано, что радиотелескоп находится в процессе строительства. Но, поскольку ключевым инвестором в этом деле должна была стать Россия, которой нынче не до радиотелескопов, проект так и не сдвинулся с места (по крайней мере, признаков каких бы то ни было строительных работ мы здесь не увидели).
Радиотелескоп должен был представлять собой огромную (диаметром 70 метров) параболическую «тарелку», действующую в сантиметровом и миллиметровом диапазонах с очень высокой чувствительностью и беспрецедентно узкой диаграммой направленности (3 угл. сек.). Помимо приёма радиосигнала от космических объектов, он должен был работать ещё и как радар (то есть, посылать радиосигнал в заданном направлении и принимать его отражение). Плато Суффа оказалось идеальным местом для размещения такого оборудования: минимум влияния атмосферы (благодаря высокогорью), отсутствие поблизости каких-либо источников радиопомех и защита от ветра горами, окружающими плато. Словом, имея под рукой такой астрономический инструмент, можно было бы провести множество уникальных исследований. Но, видно, не судьба.
Недалеко от радиотелескопа обнаруживаем памятный знак: «Волею партии, желанием народа здесь будет сооружён радиотелескоп. Заложен в мае 1981 года». На заднем плане виден заржавевший городок строителей радиотелескопа. А ещё – где-то там должна быть та самая бетонка, которую мы так и не нашли.
Надеясь успеть вернуться в гостиницу к закату, отправляемся в обратный путь.
Где-то на трассе, по пути в гостиницу, мы повстречали Навруза, поприветствовавшего нас через открытое окно своего белого Chevrolet. Мы помахали ему в ответ. Потом – небольшая прогулка, и мы – в гостиничном номере.
Утром следующего дня погода принципиально поменялось. На том месте, где ещё вчера было ослепительно голубое небо, сегодня оказалась сплошная облачность.
Горные вершины словно бы подпирали собой облака, чтобы те не упали на наше плато.
А некоторые из них совсем скрылись в облаках.
Мы решили опробовать (на прочность) здешнюю канатную дорогу.
Зааминская канатка интересна тем, что проходит по очень живописным местам. Это, пожалуй, самый живописный маршрут из всех канатных дорог Узбекистана. Ну и ещё – здесь есть участок, где канатка уходит вниз под каким-то диким углом, так что вам может показаться, что кабинка вот-вот полетит вниз, в пропасть.
Нижняя станция канатки находится на верхнем этаже многоэтажной парковки. Чтобы выйти оттуда, нужно пройти через всю парковку (лифт там почему-то не работает). Первым, кого мы повстречали на выходе из парковки, оказался Навруз.
Дальше мы поднялись к санаторию. Там, не доходя до него, есть место, откуда открывается вид на дорогу и прилегающие к ней горы.
В Узбекистане умеют навьючивать не только осликов.
Вон в той гостинице, слева, я чуть было не забронировал номер, когда организовывал эту поездку. Но, видимо, всё сложилось самым наилучшим образом – там, наверху, на плато, где мы поселились, виды гораздо живописней, чем здесь. А парковка на заднем плане – это как раз и есть нижняя станция канатки.
Поднимаемся обратно. Впереди – тот самый участок с крутым подъёмом.
Когда мы, пообедав, отправились к подвесному мосту, те самые низкие облака стали уже совсем низкими.
Собственно облака превратились для нас в туман, постепенно накрывая собой весь окружающий пейзаж. Плато Суффа находится достаточно высоко, выше нижней границы облаков при низкой облачности, так что то, что с равнины воспринимается как плотная низкая пелена облаков, здесь, в горах, выглядит как туман. То есть, по сути, мы сейчас – внутри облака.
Сопровождаемые мрачными мыслями о туманных перспективах нашего обратного полёта в случае, если эта погода продлится до завтра, мы продолжили свой путь.
Примерно на полпути от гостиницы к трассе весь склон покрыт многочисленными строящимися коттеджами. На самом деле, здесь прямо сейчас кругом – одна большая стройка. В планах создать на плато огромный туристический комплекс, включающий в себя много чего всякого разного, в том числе и – вертолётную площадку (то есть, трансфер из аэропорта будет уже не на машине, а на вертолёте).
Потом мы повстречали чувака на «паркетнике», спросившего, правильно ли он едет к «стеклянному» мосту. Мы ответили, что неправильно, мост – в другой стороне, и мы как раз туда направляемся. Чувак развернулся и предложил подбросить нас до моста. Мы согласились.
А вот и тот самый мост. Это, пожалуй, самое новое из всех здешних сооружений – официальное открытие моста состоялось в декабре 2023 года.
Согласно официальным данным, его длина составляет 305 метров, а глубина ущелья, которое он пересекает, – 150 метров.
Администрация туристического комплекса рассматривает его не как дорожное сооружение, а как аттракцион, а потому при входе на мост нужно покупать билет.
Ущелье, через которое перекинут мост.
В принципе ущелье можно объехать вон по той дороге. Но по мосту – интереснее.
Когда по мосту идут люди, его начинает раскачивать во все стороны так, словно вы едете в старом вагоне метро. Словом, приготовьтесь к хорошей дозе адреналина.
К этой раскачке нужно попривыкнуть.
На мосту можно повстречать самых разных людей.
Тем временем туман густел буквально на глазах. Вот вам два кадра «до и после», сделанные с интервалом в две минуты.
Специально для тех, кому дозы адреналина показалось недостаточно, на мосту есть три участка, где дорожное полотно сделано из стекла (то есть, вы видите под собой все 150 метров глубины ущелья).
На другой стороне.
Туман продолжал густеть.
Мост в никуда.
Арча на краю ущелья, которое вот-вот совсем скроется из вида.
Обратный путь выглядел так.
Погружение в молоко проходит успешно.
Мост вот-вот исчезнет совсем.
Потом мы отошли от моста метров на пятьдесят, и он полностью скрылся в тумане – так, словно его и не было, а на его месте образовалось абсолютное ничто. Вскоре из тумана возник Навруз на своём белом Chevrolet и предложил подбросить нас (бесплатно) до гостиницы. Мы согласились. На заднем сидении у Навруза обнаружились две девушки из США, которые переселились в Узбекистан и преподают здесь английский язык. Маша попыталась вспомнить все известные ей английские слова и рассказать им историю нашего перемещения в Узбекистан и, кажется, ей это удалось.
Когда мы добрались до нашего номера, с балкона было уже мало что видно. Где-то там за туманом скрывается соседнее строение нашего гостиничного комплекса. Ну а горы исчезли так, словно их и не было.
Утром Навруз отвёз нас в аэропорт. И с этого началось ещё одно наше приключение. Дело в том, что мои опасения насчёт облачности и возможностей аэропорта успешно сбылись – наш рейс действительно отменили. Сотрудница аэропорта любезно организовала нам и ещё нескольким пассажирам коллективное такси до Ташкента, которое, что интересно, обошлось нам примерно по цене билета на самолёт (кстати, деньги за билет нам потом вернули). Водитель, помолившись (я не шучу), завёл машину – и мы тронулись в путь. По пути я подметил пару интересных мест, ради которых мы, возможно, в скором времени появимся в окрестностях города Сырдарья. После нескольких часов пути, постояв в пробке возле Бахта, мы всё же добрались до Ташкента (ну и заодно узнали, где тусуются междугородние таксисты – на юго-западе, возле автовокзала – того, что на метро Алмазар).
Техническая информация:
Описание: Зааминский национальный парк - путевые заметки
Cтатья на Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Зааминский_национальный_парк
Высота над уровнем моря: 2400 m
На Яндекс-карте: 68.50111,39.61306
This entry was originally posted at https://pilottttt.dreamwidth.org/418654.html.