Предыдущим постом [DW] я анонсировал нечто интересное, ради чего мы с Машей на прошлых выходных прокатились в Великий Новгород. А дело в том, что время от времени я залезаю на сайт Planeta.Ru, отыскиваю там какие-нибудь интересные и стоящие (на мой взгляд) проекты и, соответственно, их финансирую. Не то, чтобы я тут сидел верхом на мешках с деньгами и щедро, большими пачками, раздавал их всем желающим (тут скорее – принцип «с миру по нитке»), но время от времени где-то во Вселенной начинает происходить нечто такое, чему хочется помочь как лично, так и материально. В данном конкретном случае на краудфандинговые средства Институт истории материальной культуры РАН (тот, что в Питере) приступил к археологическим раскопкам на Рюриковом городище – то есть, на том самом месте, откуда началась история нашей страны (призвание варягов и всё такое).
Почему эти раскопки не финансирует государство? Не знаю. Этот вопрос – не ко мне. Хотя, ответ здесь напрашивается сам собой: сейчас у нашего государства совсем другие приоритеты (ракеты, бомбы и т.д.), так что история и археология отошли на второй план. Впрочем, оставим эту тему за скобками и перейдём к нашему путешествию.
Путь от Москвы до Великого Новгорода – это одна ночь в поезде, прибывающем в пункт назначения в полседьмого утра. Дальше мы какое-то время провели на вокзале (ждали, пока откроются магазины: всё ж таки ехать в гости с пустыми руками – не очень правильно). Потом – позавтракали в круглосуточной кафешке (такая есть рядом с вокзалом) и, закупившись, стали вызывать такси. Вот с этого самого момента, практически на ровном месте, и началось наше первое приключение.
Есть в Великом Новгороде одна очень интересная служба заказа такси (не будем показывать пальцем), с которой вы точно не соскучитесь. Я вызывал у них такси на Воскресенский бульвар (он отходит от вокзала), но диспетчер отправил машину на Воскресенский переулок (находится на другом берегу Волхова). Я перезвонил и уточнил адрес, но, как выяснилось, зря – в результате диспетчер отправил ещё одну машину на Воскресенский переулок. Словом, если вас интересовал вопрос, почему в прошлую субботу Воскресенский переулок в Великом Новгороде был битком набит машинами такси – вот вам и разгадка. А мы тем временем обратились в другую службу такси – и уже через пять минут ехали в сторону городища.
Найти на городище археологов не составило труда – раскоп находится слева от дороги и неплохо с неё виден. Нас поприветствовали, отвели в лагерь, всё рассказали и показали, после чего мы взялись за установку палатки. Один из археологов, по имени Тимур, немедленно пришёл к нам на помощь в этом занятии, но убедившись, что у нас нет с этим никаких проблем, пошёл куда-то в сторону раскопа. Закончив с палаткой, берём камеру и отправляемся в небольшую прогулку по городищу.
Знакомый вид. Только в прошлый раз [DW] вместо голубого неба была чёрная грозовая туча.
Эти законсервированные руины – Церковь Благовещения 1343 года, построенная на фундаменте более старого храма 1103 года. Ну а, собственно, руинами она стала в годы Великой Отечественной, когда оказалась очень удобной мишенью для немецкой артиллерии.
Пройдясь вокруг этого строения и оглядев со всех сторон фундамент начала XII века, вы неизбежно отметите, что тот, более древний храм был раза в три больше сохранившегося, да и вообще – для тех времён представлял собой нечто грандиозное. Зачем же понадобилось разбирать тот огромный храм, просуществовавший всего два века, и строить на его месте этот маленький? Ответ на данный вопрос мы услышали, что называется, из первых уст – от людей, в буквальном смысле докопавшихся до правды. Но об этом – чуть позже.
Вот где-то здесь, на берегу Волхова, и располагалась резиденция Рюрика – первого правителя первого государственного образования восточных славян.
Внизу, под сравнительно крутым берегом (кстати – есть предположение, что этот рельеф – рукотворный), на впадении в Волхов Сиверсова канала находится небольшой пляж, который нашёл популярность как у туристов, так и у археологов, регулярно сюда наведывающихся.
Ну ладно, прогулка – это хорошо, но пора идти к раскопу – приобщаться к археологической жизни.
И тут мы увидели эту полузаросшую калитку, словно приглашающую нас во двор заброшенного дома.
Входная дверь забита гвоздями, но при желании туда можно без проблем проникнуть через окно – этот старый дом всё ещё способен в непогоду сыграть роль крыши над вашей головой. Подозреваю, что его используют в этом качестве некоторые туристы.
А так всё это выглядит снаружи.
А теперь – идём к раскопу.
Вот так он, собственно, и выглядит.
В некоторых кругах бытует мнение, что учёные – это такие люди, которые сидят у себя в кабинетах и занимаются чем-то исключительно заумным. Хотите убедиться в обратном – наймитесь в археологическую экспедицию, и вы поймёте, что чисто физического труда там более чем достаточно. Одни – копают, причём не лопатами (и тем более – не экскаваторами), а маленькими мастерками, аккуратно, чтобы ничего не повредить, снимая слой земли чуть ли не по миллиметрам. Другие эту землю просеивают и в буквальном смысле руками копаются в ней в поисках каких-либо артефактов (чаще всего попадаются куски древней керамики). Третьи эти артефакты промывают, а четвёртые – сортируют, описывают, взвешивают, зарисовывают и т.д., при этом каждый раз фиксируя точное место, где тот или иной артефакт был обнаружен. Словом, всё это – кропотливая работа руками.
Если посчитать всё, что я делал на том раскопе на добровольных началах – то получится, что я отработал там полную смену: большую часть времени – на просеве грунта, а остальное – на промывке (как говорится, лучший отдых – это работа). Должен сказать, что первое занятие грязнее, но гораздо интересней второго, поскольку ты сам своими руками отыскиваешь и извлекаешь из грунта что-то интересное: в основном – те самые куски древней керамики, что в изобилии присутствуют во всех исторических музеях, но иногда попадается и что-то более интересное (так, в нашем присутствии были найдены кусок стеклянного браслета, изразец и монета). Занятие это – и грязное, и пыльное одновременно, а потому археологи при каждой возможности залезали в воды расположенного впритык к городищу Сиверсова канала (тем более, что погода всячески к этому располагала).
Вот с помощью этих конструкций, называемых грохотами и представляющих собой крупное сито, подвешенное на треноге, и просеивается извлечённый из раскопа грунт.
А вот и те самые осколки средневековой керамики, только что извлечённые из земли и промытые. Возможно, из них, как из пазла, удастся собрать нечто целое. А может и не удастся.
Всё это время мы активно приобщались к происходящему на раскопе – я даже научился на глаз отличать куски древней керамики от просто камней и прочего современного мусора. Впрочем, среди мусора попадался и не очень современный (так, я нашёл там кусок чего-то фарфорового с клеймом «Тва М.С. Кузнецова»).
Когда-нибудь, лет через пятьсот, если человечество доживёт до тех времён – то нынешние мусорные свалки станут самыми благодатными местами для археологов. Хотя, с другой стороны, если сравнивать с тем скудным объёмом информацией, оставленным после себя древними и средневековыми людьми, то нынешнее человечество уже сгенерировало такой колоссальный объём информации (по большей части – абсолютно бесполезной) и продолжает генерировать её в геометрической прогрессии, что никакие учёные будущего попросту не смогут выудить ничего для себя полезного из этой бессмысленной горы информационного мусора. Словом, археологам будущего предстоит откапывать из земли остатки серверов XXI века, восстанавливать хранившуюся на них когда-то информацию, а потом – очень долго ругаться и плеваться, копаясь в терабайтах видео со всевозможными котиками и фото в стиле «А вот смотрите, что я ел сегодня на ужин». Впрочем, не будем заглядывать так далеко – может, наша цивилизация в принципе столько веков не протянет.
А у нас тем временем – обеденный перерыв (кстати, огромное спасибо повару Даше за вкусные обеды). А после обеда нас, как и всех, кто работал на раскопе, ждала лекция Хвощинской Наталии Вадимовны об истории исследований на Рюриковом городище, где нам предстояло узнать много чего такого, чего не прочитаешь ни в какой Википедии. Так, например, прошлогодние раскопки и последующая дендрохронологическая датировка по остаткам деревянных укреплений показали, что эти самые укрепления были заложены ещё до прихода Рюрика – между 858 и 861 годами, что, кстати, вполне сходится с летописной датировкой (859 год). Так что – выходит, что город здесь был основан не Рюриком, а Гостомыслом – вождём словен, который как раз и был одним из тех, кто пригласил Рюрика на Волхов, а уже тот сделал недавно отстроенный Гостомыслом город своей столицей.
Лекция в самом разгаре.
А это – прошлогодний раскоп на берегу Сиверсова канала – то самое место, где удалось найти остатки дубовой срубовой конструкции, являвшейся основой городских укреплений. Сейчас эти остатки законсервированы (попросту завалены мешками с песком), а потому участники экспедиции сокрушаются по поводу постоянных попыток туристов взобраться на эти мешки и там сфотографироваться (а, может, их всё-таки стоит как-нибудь огородить?)
Дырки в стене раскопа – это результат деятельности здешней фауны.
Найденная здесь срубовая конструкция возводилась людьми, не имевшими опыта подобного строительства, и в очень большой спешке (ведь происходило это в самый разгар междоусобных войн между славянами, которые, собственно, и стали причиной приглашения Рюрика на царствование). Об этом говорит то, что брёвна не очистили от коры и не уложили в городню, как это обычно делалось, а просто сложили друг на друга в два ряда, зафиксировав их в таком положении поперечными стенами и засыпав пространство между рядами глиной. Конечно, такое сооружение долго не простояло и успешно рухнуло в крепостной ров примерно через тридцать лет после постройки. Впрочем, к тому времени все столичные функции уже были перенесены в Киев, а ещё через век Новгород переместился на то место, где он находится сейчас, так что городище какое-то время стояло заброшенным и заросло.
Ещё (из интересного) – здесь мы узнали, почему была разобрана старая церковь 1103 года постройки (та, от которой остался только фундамент). Дело в том, что от этого места начинался крепостной ров, который позже был засыпан – примерно в те времена, когда на Новгородских землях стали зарождаться основы республики. Князья при этом постепенно превратились в некое подобие нынешней британской королевы и решили покинуть шумный центр города, обосновавшись здесь, на городище. Тогда и был засыпан ров, и началось большое строительство. Ну так вот, археологи проследили трассу того засыпанного рва: отсюда он ведёт прямиком под фундамент церкви 1103 года. Выходит, что церковь построили прямо поперёк только что засыпанного рва. Логично предположить, что очень скоро грунт дал осадку, фундамент «поплыл», и та грандиозных размеров церковь стала попросту рушиться. Вот эта ошибка строителей и вынудила новгородцев в 1343 году разобрать остатки той большой старой церкви и построить на их месте нынешнюю маленькую. Словом, вот такая информация, полученная, что называется, из первых уст – от людей, чья работа – в буквальном смысле докапываться до истории.
Да, кстати – думаю, у вас уже назрел вопрос: «Почему же археологи не продолжили в этом году раскапывать здесь остатки сруба, а переместились на новое место?» Дело в том, что главе города зачем-то понадобилось установить здесь, на городище, флагшток. Соответственно, и археологи вынуждены успеть раскопать будущую площадку для флагштока до того, как сюда придут строители и зальют её бетоном. В общем, эта инициатива с флагштоком посреди древнего городища мне непонятна и крайне сомнительна: представьте себе флагшток посреди – ну, скажем, Мачу-Пикчу. Вот-вот, и я себе этого представить не могу. А мэр Великого Новгорода, по-видимому, может.
А вот и Сиверсов канал, прорытый на рубеже XVIII-XIX веков по инициативе тогдашнего новгородского губернатора Якова Сиверса. Причём прорыт он как раз поперёк южной части городища. Поэтому, если вы, гуляя по его берегам, будете внимательно смотреть под ноги – то, возможно, найдёте здесь какой-нибудь сувенир из IX века, случайно извлечённый на поверхность при строительстве канала.
Вот где-то примерно здесь и проходил крепостной ров.
А мы тем временем снова отправились на раскоп. Мне на этот раз доверили в полное распоряжение один из грохотов, а Маша пошла на промывку найденных в земле артефактов. Происходило это всё до конца рабочего дня, когда, согласно прогнозу погоды, нас всех ожидал страшный ливень с грозой, который должен был превратить раскоп в бассейн. Но вместо ожидаемого страшного ливня мы получили что-то слабенькое, короткое и довольно смешное, а потому сразу после ужина (ещё раз спасибо повару Даше) мы отправились на ещё одну фотопрогулку, чтобы увидеть, как все эти древности выглядят в лучах заката.
У Сиверсова канала.
Я специально не стал поправлять баланс белого, чтобы вы смогли увидеть всё именно в тех цветах, в каких видели мы.
Где-то вдали над Волховом появились три воздушных шара.
Солнце идёт к закату.
Отсюда неплохо видны строения Юрьева монастыря, находящиеся на том берегу Волхова к югу от города.
Сиверсов канал и городище. А чему вы удивляетесь? Я здесь с цветами ничего не делал – именно так оно и выглядело в реале.
И снова у фундамента древнего храма. Вот где-то с этой стороны он и начал проседать и рушиться.
И ещё раз взглянем на церковь XIV века, благополучно простоявшую здесь до прихода немецкой артиллерии.
Кажется, эту стену поймали за миг до обрушения.
Остатки так и недостроенного железнодорожного моста через Волхов, строительство которого начиналось ещё при Николае II. В прошлый раз [DW] я, кажется, уже писал об истории его строительства, так что – не буду повторяться.
Нет, это – не руины древней крепости. Это – всего лишь остатки одной из опор моста.
А солнце уже зашло.
В вечерней заре возвращаемся в лагерь по дороге, которая, как утверждается, является имитацией старинного мощённого тракта.
Ещё один взгляд на тот берег.
И наконец – последний кадр того дня, снятый уже где-то на подходе к лагерю.
Ну а потом всё было по классике – песни у костра под гитару с распитием вина и кормлением местных комаров, которые чихать хотели и на дым от костра, и на все возможные репелленты. Хотя, впрочем, если сравнить местных комаров с теми полчищами насекомых, с которыми мы имели дело на берегах Светлояра [DW] – то можно считать, что комаров здесь нет совсем.
Утро началось, конечно же, с погружения в воды Сиверсова канала, с вкусного завтрака от Даши, после чего мы какое-то время поработали на промывке артефактов. Занятие это мне показалось гораздо более скучным и однообразным, чем то, чем я занимался вчера (а ведь у некоторых хватает терпения заниматься этим каждый день…). Словом, долго мы там не усидели и где-то в районе полудня отправились в соседнее село Спас-Нередицы, известное своим храмом XII века.
Ходя по городищу и его окрестностям, нужно внимательней смотреть под ноги, так как время от времени там попадается что-то вот такое.
Или такое.
Один из немногих остатков насыпи так и не построенной железной дороги, склон которого густо истыкан чьими-то норами.
Помните этот храм? В прошлый наш приезд мы успели пробежаться вокруг него в ритме лёгкого галопа и подёргать закрытую дверь, после чего сразу ушли на автобус. На этот же раз времени у нас – целый вагон, так что нас ожидает полноценное попадание внутрь (а ныне это – не только храм, но ещё и музейная экспозиция).
Итак, церковь Спаса на Нередице была построена здесь в 1198 году и фактически стала заменой для рушившегося храма Благовещения на Городище – домовой церковью для новгородских князей. С XIV века здесь существовал монастырь, к которому был приписан и этот храм, а примерно в те же годы был заново отстроен храм на городище, став новой княжеской домовой церковью. Монастырь пережил разграбление шведами в 1611 году и просуществовал до 1764 года, когда был официально упразднён. Ну а церковь благополучно простояла, опять-таки, до прихода немецкой артиллерии в 1941 году, когда и была почти полностью разрушена. После войны руины храма были законсервированы, а в начале 2000-х – полностью восстановлены.
Заходим внутрь.
А внутри – остатки фресок XII века, собранные реставраторами, как пазл, буквально из осколков, в которые они были превращены немецкими снарядами. Эти фрески считаются наиболее ценным памятником новгородской монументальной живописи XII века из всего, что сохранилось и дошло до наших дней.
Всё вместе
Но здесь есть не только фрески, но и граффити. Те, кто это сделал, в свои Средние века считались не более, чем людьми, испортившими стены храма. В наше же время эти надписи, нацарапанные на фресках, можно считать локальной версией летописи событий, происходивших здесь много веков назад и не оставивших после себя никакой другой памяти, кроме этих царапин.
Ещё граффити. Но здесь, по большей части, какие-то кресты, хотя отдельные буквы тоже просматриваются.
А вход, оказывается, когда-то был сводчатым.
Ну вот и всё. Дальше мы вернулись в лагерь, свернули палатку и тронулись в путь – нас даже подбросили до вокзала, за что огромное спасибо. Потом мы закинули рюкзаки в камеру хранения и немного прогулялись по городу, успев дойти до кремля и отметив, что многое из того, что мы успели увидеть там в прошлый раз [DW], теперь закрыто на реставрацию. Ну а в поезде нас ждал сюрприз – обратно нам предстояло ехать с теми же соседями, с которыми мы ехали сюда (раньше такое с нами случалось только один раз – когда мы ездили в Ригу на выходные [DW]).
P.S. Огромное спасибо археологам за гостеприимство и отдельное спасибо Валерии – проект на Планете.Ру был целиком и полностью её идеей, и благодаря ей стал возможен подобный формат участия в работе экспедиции.
P.P.S. Если вам интересно увидеть всё, что археологам уже удалось откопать на городище – читайте новости проекта на Планете.Ру.
This entry was originally posted at https://pilottttt.dreamwidth.org/388016.html.