Итак, мы всё ещё в Новом Афоне, проснулись утром в нашем маленьком и не очень тёплом бунгало с тем, чтобы продолжить исследования этого примечательного места на берегу Чёрного моря. Но прежде, чем приниматься за исследования, нужно как минимум позавтракать, а потому – отправляемся в гостиничное кафе.
Завтрак был минималистичен, но вкусен. Удивило, что рядом с чайным столом были выставлены на продажу бутылки с чачей (по-видимому, для тех, кто уже с утра, прямо за завтраком решил отправиться в путешествие по миру алкогольных грёз). Но нас больше интересует мир реальный, а потому – начинаем нашу вторую прогулку по Новому Афону, тем более, что сегодняшняя погода для этого очень располагает.
И вновь мы у стен Новоафонского монастыря. Вчера мы видели его сквозь стену дождя, приглядимся же к нему ещё раз.
Утро в Монастырском парке.
Спускаемся по крутому склону к реке Псырцха, и снова оказываемся возле храма апостола Симона Кананита (IX век). Убеждаемся, что он по-прежнему закрыт на реставрацию.
А вот это мы вчера прозевали, когда спешили поскорее зайти куда-нибудь от дождя. Под самой скалой на площадке, на которой когда-то находилась водяная мельница, с некоторых пор действует экспозиция под открытым небом – парк скульптур здешнего художника, скульптора и реставратора Гиви Смыра.
Вот кое-что из того, что здесь выставлено:
Переходим на другой берег, поднимаемся по ступенькам – и оказываемся по ту сторону водопада.
А по ту сторону водопада находится небольшое водохранилище (напомню, что водопад – это не просто водопад, а плотина и водосброс при небольшой электростанции, построенной монахами ещё в 1902 году).
В продолжение темы многочисленных новоафонских водоёмов: в этом городе полным полно всяческих речек, ручьёв и родников. Можно даже сказать, что они встречаются практически на каждом шагу. Поэтому – не удивляйтесь, если в каком-нибудь уличном кафе на вопрос: «Где здесь можно помыть руки?» вас отправят к ближайшему роднику (и это я – на полном серьёзе).
Обратили внимание на это необычное строение по ту сторону водохранилища? Это – не ресторан и не беседка, а всего лишь навсего заброшенный павильон железнодорожной платформы Псырцха.
Это – однопутная пассажирская платформа (не станция), расположенная в ущелье между горами, и на ней уже довольно давно не останавливался ни один поезд.
Впрочем, от этого она стала ещё колоритней.
Павильон построен в 1952 году с характерным для тех лет размахом.
Внутри.
Потолок.
По обе стороны от платформы дорога уходит в горные тоннели. В порталах тоннелей находятся вентиляционные установки, которые во время Грузино-абхазской войны 1992-93 годов были отключены и заброшены – потому теперь пассажиры поездов, идущих по этим тоннелям, наслаждаются всем букетом тепловозных запахов.
Этот тоннель ведёт на восток, в сторону монастыря, и проходит как раз под нашей гостиницей. На поверхность он выходит недалеко от станции Новый Афон.
Напротив него – портал тоннеля, ведущего вглубь Иверской горы.
Ещё раз оглядываемся на водохранилище.
Следующая цель нашей сегодняшней прогулки находится по ту стороны горы. Преодолеваем её по этому небольшому тоннелю.
Дальше – небольшой подъём, и мы у входа в знаменитую Новоафонскую пещеру. И, кстати, это – одно из немногих мест, откуда монастырь виден целиком.
Новоафонская пещера – одно из тех мест, где стоит побывать хотя бы один раз в жизни – потому, ещё готовясь к этой поездке, я несколько раз перепроверил расписание её работы. Пришли мы почти к самому открытию и, закупившись билетами, стали дожидаться своего времени прогуливаясь по окрестностям.
В одной из прилегающих улиц обнаружилось это неработающее кафе, украшенное целым парком скульптуры. Вот, кстати, будучи в Абхазии, советую обращать на подобные заведения самое пристальное внимание. Это – так называемая апацха (традиционный абхазский двор-ресторан). В таких заведениях вы получите и вкусный обед, и домашнее вино, и ко всему этому – порцию абхазского колорита в самых лучших его проявлениях. По крайней мере, местные предпочитают обедать именно в таких заведениях, а не в многочисленных кафешках для туристов.
Тот самый парк скульптур.
И вот наконец подошло время нашей экскурсии. Заходим внутрь.
А внутри нас ждёт ни много ни мало – аж целый поезд метро, который доставит нас к началу пещеры. Это пещерное метро работает здесь с 1975 года, причём в нём используется уникальный разработанный специально для этого метро узкоколейный подвижной состав (нигде больше вы таких поездов не увидите). Всего здесь три станции и примерно 1,3 км путей.
Итак, мы на станции «Входные ворота», и этот поезд доставит нас к точке начала экскурсии – станции «Зал Анакопия»
Приехали. Отсюда начинается наша экскурсия.
Вот мы и в пещере.
Это – огромных размеров карстовая полость, одна из крупнейших в Абхазии, образовавшаяся внутри горы миллионы лет назад – мощный поток воды, словно гигантское сверло, проделал себе дорогу в горной породе. Потом вода ушла вниз, оставив своё творение наедине с самим собой. Миллионы лет эта пещера была полностью законсервирована и скрыта от чьего-либо взгляда (ведь природа самодостаточна, её творения не нуждаются в зрителях).
Первым человеком, проникшим сюда в 1961 году, стал Гиви Смыр (тот самый художник, работы которого мы только что видели возле водопада). Спустился он через глубокий колодец, который сам же и нашёл на склоне Иверской горы, и оказался прямо здесь, в зале Анакопия. Потом сюда пришла группа исследователей-спелеологов, одним из которых стал всё тот же Гиви Смыр, а в 1975 году только что построенное пещерное метро доставило сюда первых туристов. Кстати, с 2004 года и до конца своей жизни Гиви Смыр был директором этого туристического комплекса.
Итак, зал Анакопия. Всего пещера состоит из девяти таких залов, шесть из которых доступны для туристов, а один зарезервирован под научную деятельность. Со времени проникновения сюда первого человека в пещере появилось освещение, туристическая дорожка и даже новогодняя ёлка.
Озеро Анатолия – одно из двух пещерных озёр зала Анакопия.
Воды этого подземного озера кажутся спокойными и незыблимыми, но были времена, когда вода вдруг начинала быстро подниматься и затапливала весь объём этого зала. И так происходило до тех пор, пока не был построен специальный тоннель, позволивший излишкам воды свободно вытекать наружу.
Идём дальше.
Пещера изобилует всевозможными натёчными образованиями самых причудливых форм. Одно из самых эффектных – вот этот «череп».
Он же, вид справа.
Голубое озеро – ещё один подземный водоём зала Анакопия, покрытый лёгким туманом. Вообще, туман, капли с потолка, сырость – обычное здесь явление (мы всё-ж-таки находимся глубоко под землёй).
Идём к следующему натёчному образованию.
Смотрится очень внушительно.
Ближе.
Зал Махаджиров – самый большой в этой пещере (длина – 260 метров, до 50 метров в высоту и до 75 – в ширину). И пересечём его мы по самому длинному в мире пещерному мосту.
Вот мы и на другой стороне.
В конце зала Махаджиров находится так называемое Исчезающее озеро. Вот сейчас оно как раз исчезло, но время от времени это углубление заполняется водой.
Видите эти дыры в своде пещеры? Они сообщаются с трещинами на склоне горы, и через них пещера дышит – поэтому здесь всегда свежий воздух.
Здесь встречаются самые неожиданные формы, многие из которых могут напоминать живых существ.
А мы тем временем подошли к Кораллитовой галерее, в которой нас ожидает буйство форм, и эти сталактиты со сталагмитами – самое меньшее, что можно здесь увидеть.
Всё это создано водой. Проходя через горную породу, вода растворяет известняк и приносит его сюда, к своду пещеры. Когда вода капает, известняк кристаллизуется как на потолке, так и в месте падения капель, и из этих кристаллов постепенно формируются вот такие образования. Кстати, если сталагмит вырастет настолько, что соединится с растущим с потолка сталактитом, то это образование, похожее на колонну, называется сталагнатом.
Идём дальше.
Эммм… И что, они хотят сказать, что уже были такие прецеденты?…
По обе стороны нашей дорожки растут марсианские сады сталагмитов.
И всё это – самых разных цветов (ведь вода приносит с собой не только известняк, но и другие растворённые ею по пути минералы).
А как вам такие формы?
В зале Аюхаа (если не путаю). Кстати, в одном из этих залов время от времени проводятся концерты.
Идём дальше.
А впереди нас ждёт ещё целая роща всевозможных сталактитов и сталагмитов.
И снова что-то марсианское.
Временами кажется, что мы действительно на другой планете и гуляем по какому-то фантастическому саду.
А в следующий момент может показаться, что все эти образования сейчас оживут и пойдут завоёвывать нашу планету.
И в конце пути, в зале Апсны венцом наших пещерных впечатлений становится этот каменный водопад.
Да и всюду кругом наблюдается что-то такое.
Небольшой водопад на выходе из пещеры.
И вот мы уже на станции «Зал Апсны» – конечной остановке пещерного метро, дожидаемся своего поезда.
На втором пути стоит старый состав, ходивший по этим путям с 1975 по 2014 годы.
Поезд на эту станцию приходит задним ходом – машинист находится с другой стороны состава и видит мир по ходу движения посредством видеокамеры.
Попытка заснять что бы то ни было сквозь запотевшее заднее стекло вагона.
Минут пять езды – и вот мы снова на поверхности. Пообедав в ближайшей апацхе, продолжаем нашу прогулку.
Абхазия зимой немыслима без мандаринов. Они здесь буквально повсюду.
Немного окрестностей.
И, конечно же, живописные руины.
А следующая наша цель находится по ту сторону железной дороги, в ущелье, по которому протекает уже знакомая нам река Псырцха.
Помните, ещё в прошлый раз я упоминал о появлении в этих местах Симона Кананита – одного из двенадцати апостолов? Сейчас мы пройдём буквально по его следам и даже доберёмся до пещеры, в которой он жил.
У входа в ущелье находится небольшая кафешка, которую украшает эта каменная черепаха.
Переходим по мосту на ту сторону.
Вид с моста.
А вот и первый артефакт на нашем пути. Легенда утверждает, что углубление сверху на этом камне – не что иное, как отпечаток ступни Симона Кананита.
Тот самый отпечаток.
А вот и второй водопад на этой реке, и он тоже рукотворный – плотина построена ради организации водоснабжения города. Видите акведук, отходящий от плотины направо? За счёт перепада высот, создаваемого плотиной, речная вода течёт по этому акведуку в город, а излишки сливаются прямо здесь (поток, перпендикулярный водопаду). Вся эта система построена в начале XX века теми же самыми монахами, что построили электростанцию и много чего ещё в городе, и старинный водопровод по-прежнему исправно действует.
Водопад вблизи.
Место гибели апостола.
Симон Кананит стал первым человеком, принёсшим христианство в Абхазию, которая тогда была зависима от Византии. Византийцам оказались не по душе смущавшие народ проповеди старого апостола, и его решено было казнить – вот на этом самом месте. Примечательно, что уже потом, в VI веке, именно из Византии пришло в Абхазию христианство.
Идём дальше.
Эти ступеньки появились здесь к приезду Александра III в 1888 году – чтобы император смог посетить пещеру, приютившую когда-то Симона Кананита. Сам же апостол проникал туда несколько более сложным путём.
У входа.
Этот проход прорубили тогда же, в 1888 году.
Апостол же попадал в пещеру по верёвке через эту дыру в потолке.
По словам смотрителя пещеры, здесь нет священника, и каждый приходит сюда с теми словами, которые у него на душе, чтобы попросить апостола о чём бы то ни было.
По пути обратно с нами заговорил человек, одетый подобно священнику. Он показал нам более короткий путь и всячески начал знакомиться с нами. А закончилось это знакомство весьма прозаично – просьбой дать ему денег. Каждый раз в подобных случаях удивляюсь этому контрасту между интересным и многообещающим началом, и до смешного банальным концом.
Уже знакомый нам мост, на обратном пути.
Вот-вот, нас тоже удивило, как папоротнику удалось вырасти в столь неудобной позе.
И в заключение этого поста – кадр, который сам собой просился – бурные воды Псырцхи на длинной выдержке.
Пока всё – иначе у вас тоже будет перебор впечатлений, потому что в оставшуюся часть того дня мы успели ещё взобраться на Иверскую гору к руинам крепости V века и застать там невероятно красивый закат. Но это уже станет следующим постом. Словом, продолжение следует…
This entry was originally posted at https://pilottttt.dreamwidth.org/379200.html.