Наконец у меня дошли руки до нашей предновогодней поездки, и из фотозавала, традиционно образующегося у меня после каждого подобного путешествия, начал рождаться первый пост.
Итак, это было 27 декабря. Чтобы попасть из Лобни в Осташков, нам пришлось воспользоваться аж четырьмя разновидностями железнодорожного транспорта за один и тот же день: электричка (Лобня – Москва), метро (от Савёловского до Ленинградского вокзалов), пафосно-высокоскоростной поезд «Сапсан» (он домчал нас от Москвы до Бологого за два часа вместо полагающихся четырёх), и наконец – маленькая двухвагонная «кукушка», доставившая нас в первый пункт нашего путешествия. Кстати, не с «кукушки» ли пошла нынешняя мода называть новые поезда птичьими названиями?…
Описывать поездку в электричке и метро не стану – в этом не было ничего необычного (ну разве что очень раннее время – из Лобни мы выехали в пять утра). Поездка на «Сапсане», в общем, тоже никаких необычных впечатлений не вызвала (даже невзирая на всю ту шумиху, которой сопровождалось появление этого поезда) – просто пейзаж за окном мелькает быстрее, чем обычно. Самое же интересное началось, когда мы отъехали на «кукушке» от станции Бологое-Московское. Дело всё в том, что Бологое-Полоцкая железнодорожная линия – это такой своеобразный медвежий угол РЖД. Здесь никогда не было интенсивного движения, не было и массовых реконструкций вокзальной инфраструктуры – и потому большинство здешних вокзалов дошло до нас такими, какими они были на момент открытия этой железной дороги (а это – 1907 год, самый разгар моды на деревянный модерн). Правда не так давно РЖД начало зачем-то сносить эти вокзалы, но быстро опомнилось и, прикинув туристическую привлекательность, взялось за их ремонт и даже включило в расписание поезд на паровой тяге (он ходит здесь каждую субботу). Словом, из медвежьего угла эта дорога постепенно превращается в объект туризма.
Если вы хоть раз ездили на поезде между Москвой и Питером, то вы наверняка обратили внимание на типовой николаевский вокзал станции Бологое-Московское. Но мало кто знает, что в Бологом есть ещё один вокзал. Это – он.
Одна из главных трудностей для любителей железнодорожной экзотики – очень короткие остановки. На каждой станции поезд стоит не дольше минуты, и потому вы не успеете ни рассмотреть как следует эти вокзалы, ни тем более заснять их в каком бы то ни было адекватном ракурсе. Всё, что вы успеете – это выскочить из вагона, нажать пару раз на «спуск» и тут же забежать обратно. Словом, не зевайте – смотрите по сторонам.
Вокзал в Куженкино – пожалуй, главная архитектурная изюминка этой дороги. Он недавно отреставрирован.
Он же (ну не было у меня времени отбежать подальше и запихнуть в кадр всё здание целиком!)
Вокзал в Баталино
Ещё один, чуть поменьше – в Фирово. Кстати, пару подобных строений мы прозевали в Шлине и на разъезде 65 км (не забывайте смотреть по сторонам!)
И вот мы наконец на вокзале в Осташкове. Оригинальный вокзал 1907 года сильно пострадал в Великую Отечественную, так что его в 50-е годы снесли и заменили новым.
Ещё из интересного об этой дороге: автор её проекта, инженер-железнодорожник А. Н. Рыжов в своё время прошёл пешком всю её будущую трассу, от Бологого и до Полоцка – все 463 километра (наш человек!), по пути делая замеры и расчёты.
Ещё (к вопросу о медвежьих углах) – здесь всё ещё можно увидеть ручные механические стрелки, и даже есть участок (ответвление на Кувшиново), где до сих пор используется электрожезловая система.
Итак, мы в Осташкове – ещё одном маленьком (население 15384 человека) старинном городке Тверской области, мало изменившемся за последний век и в полной мере сохранившем в себе дух российской провинции.
«На дровах» (судя по некоторым признакам, заведение давно закрылось).
Но выпить кофе нам всё-таки удалось – нашли мы его в одной из башен ограды, оставшейся от закрытого в 1928 году Знаменского монастыря.
А это – бывшие монастырские ворота
Внутри периметра стен единственное строение, напоминающее о монастырском прошлом этой территории – Вознесенский (Знаменский) собор (1742 г). Остальные строения – это старые деревянные жилые дома и даже магазин (впрочем, возможно, что это – бывшие монастырские постройки).
В 20-е годы монастырь, как и многие другие в стране, был закрыт, а на его территории был образован так называемый «рабочий городок» (ныне об этом напоминает название улицы, по которой числятся все постройки внутри монастырских стен), а потом возникла швейная фабрика. Здание храма какое-то время использовалось под склад, но с 1947 года вновь было открыто для богослужений.
Обходим вокруг монастырских стен.
А вот стена, выходящая на набережную Селигера, выглядит не столь опрятно (по-видимому, у кого-то не хватило на неё краски).
Ещё одни монастырские ворота.
С севера к монастырю прилегает небольшая аллея с памятником знаменитому математику и педагогу XVII-XVIII веков Л.Ф. Магницкому, уроженцу Осташкова.
Памятник совсем новый
А вот и набережная. Идём по следу от снегохода.
Селигер – озеро ледникового происхождения, славящееся чистотой своей воды, в это время года представляет собой одно сплошное белое пространство.
Где-то здесь же, на набережной, к нам под ноги выбежал этот представитель местного кошачьего населения.
Гуляем дальше
В центре города сохранилась почти вся застройка XIX века. Если не обращать внимание на автомобили и некоторые другие признаки современности, то можно легко представить себя перенёсшимся лет на сто назад.
Это, к примеру, бывший Лариков приют для девочек конца XIX века.
Ещё одно строение тех же времён, стоящее вплотную к речному вокзалу
Герб Осташкова
А вот все наши попытки подобраться к причалу и поснимать оттуда зимующие суда у пирса приводили нас к этому забору
Проходим мимо центрального парка, где одиноко высится колокольня 1789 года постройки, оставшаяся от снесённой в предвоенные годы Преображенской церкви. Забегая вперёд, скажу, что в Торопце мы увидели нечто прямо противоположное этой картинке (впрочем, это – тема следующего поста). На обратном пути мы ещё подойдём поближе к этой колокольне и постараемся рассмотреть её как следует.
Тем временем сразу за речным вокзалом мы обнаруживаем небольшой заросший деревьями уголок – Набережный сад, в который тут же и сворачиваем. Впрочем, прогулка по саду далась нам не так уж и легко потому, что здесь никто даже не пытался почистить дорожки от снега (конечно, мы все за естественное и природное, но вот гулять проваливаясь на двадцать сантиметров в снег в городской обуви – занятие сильно на любителя).
Где-то посреди сада обнаружилась металлическая статуя рыбака (и удочку ему уже кто-то погнул).
А вот и настоящий живой рыбак, готовящийся ради улова провести несколько часов на льду Селигера.
Вот мы наконец и подобрались к причалу (пусть и со стороны сада)
Сразу за садом – ещё одно строение XIX века.
А вот и то, что мы все так любим – живописные руины!
Вывеска откуда-то из начала 90-х годов (судя по аббревиатуре «ТОО»).
Кстати, изначально эти руины построены в конце XVIII века и являлись городской усадьбой архитектора И.Н. Суравкова, автора проектов многих сохранившихся до наших дней строений в Осташкове.
Снежные шапки
Идём дальше
Ещё чуть дальше находим один из двух стоящих вплотную друг к другу соборов XVII века – Троицкий (1697 г). Интересно, что на момент своей постройки оба эти собора были в числе крупнейших на территории нынешней Тверской области (притом, что Осташков – городок достаточно маленький).
Через дорогу от Троицкого собора обнаружилось ещё одно строение из XVIII века. Где-то здесь рядом должна была быть ещё и ратуша, но она почему-то оказалась нами не замечена (по слухам, она – настолько маленькая, что неотличима от жилого дома тех же времён).
Люба?… Что за Люба такая?
Впрочем, очень скоро мы получили ответ на этот вопрос: это – Люба Богомолова, партизанка и разведчица Великой Отечественной войны, родившаяся в Осташкове. Кстати, лет 12 назад надпись «Люба» пала жертвой рекламщиков, решивших разместить здесь свой рекламный щит. С тех пор рекламу убрали и надпись восстановили.
Идём к берегу
По ту сторону белой пустоты виден остров Кличен – то самое место, с которого в XIV веке началась история этого города.
Когда именно появился на острове город – точно не известно, но в 1371 году он уже точно был и даже являлся объектом территориальных притязаний между литовцами и москвичами. Городок назывался так же, как и остров – Кличен (от слова «выкликать» – с приходом неприятеля горожане созывали к себе на остров людей со всего озера). Закончилась его история в 1393 году, когда городок захватили и сожгли новгородцы. Согласно легенде, в живых остался только один горожанин – рыбак Евстафий (Осташко), который перебрался с острова на материк и положил начало нынешнему, названному по его имени городу.
До XVI века всё поселение на этом берегу сводилось к двум небольшим слободам, одна из которых принадлежала Иосифо-Волоцкому монастырю, а другая – московскому митрополиту, но с 1587 года дела здесь резко пошли в гору: построены новые деревянные укрепления, назначен воевода, началось активное строительство. Как раз в это время и появились те самые две неожиданно большие церкви, одну из которых мы только что видели. В 1610 году вновь отстроенный город пытались взять поляки, но его оборонительная система оказалась им не по зубам (и тогда они взялись за то, что попроще – за разграбление окрестных деревень). Позже городские укрепления несколько раз перестраивались и просуществовали до большого пожара 1711 года.
Ко второй половине XVIII века город сильно разросся и стал центром уезда, причём новая регулярная планировка Осташкова стала образцом для перепланирования всех прочих уездных городов. В XIX веке Осташков считался самым передовым уездным городом, так как здесь одними из первых в России появились больница, народные и духовные училища, библиотека, театр, училище для девиц, городской сад и духовой оркестр, добровольная пожарная команда и др. В годы Великой Отечественной войны город не был оккупирован, но находился вблизи линии фронта и потому сильно пострадал от немецкой авиации. Ну а сейчас Осташков постепенно становится одним из центров летнего туризма.
Вот такая история…
Тем временем мы всё ещё стоим на берегу замёрзшего Селигера и пытаемся рассмотреть окрестности. Слева от Кличена виден полуостров Житное и далёкий силуэт Житенного женского монастыря, основанного в 1716 году и постепенно восстанавливающегося после разрухи советских времён. Туда без проблем можно дойти пешком, как и на Кличен, но нам дорого время – мы приехали сюда в период самых коротких световых дней (почти сразу после зимнего солнцестояния), и хочется успеть завершить нашу фотопрогулку до темноты. Словом, гуляем дальше.
А вот отсюда очень неплохо видны оба старинных храма. Тот, что слева, Троицкий, мы уже видели, а вот тот, что справа, Воскресенский, мы видим впервые.
Шатровая колокольня Воскресенского собора. Такие мало где сохранились – в XVIII веке их массово перестраивали в угоду моде на барокко. Кстати, одно из немногих мест, где все шатровые колокольни сохранили свой первоначальный облик – город Тутаев, в котором мы побывали прошлой весной.
А сама Воскресенская церковь является старейшей из сохранившихся построек Осташкова (1689 г). Судя по лесам, сейчас там ведутся вялотекущие реставрационные работы.
Идём дальше по заснеженной улице
Просто школа, построенная ещё в середине XIX века
Мы не удержались и зашли за ограду
А вот и год постройки
Вид из-за школьной ограды
Помните, я рассказывал про систему городских укреплений, просуществовавшую до пожара 1711 года? Ну так вот, крепостные валы, оставшиеся от этих укреплений, сохранялись в неизменном виде до 1770 года, когда по распоряжению Екатерины II они были срыты (за ненадобностью). Один из валов располагался как раз на этом месте, а справа находились городские ворота. В память об исчезнувших валах, долгие века защищавших Осташков от неприятелей, жители города установили в 1789 году эту часовню-обелиск (так называемый Вальский столп). Ну а дом слева, построенный в начале XIX века – одна из экспозиций здешнего краеведческого музея (но только сегодня он не работает).
Рассмотрим это сооружение поближе. Подозреваю, что наверху когда-то находилась икона.
Кстати, помимо двух экспозиций краеведческого музея (в которые мы не попали), в Осташкове есть ещё частный Музей забытых вещей (в котором как раз к нашему приходу случился внеплановый ремонт – так что туда мы тоже не попали).
Просто дом, заросший чем-то вьющимся
Ещё одно строение XVIII века при входе в парк
Здание бывшего полицейского управления (примерно тех же лет)
В парке
А вот и та самая колокольня Преображенской церкви, которую мы уже видели издали. После сноса церкви она стала просто башней с часами, одиноко стоящей посреди городского парка.
Театр существует в Осташкове с 1805 года, а конкретно это здание построено для театра в 1892 году.
В предновогодние дни здесь не происходит ничего, кроме детских утренников.
Помните, я рассказывал, что в Осташкове одной из первых в России появилась добровольная пожарная команда (это, кстати, было в 1843 году)? Ну так вот, той командой руководил лично городской голова Ф.К. Савин, по инициативе которого в 1869 году построено вот это самое пожарное депо. Его каланча почему-то очень напомнила мне маяк в Махачкале, как он выглядел до обшивки сайдингом (кстати, маяк примерно тех же лет постройки).
А теперь – самое время зайти в кафе и заказать себе огроменную пиццу.
Маша (в том самом кафе)
Пока мы сидели в кафе, пришло осознание того, что небо прояснилось, и вот-вот начнётся закат (наверное, очень живописный). И если мы прямо сейчас отправимся к западной окраине города – то как раз успеем его увидеть. Дело в том, что город Осташков с трёх сторон окружён водами озера Селигер, так что здесь есть возможность увидеть как живописный восход над водной гладью (или над льдами – как в нашем случае), так и живописный закат над ними же.
Один из пейзажей западной части Осташкова, в которой царит практически деревенское спокойствие и тишина.
Но пока мы дошли до берега, небо наглухо заволокло облаками, так что снимать пришлось что-то совсем другое.
Где-то там должен был быть закат
Ещё одни живописные руины (где-то там же, на западе)
Чьё-то замёрзшее старое окно
Кошкин дом. И я, между прочим, абсолютно серьёзно. Это – старый заброшенный дом, внутреннее пространство которого облюбовали кошки (и их там реально много). Маша попыталась дать одной из них кусок сыра. Та зашипела (на всякий случай), но сыр всё же взяла.
Ну а мы направляемся в гостиницу.
Гостиница оказалась очень даже неплохая. Хотя был один момент, подпортивший нам впечатления – дело в том, что вода из крана здесь сильно пахнет болотом. Впрочем, говорят, что это – проблема всего города. Кто-то справляется с ней с помощью фильтров, кто-то покупает бутилированную воду (мы поступили именно так), но такая проблема в Осташкове имеется. Словом, возможно, вода в Селигере действительно такая чистая, как о ней говорят, но в водопровод она попадает явно не оттуда.
Утро в гостинице. Оказалось, что из нашего номера неплохо видна Баптистская церковь, находящаяся как раз напротив гостиницы (кирпичное строение с крестом под крышей). Кстати, где-то здесь же рядом есть и церковь Адвентистов Седьмого Дня.
До поезда ещё оставалось время, так что мы решили прогуляться вдоль берега
Где-то в восточной части города
Там же
А вот и вокзал
Наша «кукушка» уже прибыла (та же самая, на которой мы вчера приехали сюда из Бологого). Сегодня мы поедем на ней дальше по маршруту – в Торопец.
Кубовая. В стародавние времена, когда в вагонах ещё не было титанов с горячей водой, пассажирам приходилось выходить на каждой длинной остановке и запасаться кипятком в таких специально предназначенных для этого строениях (они всегда находились на некотором удалении от здания вокзала из соображений пожарной безопасности). В наше время подобные строения мало где сохранились. Одно из них мы видели на вокзале в Великом Новгороде, второе нашли здесь.
В путь!
А впереди нас ждёт ещё один колоритный городок Тверской области – Торопец. Словом, продолжение следует…
This entry was originally posted at https://pilottttt.dreamwidth.org/378547.html. Please comment there using OpenID.