И снова, впервые за долгое время, у меня в журнале – цветные фотографии (а вы, наверное, подумали, что я окончательно погряз в чёрно-белой плёнке). И раз уж я снова снимаю в цвете – цвета будет по-настоящему много, ведь сейчас у нас самое разноцветное время года – разгар осени.
А запечатлевать разгар осени мы на этот раз будем в Абрамцево. Помните, как в прошлый раз, облазив пешком все окрестные достопримечательности, мы, уставшие и, кажется, голодные, добрели до Абрамцева как раз к моменту закрытия усадьбы? Ну так вот, на этот раз мы решили наверстать упущенное и приехали туда днём.
Итак, мы снова в Абрамцево – выходим из поезда и отправляемся по этой усыпанной осенней листвой дороге в сторону усадьбы.
Природа здесь, конечно, живописна, но с прошлого нашего приезда на фонарных столбах зачем-то появились колонки, из которых звучит какое-то непонятное регги. Зачем здесь регги? Ну я понимаю – где-нибудь в Ялте (море, пальмы и всё такое), но здесь, среди этих осыпающихся клёнов, эта музыка вызывает жуткий диссонанс.
Идём дальше
Овраг по-прежнему живописен
Уже близко…
Переходим по мосту не очень чистые воды речки Вори (кстати, в тот раз, если помните, с ней тоже было не всё в порядке)
Уже почти дошли
С прошлого раза перед входом в усадьбу появилось что-то такое
Русалка
Эммммм… Это – то, о чём я подумал? Держу пари, что автор этого творения родом из Солнечногорска. По крайней мере, там, в городском парке нам уже доводилось встречать нечто похожее.
Прежде, чем входить в усадьбу – вспомним немного её историю.
Итак, село Абрамцево как населённый пункт известно ещё с XVI века, однако культурная движуха здесь началась с 1843 года, когда усадьбу приобретает писатель С.Т. Аксаков и постоянными посетителями здесь становятся его современники: Гоголь, Тургенев, Тютчев и др. С 1870 года усадьба находится в собственности у легендарного мецената Саввы Мамонтова, организовавшего здесь широкомасштабную деятельность художественного кружка с участием таких известнейших ныне художников, как В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, В. А. Серов, И. Е. Репин, М. В. Нестеров, И. И. Левитан, М. А. Врубель. Помимо живописи, с деятельностью этого кружка связывают возникновение в Абрамцево и его окрестностях своей собственной школы резьбы по дереву и художественной керамики. В советское время, после знаменитого хрущёвского разноса на выставке художников-абстракционистов, Абрамцево становится прибежищем представителей неофициального искусства – это было одно из немногих мест, где могли выставляться художники, для которых официальные выставочные площадки были закрыты.
Итак, мы на территории. Это – главный дом усадьбы.
Напротив него растёт огромный дуб, возраст которого – примерно два с половиной века.
Это – художественная мастерская – одно из немногих строений усадьбы, которое нам в прошлый раз удалось увидеть вблизи (через забор). Думаю, одного вида этого строения достаточно, чтобы понять, чем именно в нём занимались ;)
Скамья Врубеля, отделанная изразцами ручной работы. Помню, чтобы её разглядеть, в тот раз нам пришлось подойти вплотную к забору и подпрыгнуть как следует. Хотя, впрочем, и сейчас она не слишком хорошо видна сквозь запотевшие стёкла.
Вид со стороны скамьи Врубеля
Гуляем по территории усадьбы.
Пожелтевшая ветвь одной из усадебных лиственниц.
Я бы сказал, что художники – отнюдь не дураки, что решили обосноваться в столь живописном уголке планеты. По крайней мере, пейзажистам здесь есть, где развернуться.
Кстати, художники всё ещё здесь.
Я зачем-то прихватил с собой телеобъектив, но единственное, что мне удалось на него снять – эти утки.
Я же обещал вам много цвета?…
А теперь переходим к достопримечательностям.
Этого каменного идола XI века привёз С.И. Мамонтов откуда-то с Украины. Культ каменных идолов пришёл туда вместе с перекочевавшими с Алтая половцами. В Абрамцево таких идолов две штуки.
Маленькая усадебная церковь Спаса Нерукотворного образа, построенная в 1882. Причём спроектировал её ни кто иной, как В. М. Васнецов (хотя, впрочем, и остальные обитатели усадьбы приложили к ней свою руку: иконостас в ней – это практически выставка работ известнейших художников России конца XIX века).
Дача В. Д. Поленова. Внутри сейчас – выставка совершенно невероятных карандашных портретов, где буквально несколькими штрихами передан характер человека.
И снова осенняя листва
Мост через небольшой овраг, прилегающий к даче Поленова
Строение возле дуба – это бывший корпус санатория (остальные корпуса, кажется, уже снесены), в котором теперь – выставка живописи XX века.
Ну а теперь – идём по экспозициям.
Это строение изначально создавалось как баня, но по своему первоначальному назначению оно ни разу не использовалось – так что, по сути, это – гостевой дом.
А внутри – выставка резьбы по дереву (той самой, что началась ещё во времена Саввы Мамонтова)
Просто интерьер
Зная, что здесь жили художники, способные собственноручно изготовить печные изразцы, можно уже и не удивляться, что каждая печь в этой усадьбе является произведением искусства.
Ну а экспозиция выглядит примерно так.
Вот мы и снова снаружи.
А вот и та самая художественная мастерская. Заглянем, что там внутри.
А внутри оказалась выставка керамики, созданной руками знаменитых обитателей этой усадьбы. Это, к примеру, Весна (автор – М.А. Врубель)
И снова печи
Ну а мы отправляемся по домам.
Где-то по пути
В ожидании поезда
This entry was originally posted at https://pilottttt.dreamwidth.org/371840.html. Please comment there using OpenID.