Итак, началось всё с того, что где-то на просторах интернета я наткнулся на анонс дня открытых дверей в Звенигородской обсерватории. И, как вы понимаете, мы не смогли оставить это событие без внимания и немедленно выехали на место происшествия.
Кстати, прежде, чем выезжать, мы все внимательно следили за прогнозом погоды – было бы обидно проделать почти трёхчасовой путь до обсерватории, и ничего, кроме облаков, на небе не увидеть.
Чтобы попасть в обсерваторию, нужно доехать до станции Звенигород, а оттуда… – да, правильно – успеть добежать до автобуса. Мы успели. И вот мы уже идём от остановки по усыпанной осенними листьями обочине этой дороги.
Потом было недолгое ожидание у проходной среди других таких же интересующихся, и вот мы наконец внутри.
Таких башен здесь несколько, и мы заходим в самую большую.
Здесь, наверху, установлен старенький астрограф ЦЕЙСС-400. Собственно, число 400 здесь – это диаметр объектива в миллиметрах, определяющий его светосилу, а фокусное расстояние у него – 2 метра (а вот теперь сравните это с объективом своей фотокамеры). Ну а башня нужна потому, что чем выше над землёй – тем меньше искажений вносится атмосферой (и именно поэтому обсерватории обычно стараются разместить где-нибудь высоко в горах)
Кстати, сравнение с фотокамерой здесь напрашивается само собой: астрограф – это, по сути, комбинация фотокамеры с телескопом, и предназначен он для фотографирования звёздного неба. Конкретно этот астрограф снимает (точнее, снимал) на крупноформатные фотопластины 30x30 см, обеспечивающие огромное разрешение при своей минимальной стоимости, но они уже лет двадцать как сняты с производства (для интереса проверил – максимальный формат листовой фотоплёнки, какой я нашёл в продаже в интернете, это – 13x18 см). Конечно, тут напрашивается мысль установить сюда цифровой задник и продолжать пользоваться – но оказалось, что по цене это выйдет дороже, чем новый цифровой астрограф. Так что теперь этот огромный аппарат почти никак не используется (ну разве что иногда приезжают сюда с телевидения, чтобы снять очередную «документальную» страшилку про какую-нибудь там комету или астероид, который летит прямо сюда, уже совсем близко, и вот-вот разобьёт Землю вдребезги, а сотрудники обсерватории при этом изображают очень сильно напуганных астрономов).
В главную трубу астрографа никак не заглянешь (да он и не предназначен для наблюдения), но заглянуть здесь можно либо в искатель (относительно короткофокусная вспомогательная зрительная труба), либо – в гид (ещё одна, длиннофокусная зрительная труба, по которой аппарат точно наводится на нужный участок неба). И то и другое фактически играет ту же роль, что и видоискатель в обычной фотокамере. То, на чём вся эта махина установлена, называется монтировкой. Она снабжена часовым механизмом, поворачивающим всю конструкцию вслед за вращением Земли, тем самым компенсируя «уползание» небесных объектов из кадра.
Перемещаемся в ещё одну башню, поменьше…
…в которой установлен рефлекторный телескоп ЦЕЙСС-600 (и 600 – это диаметр главного зеркала в миллиметрах). Фокусное расстояние здесь уже гораздо скромнее – 70 см, и по этому параметру телескоп ЦЕЙСС-600 более-менее сопоставим с имеющимися сейчас в продаже зеркально-линзовыми телеобъективами.
Поскольку его конструкция не заключена в трубу, хорошо видно, как он устроен. Свет, пришедший от объектов наблюдения, отражается от главного зеркала, имеющего вогнутую параболическую форму (вот оно, в самом низу), и затем попадает на маленькое вторичное зеркало, находящееся в верхней части телескопа и отражающее свет уже непосредственно в окуляр либо на какой-либо светоприёмник (смотря что в данный момент там установлено).
В прежние времена этот телескоп использовался для наблюдений малых тел Солнечной системы. При этом обсерватория делила телескоп с юными астрономами из Дворца пионеров, которые постоянно норовили внести в его конструкцию какое-нибудь новшество (например, однажды они решили, что телескоп без трубы – это неправильный телескоп, и изготовили эту трубу из первого попавшегося подручного материала – туалетной бумаги). Сейчас этот аппарат используется главным образом для настройки всевозможных фотоприёмников. Дело в том, что Звенигородская обсерватория расположена довольно неудачно с климатической точки зрения – в Московской области большую часть года небо закрыто облаками, и это делает малоэффективным использование всей этой дорогой и сложной оптики. Потому сейчас вся наблюдательная работа постепенно переводится на юг России, где гораздо больше ясных безоблачных дней в году.
Этот белый шар, установленный во дворе обсерватории – робот-телескоп, который в конце концов был приобретён после неудачных и дорогостоящих попыток автоматизации и цифровизации всей этой старой оптики.
В зависимости от заданной программы, времени суток и наличия/отсутствия облаков, он открывается, наводится на нужные участки неба и делает снимки, тем самым освобождая астрономов от необходимости торчать всю ночь у телескопа, а потом наутро ещё и заниматься проявкой сделанных ими снимков. И, кстати, заниматься всем этим приходилось в любую погоду – даже в сильные морозы, ведь помещение, где установлен телескоп, принципиально не должно быть отапливаемым, иначе мощный восходящий поток тёплого воздуха исказит всю картинку.
Ну а теперь переходим к наблюдениям. Что можно наблюдать на небе в Московской области в пять вечера в конце сентября? Пожалуй, только Солнце. Кстати, наш экскурсовод честно пытался «нащупать» Венеру в искатель астрографа ЦЕЙСС-400, но она была ещё очень плохо видна, и в тот момент как раз спряталась за деревом. Так что нам осталось только Солнце.
Как обычно говорят астрономы, смотреть на Солнце в телескоп без специального солнечного фильтра можно только два раза в жизни: один раз – правым глазом, а второй раз – левым.
И тут же на примере первого попавшегося предмета – опавшего берёзового листа – экскурсовод продемонстрировал нам, что именно произойдёт с глазами такого горе-наблюдателя
В результате лист задымился и был прожжён насквозь
А вот таким ухищрением можно воспользоваться, если фильтра у вас нет, а увидеть солнечный диск очень хочется.
Впрочем, на тот момент на солнце ничего интересного видно не было – ни в окуляр телескопа, ни на листе бумаги.
А на этом телескопе вместо защитного солнечного фильтра установлен узкополосный красный светофильтр, и вот через него-то как раз оказался неплохо виден солнечный протуберанец (этакий выброс солнечного вещества, висящий маленькой светящейся кляксой над его поверхностью)
Здесь же рядом установлены солнечные часы, показывающие истинное солнечное время. Тень падает примерно на 16:20, а этот кадр сделан в 17:13 по Москве, и это – повод вспомнить, что московское время отличается от поясного времени на час в большую сторону, а истинное солнечное время может отличаться от поясного как в большую, так и в меньшую сторону – в зависимости от того, где вы находитесь относительно середины пояса (кстати, Звенигородская обсерватория находится в 53-х километрах к западу от центра Москвы).
Теперь мы переместились в ещё одно помещение, немного напоминающее гараж. На самом деле, это – мастерская по ремонту и наладке телескопов, и здесь можно увидеть ту технику, с которой когда-то начинала свою работу эта обсерватория. Оба этих аппарата изначально не имели никакого отношения к астрономии. То, что ближе, это – корабельный бинокль, снятый с реального военного судна. Что из себя представлял изначально второй аппарат – я, если честно, не запомнил (если опознали – пишите в комменты).
А ну-ка, куда это у нас тут НАТОвская подводная лодка подевалась?…
Один из телескопов, с которым сейчас ведётся наладочная работа для стороннего заказчика.
Идём дальше. Этот предмет на крыше, похожий на френч-пресс, на самом деле – метеорная камера. Обладая сравнительно широким полем зрения, она способна регистрировать пролёты метеоров до +4 звёздной величины.
И на закуску – самое впечатляющее. И чтобы увидеть это впечатляющее – заходим в это трёхэтажное строение, крыша которого способна целиком отъезжать в сторону по рельсам.
ВАУ!
Нет, вы не поняли: «ВАУ» – это название (точнее, аббревиатура). Но именно это слово хочется произнести, когда впервые заходишь сюда и видишь вот это огромных размеров нечто, напоминающее ни то гигантский фен, ни то что-то, что очень скоро будет запущено в Космос.
Итак, камера ВАУ, помимо своих размеров (диаметр главного зеркала – 107 cм), интересна тем, что её монтировка способна с высокой точность отслеживать траектории пролётов искусственных спутников Земли на околоземных орбитах. В основном именно для этих целей она применяется: отслеживание траекторий спутников, близко летящих комет, а также многочисленного космического мусора, летающего вокруг Земли по своим орбитам довольно плотным роем. Ещё только начиная осваивать околоземное пространство, человечество за последние полвека поназапускало туда великую уйму всякого рода космической хрени, которая уже давно выработала все свои ресурсы и теперь просто летает, всё больше угрожая столкновением действующим космическим объектам. С помощью камеры ВАУ Звенигородская обсерватория получает актуальные параметры орбит всех этих железяк, на основании которых принимаются решения о корректировке орбит действующих спутников с целью увести их от столкновения.
Эта махина также работает с крупноформатной фотоплёнкой, и для её замены на цифровой задник понадобилась бы такая сумма денег, которой бы, наверное, как раз хватило, чтобы вывести всю эту конструкцию на орбиту, где она станет ещё одним, очень большим космическим мусором. Потому здесь поступили проще – заказали новый цифровой телескоп-астрограф с более скромными параметрами и просто установили его на ВАУ вместо одного из гидов. Белая «бочка» справа в кадре – это как раз он.
Всё. На этом экскурсия наша закончена (и всё то, что я здесь написал, это – только небольшая часть услышанного нами от экскурсовода, доктора наук, профессора Д.З. Вибе).
В лучах вечернего солнца мы покидаем территорию обсерватории
Осенний натюрморт с кирпичом (снят где-то по пути к проходной)
Последний взгляд на башню телескопа ЦЕЙСС-400
Собственно мы (селфи через широкоугольный объектив)
И снова эта усыпанная осенними листьями дорога
Поле (за деревьями слева от дороги)
Солнце спешило спрятаться за верхушки деревьев
А небо украшали многочисленные инверсионные следы от недавно пролетевших самолётов
Надвигающаяся с юга сплошная облачность не оставляла шансов следующим экскурсантам увидеть на небе что бы то ни было
Ну а мы уже вышли к остановке. Эта часовня находится за деревьями, как раз напротив остановки.
Просто дикий виноград, оплетающий ветку клёна.
На этом – всё. Дальше – автобус, электричка, и – домой.
P.S. В этом посте много фотографий всевозможных астрографов и телескопов, но нет ни одной фотографии с видом звёздного неба. Между тем, Звенигородская обсерватория как раз начала работу по оцифровке фотопластин из своих архивов, и некоторые из них уже есть на их официальном сайте. К примеру, на этой странице можно увидеть снимок кометы Хякутакэ, сделанный 27 марта 1996 года с помощью астрографа ЦЕЙСС-400, здесь – архив всех негативов с изображением этой кометы, а здесь – точно такие же негативы с кометой Джакобини-Циннера (1985 год).
This entry was originally posted at https://pilottttt.dreamwidth.org/370215.html. Please comment there using OpenID.