Итак, наступил вечер, и мы отправились в город Рязань на вечернем… эмммм… экспрессе. Именно так. В расписании этот поезд гордо именовался экспрессом, хотя почти всю дорогу мне хотелось выйти и подтолкнуть его, чтобы ехал быстрее. В общем, на каком-то таком расслабоне наш «экспресс» добрался до Рязани за три с половиной часа (подозреваю, что с нормальной скоростью туда можно доехать часа за два). Дальше, отоспавшись в гостинице и позавтракав, мы отправляемся гулять по этому древнему городу.
Кстати, что касается древности – то тут есть небольшой подвох. Дело в том, что нынешняя Рязань не имеет никакого отношение к той самой древней Рязани, столице Рязанского княжества. Тот город располагался совсем в другом месте – в пятидесяти километрах ниже по течению Оки, примерно напротив нынешнего Спасска-Рязанского, и был уничтожен в 1237 году в результате нашествия Батыя. Город же, в котором мы сейчас находимся, назывался тогда Переяславль-Рязанский и после сожжения Старой Рязани принял на себя столичные функции. Рязанью он стал называться с 1778 года (переименован Екатериной II в память о богатом историческом прошлом бывшей столицы княжества). Вот такая историческая путаница.
Исторический центр города выглядит довольно колоритно
По мере роста города, его центр всё больше отодвигался от Оки, так что, если идти от кремля на запад – то застройка XIX – начала XX века постепенно сменяется чем-то позднесталинским, а потом появляется и что-то более современное. Вот примерно по этим торговым рядам и проходит граница между застройкой XIX и XX веков.
Впрочем, архитектура XX века не столь интересна, а потому – идём в сторону Рязанского кремля.
Здание слева – это Театр на Соборной, у истоков которого стоял ещё не кто иной, как М. Е. Салтыков-Щедрин – в Рязани его помнят не только как писателя, но и как бывшего вице-губернатора (1858-1860 гг.)
Напротив него – недавно установленный памятник самому легендарному из рязанских князей – Олегу. В те стародавние времена (а именно – XIV век) Рязанское княжество фактически находилось меж двух огней: с одной стороны была Москва, традиционно пытавшаяся подмять под себя соседей, а с другой – ещё более беспокойное соседство с Золотой Ордой. Будучи в столь непростой ситуации, князь Олег сделал всё возможное и невозможное, чтобы Рязанское княжество сохранило независимость (кстати, за это его сильно невзлюбили московские летописцы, объявив чуть ли не предателем).
В парке возле кремля
В самом конце набережной виднеется храм Спаса-на-Яру (1686 г.). Мы туда ещё подойдём
Где-то там за деревьями скрываются русла Оки и её притока Трубежа – отсюда их практически не видно.
А мы подходим к территории кремля, где самое заметное строение – это колокольня
Изначально территория города занимала сравнительно небольшой участок на этом холме, но позже была расширена и заняла весь холм. С уничтожением Старой Рязани город обрёл деревянную крепостную стену с башнями, а к XV веку был дополнительно обнесён частоколом. К XVIII веку деревянные укрепления пришли в негодность и были снесены за ненадобностью, а в 1797 году на месте единственной каменной башни начато строительство этой колокольни.
Здесь же неплохо видны остатки крепостного вала и рва, который, по-видимому, когда-то был заполнен водой. Других валов не было – защиту с остальных сторон обеспечивал естественный рельеф, а водными преградами являлись опоясывающие холм речки Трубеж и Лыбедь.
Колокольня достраивалась в несколько этапов, причём каждый раз – с изменениями в проекте. Свой окончательный вид она обрела в 1840 году, став одним из самых высоких строений Рязанской области (83,2 м) и первоклассным навигационным ориентиром (в прежние времена она была видна из любой точки города и его окрестностей)
А вот сквозной проход через арку колокольни почему-то закрыт (наверное – чтобы коронавирус не прошёл)
Следующее за колокольней строение – Успенский кафедральный собор, имеет довольно странную историю и считается самой впечатляющей постройкой России XVII века
Изначально Успенским именовался совсем другой храм XV века, но, поскольку тот уже не вмещал всех прихожан – решено было построить другой храм на новом месте. К 1692 году новый Успенский собор был уже почти готов, когда вдруг сам собой рухнул из-за ошибки в расчётах. То, что мы видим сейчас – это уже третий Успенский собор, построенный в 1699 году
Ещё известно, что в этом храме находится самый высокий в России иконостас, но увидеть его пока не возможно – храм закрыт для посетителей (реставрация?)
Помимо размеров храма, впечатляет и обилие резных деталей, что довольно необычно для XVII века
А что же случилось с самым первым Успенским храмом XV века? – спросите вы. А вот он – стоит совсем рядом, перестроенный до неузнаваемости и переименованный в Христорождественский. По сути, от XV века в его внешнем облике почти ничего не осталось.
Заложен он был в конце XIV века по велению всё того же Олега Рязанского, а с 1522 года стал кафедральным. Несмотря на ряд кардинальных перестроек, он по-прежнему считается самым старым строением Рязанского кремля и одним из древнейших сохранившихся строений Рязанской области. Кстати, именно этот храм стал усыпальницей всех рязанских князей и княгинь
Чуть дальше виден купол ещё одного храма XV века – Архангельского, когда-то являвшегося одним из строений княжеского дворца (домовой церковью). Больше от дворца ничего не осталось.
Внизу, в старом русле реки Трубеж находится причал, откуда громогласно зазывает туристов реклама речных экскурсий
Примерно над причалом стоит довольно необычная по своей архитектуре Церковь Святого Духа (1642 г). Необычна она, прежде всего, своей двухголовостью (а точнее – двухшатровостью)
Кстати, вот примерно с этого места и началась история Переяславля-Рязанского
В 1522 году из Борисова-Глебова на территорию кремля был перенесён архиерейский двор. Его территория ограничивается этим забором, а здание XVII века, что видно в кадре, изначально являлось архиерейскими палатами (кстати, в народе оно именуется «Дворцом Олега» – говорят, что княжеский дворец находился именно на этом месте)
Проникаем через эти ворота в бывший архиерейский двор
Так выглядит «Дворец Олега» с фасада. Ныне он почти весь занят музейными экспозициями.
Довольно большую часть территории кремля занимает Спасо-Преображенский мужской монастырь, основанный ещё в XIII веке. Сейчас мы как раз на монастырской территории, и перед нами – одна из монастырских церквей – Богоявленская (XVII в).
Соборный монастырский храм Преображения Господня (1702 г.)
А здесь – чуть сложнее. Это – две монастырские постройки XVIII-XIX веков, объединённые в одно строение церковью начала XX века и содержащие в себе части конструкции монастырских келий XVII века. Всё вместе именуется в народе «Гостиницей знати», большую часть XX века являлось жилым домом, а теперь в нём размещается семинария.
На газоне у стен Успенского собора отдыхают кремлёвские собаки
Одни из ворот архиерейского двора и портал Архангельского собора, пристроенный к нему в XIX веке и, в общем, неплохо согласующийся с окружающей архитектурой
Портал того же храма, но более ранней постройки. Вдали виден певческий корпус архиерейского двора (ныне – музейная экспозиция)
А вот и снова «Дворец Олега»
Поднимаемся наверх…
…И, как оказалось, правильно делаем – потому что в ту же минуту с неба полило
Надев оранжевый дождевик, вы можете стать самой яркой деталью пейзажа
А тем временем дождь заканчивается, и мы перемещаемся в певческий корпус, в котором теперь размещается экспозиция «По обычаю дедову»
Вся эта керамика когда-то украшала чьи-то дома
Сени
Палата воеводы. «Беседа воеводы с московским стольником»
Женская палата. «Смотрины невесты»
Благословение молодых
Просто вид из окна
Большая часть второго этажа посвящена традиционной женской одежде. В прежние времена по ней можно было читать, как по книге – так, по одежде селянки, приехавшей на ярмарку, без труда определяли не только её национальную принадлежность, но и деревню, из которой она приехала.
Это же относится и к угро-финнам (слева – мордва-эрзя и мордва-мокша), и к татарам (справа)
А в соседнем помещении – вот такая необычная выставка, включающая великое множество национальных колоритов. Здесь есть даже цыганка и кубинка.
И снова нам пришлось пережидать дождь под крышей
Мох на старых стенах
Если «Гостиницу знати» мы уже видели, то это – «Гостиница черни», и расположена она также на архиерейском дворе. Собственно, изначально это – амбары XVII века, которые в XIX веке были приспособлены под гостиничные номера. Теперь же здесь размещаются две экспозиции, в одну из которых мы сейчас как раз и заглянем
Вот примерно так, согласно реконструкции, выглядел тот самый князь Олег
Макет одной из башен городских укреплений Переяславля-Рязанского
Фрагмент застройки тех же лет
Ну а теперь – прогуляемся по единственному крепостному валу
Помните историю про второй, самопроизвольно рухнувший Успенский собор? Ну так вот, из материала рухнувшего собора построили вон тот храм Илии Пророка (1700 г).
Взгляд с вала на строения Рязанского кремля
Ну а теперь, как я и обещал, подходим ближе к храму Спаса на Яру
Храмовый забор смотрится довольно необычно
Есенин (возле храма)
Где-то в центре
Примечательно, что все ёлки в этом ряду разных биологических видов
Исторические здания вдоль Новослободской улицы
Легендарный рязанец Евпатий Коловрат
Эммм… Из этой таблички, наверное, нужно сделать вывод, что лошадей в Рязани так много, что это стало проблемой
Ну, здесь и так всё понятно…
А ныне Почтовая улица представляет собой некий аналог московского Арбата со множеством ресторанов и прочих подобных заведений
Мы решили пообедать на летней веранде одного из них, и тут я обнаружил, что это – превосходное место для стрит-фото
Пока всё.
А в следующем посте мы зайдём ещё в пару музеев, раскроем тайну рязанских грибов, успешно попадём под ливень и увидим термоядерный закат над Окой. Словом, ждите продолжения (и надеюсь, что на его написание у меня уйдёт меньше времени, чем на этот пост).
P.S. Будем надеяться, что меня не забаннят за фразу «кремлёвские собаки» в этом посте.
This entry was originally posted at https://pilottttt.dreamwidth.org/364810.html. Please comment there using OpenID.