Итак, вот мы и в Рыбинске. Если точнее, то все дни этой поездки Рыбинск был для нас местом ночлега, теперь же мы прогуляемся по его улицам.
Для нас город Рыбинск начался с вокзала, который был построен в 1870 году вместе с ж/д веткой Рыбинск-Бологое (то есть, вокзал на 30 лет старше всей Савёлки)
Изначально предполагалось посвятить Рыбинску третий день нашей поездки, но эти планы нам подпортил прогноз погоды, который как раз на этот день варьировался между просто дождём, сильным дождём и дьявольски сильным ливнем. Потому я постарался максимально отснять виды города вечером первого дня (мы как раз только-только вернулись из Пошехонья), а третий день решено было сделать чисто музейным.
Центр города нас порадовал. Если в прошлый наш приезд я отмечал, что город имеет своё архитектурное лицо, но это лицо сильно пообтрепалось от времени, то теперь центр Рыбинска основательно подремонтировали, и на него реально приятно смотреть.
Узнаёте это место? Именно здесь, на этой улице состоялась эпическая схватка между Ипполитом Матвеевичем и о. Фёдором (я имею в виду, конечно же, гайдаевскую экранизацию «12 стульев»). А на заднем плане видно одно из самых узнаваемых строений города – рыбинская пожарная каланча, самая высокая в России (высота – 48 метров)
А продолжение пожарной темы нас ждало на набережной, где, помимо этих трёх пожарных машин, в какой-то момент была замечена также и скорая помощь (но она быстро уехала). Как выяснилось в итоге, весь этот шум-гам произошёл из-за загоревшегося мусорного бака.
Волга вышла из берегов и затопила нижний ярус набережной. Говорят, что это – нормальное явление для нынешнего времени года, так что городские службы заранее обесточивают фонари и пр.
Волжский мост. В прошлый раз мы нашли где-то посередине этого моста надпись «Здесь рыбы нет»
Одно из украшений набережной – Никольская часовня (1867), также недавно отреставрированная
Бурлак
Появление этой скульптуры на Волжской набережной неслучайно. Дело в том, что практически до начала XX века профессия бурлака считалась одной из самых востребованных в Рыбинске. Но для того, чтобы понять, почему так получилось, давайте окунёмся в историю этого города.
А история Рыбинска с некоторыми условностями началась в 1071 году, когда на противоположном берегу Волги был основан погост Усть-Шексна – один из опорных пунктов на торговом пути Каспий-Шексна-Балтика. Погост этот, пережив нашествие татаро-монголов (1237 год), разросся в посёлок и просуществовал примерно до XVII века.
Параллельно погосту уже на этом берегу Волги возникла Рыбная слобода (и именно ей нынешний город обязан своим названием). Жители слободы обладали монопольным правом на ловлю красной рыбы по всем окрестностям и снабжали ею царский двор. Дело это было выгодное, потому в XVI веке жители соседней Усть-Шексны стали массово переселяться на этот берег. С переносом столицы в Петербург и открытием Вышневолоцкой водной системы Рыбная слобода стала главной перевалочной базой этой системы: здесь товары, пришедшие с Волги, перегружались на плоскодонки, которые формировались в караваны для последующей проводки по каналам до Петербурга. Соответственно, слобода очень быстро разрослась и уже в 1777 году получила статус города. Дальше появились Мариинская и Тихвинская водные системы, в которых Рыбинск также играл ключевую роль. Всё это привело к угасанию рыбного промысла, уступившему место погрузке/разгрузке и бурлацкой тяге. Объёмы речных перевозок были такими, что вскоре Рыбинск стали неофициально называть столицей бурлаков и пронёс это звание до массового внедрения на речном флоте паровой тяги. Многие крестьяне приезжали сюда на заработки именно в этом качестве: работа эта была тяжёлая, но за то позволяла за короткий срок заработать достаточно ощутимую сумму денег. В их рядах побывал и впоследствии знаменитый писатель В.А. Гиляровский, дошедший сюда в 1871 году бурлаком от Ярославля и отработавший в порту один сезон крючником (по-современному – грузчиком).
Уже в начале XX века из столицы бурлаков Рыбинск переродился в промышленный центр, когда к ряду местных производств, возникших с появлением железной дороги, добавились заводы, эвакуированные сюда в годы Первой мировой.
А мы тем временем продолжаем гулять по набережной
Главным объектом торговли в Рыбинске являлись мука и зерно, которые привозились сюда с низовьев Волги. В XIX веке Рыбинск нередко называли главным хлебохранилищем России. Потому для купцов, привозивших хлеб, построили отдельный гостиный двор (напомню, что гостиный двор – это своеобразное сочетание оптового рынка, складов, гостиницы и конюшни)
Напротив него красуется Красный гостиный двор, построенный в XIX веке и предназначавшийся, в отличие от Хлебного, для торговли всякой всячиной
Через дорогу – старое здание Хлебной биржи. Оно довольно долго пустовало – купцы, стараясь всеми средствами избежать уплаты налогов, заключали свои сделки где угодно, кроме биржи. В конце концов в результате принятия законодательных мер биржа наконец-таки заработала, да так, что вскоре площадей этого здания стало катастрофически не хватать.
Так в 1912 году появилось новое здание Хлебной биржи, одной из крупнейших в стране на тот момент. Здание, по стилистике напоминающее Ярославский вокзал в Москве, в советские годы какое-то время использовалось как речной вокзал, а теперь в нём располагается Рыбинский историко-архитектурный музей-заповедник. И, кстати, всё в том же вышеупомянутом фильме «12 стульев» здание Новой биржи сыграло роль здания московского аукциона.
Гуляем дальше
Рыбинский Спасо-Преображенский кафедральный собор (1851 г.) построен по несколько переработанному проекту архитектора Мельникова, с которым тот до этого выдвигался на конкурс по перестройке Исаакиевского собора в Питере и занял там первое место. Однако волею Александра I в качестве нового облика Исаакия был утверждён проект Огюста Монферрана, а Мельников построил свой собор здесь. Словом, если бы не архитектурные пристрастия императора – именно так бы сейчас выглядел знаменитый Исаакиевский собор.
Думаю, вы уже обратили внимание на эти вывески, стилизованные под начало XX века. Это – недавний проект Музея живой старинной вывески, благодаря которому весь центр города стал одной большой экспозицией под открытым небом.
Они здесь повсюду, и большинство – с соблюдением старой орфографии. Всё это создаёт ощущение, что мы внезапно попали в машину времени и перенеслись на сто лет назад
Да-да, это – он. Если вы уже свалились со смеху со стула – то, надеюсь, не сильно ушиблись. По крайней мере, у нас этот магазин вызвал именно такую реакцию.
Часовня при Югском подворье (XIX в.) пристроена вплотную к остальной городской застройке, недавно отреставрирована и, по слухам, действующая. До реставрации в ней располагался магазин сувениров.
Случайная прохожая с ветками вербы
Ещё немного городской застройки
Среди вывесок попадаются и современные
На этом месте мы отправились в гостиницу – отсыпаться после насыщенного дня. На следующий день мы съездили в Тутаев и вернулись, чтобы весь третий день посвятить рыбинским музеям.
Помните, в самом начале поста я упоминал прогноз погоды на этот день, варьирующийся между просто дождём, сильным дождём и дьявольски сильным ливнем? Ну так вот, фазу дьявольски сильного ливня мы как раз словили по пути от гостиницы к Историко-архитектурному музею (тому, что в здании Новой биржи). По счастью, музей как раз только что открылся, так что ждать под дождём нам не пришлось.
Музей оказался огромным, но мы его пробежали довольно быстро (с экскурсией). Попробую показать некоторые избранные моменты.
Скелет мамонтёнка. На самом деле, во многих историко-краеведческих музеях нынче можно встретить что-то такое.
А вот шерсть мамонта есть далеко не везде
Древние печати чуть ли не со всего света, найденные при раскопках на территории Рыбинска, что само собой говорит о наличии широкого спектра торговых связей
О том же свидетельствует и найденный здесь клад арабских дирхам
Вид на затопленную набережную из музейного окна
Орудия труда рыбинского бурлака…
…и крючника (в смысле, портового грузчика)
Попытки заменить бурлаков на паровую тягу местами породили самые неожиданные решения. Одно из них – туерная тяга: вдоль реки прокладывается цепь или трос, за который суда зацепляются специальным барабаном и таким образом передвигаются. Применялось это на реках с большим течением, с которым не могли справиться пароходы с более привычными типами движителей. В России туера применялись как раз-таки на Волге (от Рыбинска и до Твери), на Шексне и Свири – на прямых участках этих рек. Но там, где русло реки закладывало сложные кривые, единственным способом двигаться против течения ещё достаточно долго оставалась бурлацкая тяга.
Ещё из интересного: сберегательной кассой изначально называлось совсем не то, что мы все представляем, а вот этот предмет. Такую кассу можно было получить в банке и использовать как обычную копилку. А потом, вернув кассу с мелочью в банк, получить открытый депозит с накопленной суммой денег.
А это – бывший операционный зал Хлебной биржи, в котором теперь – очень неплохая выставка живописи. А люстры остались с тех времён, когда это здание использовалось как речной вокзал.
К сожалению, зал с живописью нам пришлось смотреть почти бегом, так как очень хотелось попасть на экскурсию в следующий музей – Музей Мологского края. Но сначала – немного предыстории.
Город Молога наиболее всего известен благодаря своей судьбе, сходной с судьбой легендарной Атлантиды. Если та, согласно легенде, ушла на дно морское, то Молога скрылась под водами Рыбинского водохранилища в конце 30-х – начале 40-х годов. Примечательно, что и Рыбинск, и Молога получили статус города в одном и том же 1777 году, хотя поселение на месте Мологи существовало ещё как минимум с 1149 года.
Ещё из примечательного: с 1786 по 1847 годы в Мологе фактически существовало два независимых друг от друга самоуправления: одно – официальное, с четырьмя тысячами рублей дохода, другое – тайное (оно же – настоящее) с доходом более двадцати тысяч рублей. В результате такой двойной бухгалтерии город очень быстро стал процветать, и процветал до тех пор, пока эту хитрость не выявил столичный ревизор. Интересно, что после устранения этой двойной бухгалтерии город довольно быстро пришёл в упадок.
К XX веку Молога подошла небольшим купеческим городком, значительно оживлявшимся на время проведения ярмарок и прихода торговых судов, но в остальное время представлявший собой этакое провинциальное сонное царство.
В 30-е годы XX века в СССР начал реализовываться грандиозный гидроэнергетический проект, в результате которого Волга должна была превратиться в мощный источник электроэнергии и стать стабильно судоходной по всей своей длине. Частью того проекта являлось строительство Рыбинской гидроэлектростанции и, соответственно, водохранилища, в зону затопления которого попало множество деревень и плодородных луговых земель, а также город Молога. Жители города были переселены на новые места (главным образом – в левобережную часть Рыбинска, в так называемое Заволжье-2 или Слип). Вместе с ними переехала и вся деревянная застройка затопляемого города (благо – деревянные дома можно без проблем разобрать, а потом заново собрать на новом месте), а каменные строения были снесены. К весне 1941 года город опустел и началось заполнение водохранилища, которое продлилось до 1946 года. С тех пор остатки бывшего города стали дном водохранилища. В некоторые годы при низком уровне воды в водохранилище руины Мологи показываются на поверхности.
Именно так произошло в 1992-1993 годы. Этим немедленно воспользовались краеведы, снарядив туда экспедицию, результатом которой и стало создание музея, в котором мы сейчас находимся. Конечно, сейчас там от городских строений остались только битые кирпичи, но, думаю, прогуляться по мощёным городским улицам там ещё возможно.
Кирпичи, поднятые со дна водохранилища
Здесь же можно увидеть и макет главного храма Мологи – Богоявленского (1882 г). Здесь он показан так, словно не был снесён и целиком погрузился в воды водохранилища.
Газетные вырезки, согласно которым государством были обещаны щедрые выплаты мологжанам, переехавшим в срок на новое место. Хотя по факту, говорят, мологжане не получили и половины обещанной компенсации.
По интернетам ходят эти фотографии с упоминанием, что это, якобы, виды затопляемой Мологи. На самом деле это – руины церквей и монастырей, попавших в зону затопления, которые не успели снести из-за начавшейся войны, но к Мологе они не имеют никакого отношения.
У музея Мологи недавно появилось продолжение в виде этого огромного макета городской застройки, находящегося в Хлебном гостином дворе. Здесь можно очень неплохо представить себе, как выглядел город в начале XX века.
«Старый» Воскресенский собор, построенный в 1767 году и возобновлённый в 1881-86 годах
Находилась она на месте впадения ручья (его название я так и не нашёл) в реку Мологу, которая в свою очередь чуть дальше, в черте города, впадала в Волгу. Сейчас это всё – часть водохранилища.
«Новый» Богоявленский собор (его макет мы уже видели в музее Мологи). За ним видна торговая (рыночная?) площадь и пожарная часть.
Ещё здесь можно послушать воспоминания мологжан
И снова предметы, поднятые со дна водохранилища
И наконец – план города. Картинка кликабильна. В интернете попросту нет этого плана в столь крупном масштабе, так что я решил восполнить сей недостаток. Только вот расшифровки цифр с этой карты у меня нет.
Здесь же мы узнали, что в начале 90-х выдвигались утопические идеи слить водохранилище и восстановить город на прежнем месте. Но это, конечно же, породит ещё одну экологическую катастрофу (ведь слитое водохранилище будет представлять собой пустыню), уже не говоря об ущербе электроэнергетике.
После этой экспозиции мы разделились на две группы: Оля ушла в Музей Нобелей (он же – Музей «Рыбинск-кино-Голливуд», он же – выставка голографических картин), мы же отправились по экспозициям, которые мы не видели в предыдущий свой приезд.
Вот, кстати, что касается вышеупомянутого частного музея (Нобелей и основалетей Голливуда) – если вы впервые в Рыбинске, настоятельно рекомендую посетить эту экспозицию в обязательном порядке – и она, возможно, станет самым ярким впечатлением от этого города (по крайней мере, у нас в прошлый раз было именно так). Вообще, любой частный музей предполагает крайне интересное общение с людьми увлечёнными и знающими многое в своей области, что в государственных и муниципальных музея встречается далеко не всегда (помню, в музее Андрея Тарковского в Юрьевце на все вопросы посетителей сотрудница отвечала в стиле «я не знаю, я просто тут работаю…»).
Заявленный в интернете музей «Рыбинские рыбы» оказался не более, чем магазином сувениров с небольшой выставкой всевозможных рыб, сделанных из разных материалов по разным технологиям
Ещё одно новое явление в Рыбинске – Музей-мастерская фортепиано Ставицкого. Владелец экспозиции занимается реставрацией старинных музыкальных инструментов, так что здесь можно не только посмотреть, но и послушать, а если вы – музыкант – то ещё и сыграть на всём этом антиквариате (хотя, если хотите получить экскурсию или попасть на концерт – лучше всё-таки заранее созваниваться). Вот вам, к примеру, рояль фабрики «Братья Дидерихс»
А вот на таких «Блютнерах» играли Дебюсси, Лист и Вагнер, Чайковский и Шостакович, Иоганн Штраус и Эндрю Ллойд Уэббер. А можете и вы (меня хватило только на до-мажорный аккорд, т.к. в последний раз я прикасался к этим клавишам чуть ли не лет тридцать назад)
А вот точно такой же «Шредер» стоял когда-то в доме, где я родился
На этом месте музейную тему можно считать завершённой. Дальше мы неторопясь двинули в сторону вокзала, а по пути, несмотря на дождь, я попытался заснять всё то, что ещё не попало в кадр.
Например, знаменитую, самую высокую в России пожарную каланчу
Или это примечательное строение, известное как «Дом художников». Кстати, это – не оригинал. Первоначальное строение (дом купца Гордеева 1900 г.) снесено в 80-е годы и заменено на копию.
Напротив него стоит бывший польский католический костёл Святейшего Сердца Иисуса (1910 г). Костёл перестал функционировать в конце 20-х годов XX века по причине отсутствия прихожан, так что теперь в нём размещается студенческий клуб.
Ну вот, пожалуй, и всё. Дальше мы садимся в поезд Рыбинск-Москва и уже к утру будем дома
This entry was originally posted at https://pilottttt.dreamwidth.org/362421.html. Please comment there using OpenID.