Итак, второй день нашей поездки. Ранним майским утром мы садимся в автобус Рыбинск-Тутаев и отправляемся к следующему пункту нашего маршрута. К слову, Тутаев состоит из двух половин, разделённых Волгой, и из Рыбинска можно добраться на автобусе как до правобережной, так и до левобережной части города. Наш автобус следует как раз на левый берег.
Первый повод для веселья нашёлся уже по пути: примерно в шести километрах от Тутаева есть место, где с правой стороны от дороги находится деревня Выползово, а слева, как раз напротив, – деревня Помогалово. Не знаю, как на самом деле возникли эти два названия, но моё буйное воображение рисует мне вполне конкретную сцену, которая должна была произойти здесь под воздействием высоких доз алкоголя и стать причиной появления этих странных названий.
Что касается названия Тутаев, то это – одна из наиболее горячих дискуссионных тем этого города. Дело в том, что исторически Тутаев представлял собой аж целых два города, отделённых друг от друга рекой: Романов (на левом берегу) и Борисоглебск (на другой стороне). В 1822 эти два соседних города были объединены в один, который стал называться Романов-Борисоглебск (сделано это было из соображений экономии). После революции, в 1918 году город переименовали в честь красноармейца И.П. Тутаева. Коммунисты утверждают, что он героически пал в бою с белогвардейцами, хотя, если из этой истории убрать всю коммунистическую патетику – то подвиг его начинает походить на неудавшуюся попытку грабежа. Впрочем, не будем слишком лезть в политику.
Уже потом, в марте 40-го года была попытка назвать город в честь Менделеева, а за последние тридцать лет было несколько попыток вернуть историческое название (Романов-Борисоглебск), но большинство горожан каждый раз высказывалось против, считая эту затею бессмысленной тратой времени и денег, которые можно было бы направить на что-то более полезное. Так или иначе, город по-прежнему носит имя Тутаев, хотя историю этого названия уже мало кто помнит.
Если город Пошехонье у большинства россиян ассоциируется с сыром, то Тутаев – ну разве что с тяжёлыми грузовиками (благодаря находящемуся в городе моторному заводу). Местные экскурсоводы любят упоминать, что команда КамАЗ-Мастер (постоянный участник ежегодного ралли «Дакар») успешно использовала тутаевские двигатели с 2011 по 2013 годы в своей гоночной технике. Так или иначе, промышленность в городе имеется, и она функционирует – потому, направляясь сюда, мы ожидали увидеть город находящимся в лучшем состоянии, чем то же Пошехонье (где на сегодняшний день от промышленности почти ничего не осталось).
Итак, мы в левобережной части Тутаева. В память о бывшем городе Романове её называют Романовской стороной
Пожарная каланча 1912 года постройки. По субботам есть возможность подняться туда в составе экскурсионной группы. Но сегодня – воскресенье, так что придётся довольствоваться видом снизу
А вот и вся пожарная часть целиком. Кстати, если помните фильм Гайдая «12 стульев» – то эта пожарная часть несколько раз появляется там в кадре: именно здесь, в Тутаеве были сняты все эпизоды «в уездном городе N»
Вот, кстати, интересно, что наша поездка получилась фактически по местам съёмок этого фильма: если роль города N сыграл Тутаев, то все виды Старгорода снимались в Рыбинске (и специально мы этого не планировали).
Напротив пожарной части – торговые ряды середины XIX века
Я тут выше писал, что мы ожидали увидеть Тутаев в лучшем состоянии, чем Пошехонье. А всё получилось наоборот. Особенно это касается качества дорог на Романовской стороне. Я вот никогда в жизни не поверю, что налогов, которые Тутаевский моторный завод платит в городской бюджет, не хватает на то, чтобы привести в порядок дороги в историческом центре города.
А вот и он (показывает куда-то в сторону причала)
То, что я писал о дорогах, во многом относится и к исторической застройке, большая часть которой также пребывает не в лучшем состоянии
Живописные руины
А теперь – отвлечёмся от созерцания руин и перейдём туда, откуда началась история Романовской стороны…
…А именно – к остаткам городских укреплений
Крепостные валы и ров появились здесь в XV веке. До этого единственным оборонительным сооружением города являлся частокол.
На этой небольшой территории и помещался древний город Романов, основанный и построенный в 1283 году. Интересно, что к судьбе города причастны аж целых два человека с именем Роман. Первый из них – это основатель города углицкий князь Роман Владимирович, а второй – князь Роман Васильевич, возродивший город в 1345 году после разорения татаро-монголами. Ныне большую часть древнего городища занимает огромный (по здешним меркам) Крестовоздвиженский собор середины XVII века.
Также на территории городища находятся строения бывшей усадьбы дворян Зацепиных (XIX век), которые сейчас активно реставрируются и, по слухам, скоро откроются в качестве частного музея.
Отсюда, через Волгу, открывается неплохой вид на Борисоглебскую сторону города. Кстати, судно посреди реки – это единственный транспорт, на котором можно попасть на противоположный берег Волги. Ну а если вам вдруг захочется добраться туда на автомобиле – то придётся объезжать аж через Ярославль (моста здесь нет и никогда не было).
В городе сохранилось довольно много деревянной застройки, и выглядит она заметно лучше каменной
Застройка XIX века вдоль Казанской улицы
По этой улице мы спускаемся, пожалуй, к самой легендарной церкви на Романовской стороне – Казанско-Преображенской (1758 г.)
Одна из легенд гласит, что строители установили закладной камень на вершине, но наутро оказалось, что он скатился почти к самой воде. На том месте и построили храм.
Другая легенда гласит, что жители города бросили клич и просили все проплывающие суда положить на волжский берег по камню для будущего храма. В итоге за несколько лет камней набралось столько, что хватило не только на храм, но и на укрепление берега и мощение двух спусков к причалу.
А вот внутрь мы так и не попали
Шатровые колокольни характерны для XVI-XVII веков. Позже их нередко достраивали, перестраивали, переделывали в угоду моде на барокко, а где-то – полностью сносили, заменяя новыми – ярусными. Словом, шатровые колокольни мало где в России сохранились, и в этом смысле Тутаев уникален – практически все колокольни здесь дошли до наших дней в своём первоначальном виде.
А теперь мы, воспользовавшись услугами парома, переправляемся на Борисоглебскую сторону
Волга вышла из берегов и затопила причал – потому паром подходит не к нему, а прямо к берегу
Так выглядит паром
Подать что? Деньги? И это ему поможет?…
Вот мы и на Борисоглебской стороне. Как я уже говорил, до 1822 года правобережная часть Тутаева являлась самостоятельным городом Борисоглебском. Собственно городом он стал в 1777 году, но поселение на этом месте существовало ещё до основания соседнего Романова. Говорят, именно по приезде сюда князь Роман Владимирович заметил на противоположном берегу отличное место для будущего города. Ну а первыми строителями Романова стали борисоглебцы и беженцы из Ярославля, покинувшие свой город в 1238 году из-за татаро-монгольского нашествия. К XV веку поселение разрослось до рыбацкой слободы, получившей имя по когда-то существовавшей здесь церкви в честь святых Бориса и Глеба. В 1777 году слобода официально стала городом, а потом – слилась воедино с соседние Романовым.
Со временем центр города переместился на правый берег, сделав Романовскую сторону городской окраиной. И, кстати, если захотите пообедать – то вам на этот берег, так как все рестораны города находятся здесь.
Удивили оконные наличники в виде ламбрекенов
На правом берегу мы были недолго, но успели заметить, что здесь застройка находится в заметно лучшем состоянии, чем на Романовской стороне
Самое заметное строение на Борисоглебской стороне – это Воскресенский собор
Удивительно, но вся эта красота была построена в 1652 году, то есть ещё во времена рыбацкой слободы (напомню, что статус города она получила только веком позже). Кстати, та самая древняя Борисоглебская церковь, давшая когда-то имя этой половине города, находилась как раз на этом самом месте.
Вот честно – долго пытался выяснить, что это за собака такая, и зачем понадобилось ставить ей памятник именно на этом месте, но так ничего о ней и не нашёл.
И снова интересные оконные наличники. Такого я ещё не видел
Недавно появившаяся достопримечательность Борисоглебской стороны – Парк советского периода. Здесь собрано многое из того, что так или иначе ассоциируется с временами СССР.
Коллекция афиш к наиболее известному советскому кино
Небольшая коллекция советских автомобилей
По идее, на четвёртом постаменте должна быть двадцать четвёртая «Волга» (неужели угнали?)
Дальше – всевозможные гипсовые пионеры…
…И, конечно же, Ленин (без него – никак)
А вот и тот самый красноармеец Тутаев, вокруг сомнительного подвига которого теперь столько споров.
Ещё какая-то советская скульптура…
Вроде бы просто лежит забытая кем-то папка «Дело», но в контексте всех этих Лениных и пр. наводит на определённые мысли
А тут уже и пришло время спешить на обратный паром. Этот дом с почти такими же наличниками-ламбрекенами мы нашли на Романовской стороне. Интересно, кто у кого подсмотрел идею?
Первые цветы в городском парке
Здесь, как и в Пошехонье, полным полно грачиных гнёзд
Ещё немного деревянной застройки
Из-за дома выглядывают купола ещё одного храма Романовской стороны…
…Спасо-Архангельского храма (1751 г.)
…с ещё одной шатровой колокольней
Ну и наконец – вот вам ещё одна – Покровская церковь, считающаяся самой древней в городе
Сама церковь – маленькая, приземистая, но колокольня – в лучших тутаевских традициях
Обнаружено напротив Покровской церкви
А теперь мы направляемся на противоположный конец Романовской стороны – там находится то, ради чего мы так поспешно вернулись с правого берега, а именно – Музей колокололитейного искусства. Нам предстоит успеть на экскурсию по нему, а потом бегом добежать до автостанции и сесть на обратный автобус до Рыбинска (и это всё – за полтора часа).
На самом деле, коллекции старинных колоколов есть во многих музеях страны, но только здесь можно услышать их звучание, а также узнать все подробности о традиционной технологии их литья.
У входа нас встретил самолично создатель и хранитель музея, и экскурсовод в одном лице – Александр Владимирович Михайлов, человек крайне увлечённый своим делом и знающий о колоколах чуть ли не всё. Основная экскурсионная группа ещё не подошла, так что нам было предложено дождаться её за кофе с пирожками (чем мы с удовольствием и воспользовались). Пирожки были вкусные, а кофе – горячий, так что мы даже и не заметили, как прошло сорок минут (примерно настолько опоздала экскурсионная группа). Одновременно с этим наступило осознание того безрадостного факта, что на автобус мы уже не попадаем (единственный альтернативный вариант выбраться из города – это перебраться на тот берег и тормозить проезжающие автобусы из Ярославля). И тут нам на помощь пришёл Александр Владимирович, предложив подвезти нас до Рыбинска, так как сам он живёт именно там, и сразу после экскурсии поедет домой. Ну что ж, от такого предложения отказаться было трудно…
Ну а тем временем пришла пора начать экскурсию.
Прямо при входе в музей установлен самый большой и тяжёлый колокол экспозиции, а над ним висит ещё один поменьше, в который могут позвонить все желающие
Названия частей колокола во многом повторяют названия частей человеческого тела
Дальше начинается богатая коллекция церковных колоколов, отлитых в разные времена и на разных заводах России.
Здесь же для сравнения есть и пара европейских колоколов, главное отличие которых от русских – в форме профиля (более острые и ярко выраженные углы) и, соответственно, в звучании: если европейские колокольные мастера добивались от своих творений наиболее яркого и чистого звучания основного тона, то в России стремились к богатству спектра обертонов/унтертонов, отсюда и различия в профиле. Потому русский церковный колокол можно легко отличить на слух по характерному признаку: основной тон уже затух, а унтертона и обертона всё ещё звучат. Ещё одно отличие – в способе звона: в Европе обычно раскачивают весь колокол целиком, в России же с какого-то момента стали появляться колокола весом от ста килограмм и до десятков тонн, которые раскачать целиком – задача для звонаря непосильная. По этой причине сам колокол, как правило, неподвижен, а звонят в него раскачивая язык колокола.
Впервые что-то похоже на колокол появилось в Китае в XXIII в. до н.э., чуть позже (IX в. до н.э.) подобные изделия появились и в Ассирии и представляли собой предмет, похожий на то, что сейчас находится в руке у экскурсовода (и звучало оно не намного лучше, чем современная кастрюля). На Русь колокола попали вместе с христианством из Византии, но изначально литьём колоколов занимались почти исключительно иностранцы. Собственные колокололитейные заводы стали появляться с конца XV века. Расцветом литейного дела в России считается XVII век, а самые большие колокола доходили в весе до сотни тонн (например, знаменитый царь-колокол весил 202 тонны). Помимо церковных, активно применялись и многочисленные сигнальные колокола – до появления телефонной связи это был чуть ли не единственный способ передать информацию на большое расстояние. А для того, чтобы услышавшие звон могли сразу понять, какая именно информация под ним подразумевается, каждый тип сигнального колокола имел свой собственный профиль и, соответственно, узнаваемое звучание. Как говорит экскурсовод, в его музее ещё не было случая, чтобы экскурсанты, услышав звон пожарного колокола, не угадали его предназначение (генетическая память?). Здесь же можно посмотреть/послушать и корабельную рынду, и железнодорожный колокол (с его помощью сигнализировали об отправлении поезда), и коридорный (им звонили в школах), и дверной: вот они, все разом в кадре.
Дужные колокольчики. В России их разрешалось вешать только на почтовые экипажи. Если вы слышите приближающийся звон таких колокольчиков – значит прямо на вас мчится почтовая тройка (а ездили они, как правило, если не галопом, то достаточно быстро). Вообще, с тех пор, как мы реализовали свою сумасшедшую затею с пешим походом вдоль бывшего волоколамского почтового тракта, почтовая тематика стала время от времени сама собой возникать у нас там, где её, казалось, и не должно быть. Ещё, из дальних родственников дужных колокольчиков, можно назвать бубенцы, которые подвешивались на шею крупного рогатого скота, и по их звону крестьяне всегда могли понять, где им искать свою корову.
Редкий и ныне малоизвестный музыкальный инструмент – саратовская гармонь – включает в свою конструкцию колокольчики
Дальше – большая коллекция продукции различных колокололитейных заводов XVI-XIX веков
Этот колокол (дальний) был в 1804 году привезён из Москвы последним минским воеводой Адамом Хмарой (потому и все надписи на польском)
Колокольные языки и способы их подвеса
Некоторые из них установлены на специальную подставку, так что в них можно позвонить. К примеру, этот колокол XVIII века, привезённый сюда из Троице-Сергиевой лавры, хоть и имеет трещину, но тем не менее сохранил своё уникальное звучание.
В 20-е годы XX века в Советском Союзе началась кампания по борьбе с религией. Большинство церковных колоколов тогда были сняты с колоколен, сломаны и сданы в переплавку. Некоторым из них посчастливилось попасть в театры, где они использовались в спектаклях и в таком виде сохранились до наших дней (в Большом театре до сих пор установлена самая настоящая звонница). Колокол с предыдущего фото – как раз из их числа. Потом кампания по борьбе тихо-молча сошла на нет, а её организаторы сделали всё, чтобы о ней больше никто не вспоминал, но тем временем большое количество уникальных колоколов оказалось уничтожено, а технология колокольного литья – забыта.
В начале 90-х годов началось возрождение храмов, появился спрос и на литьё колоколов. Старые технологии были давно забыты, потому колокола пробовали лить промышленными методами и на основе единственного сохранившегося колокольного профиля – корабельной рынды (ГОСТ 8117-74). Соответственно и колокола такие звучали громко, но резко и однотонно. Были даже попытки делать колокола методом точного литья под давлением. Структура металла получалась идеальная, >но того звучания, что было у старых колоколов, не получалось. В этом музее собралась целая коллекция результатов таких неудачных попыток литья
Есть даже колокол, отлитый из алюминия
Вот как-то так и началась история колокольного литья в Тутаеве. Начал его Н.А. Шувалов, потомок уральских литейщиков, работавших ещё на демидовских заводах. Путём многочисленных экспериментов, как говорится, методом научного тыка ему удалось восстановить старинную технологию литья колоколов. Со всей страны сюда привозили колокола – на переплавку или снятие копии, которые постепенно стали скапливаться и в итоге легли в основу экспозиции этого музея.
Если помните, у Тарковского в фильме «Андрей Рублёв» довольно подробно показаны некоторые этапы литья огромного колокола, но там не показан процесс формовки. Ну так вот, благодаря замечательной экскурсии от Александра Владимировича – попробую восполнить этот пробел.
Вначале вокруг металлического стержня по лекалу формируется из армированной глины так называемый болван, повторяющий внутреннюю форму колокола. Глина наносится послойно с просушкой каждого слоя. При изготовлении больших колоколов основой болвана может быть кирпичная кладка. Дальше болван обмазывается специальной смесью (сало+мыло+воск), которая позволит потом легко отделить от него следующий слой глины.
А следующий слой – это так называемый фальшколокол, формируется по второму лекалу и полностью повторяет форму будущего колокола. Фальшколокол в свою очередь тоже обмазывается смесью из сала, мыла и воска, на него наклеиваются все орнаменты, надписи и изображения, какие потом должны будут оказаться на колоколе. Традиционно они отливаются из воска, но в последнее время чаще всего применяется силикон.
Поверх фальшколокола снова слой за слоем наносится армированная глина, формируя кожух. Весь этот процесс может занимать до двух месяцев. В конце концов кожух поднимают, болван с фальшколоколом из него выпадают. Потом из кожуха удаляют те самые восковые/силиконовые орнаменты и надевают его на болван, а стык замазывают глиной. Получается готовая литейная форма (одноразовая).
Те самые силиконовые орнаменты и элементы, по которым изготовляется форма для короны колокола
Часовые колокола, отлитые по английскому профилю
Ну и в заключение автор экспозиции продемонстрировал своё мастерство звонаря
Потом мы, оглоушенные этим количеством информации, дождались, пока музей закроют и, отправились вместе с Александром Владимировичем и его супругой в Рыбинск (огромное им спасибо за подброс!)
И вот мы уже всей командой ужинаем в одном из рыбинских ресторанов, и я впервые за долгое время попал в кадр собственной камеры ;) (спасибо официантке)
Уфффф…… Наконец я дописал этот пост, который рискует стать самым долгописавшимся постом в моём журнале.
Ну а в следующем посте мы будем гулять по Рыбинску. Продолжение – скоро…
This entry was originally posted at https://pilottttt.dreamwidth.org/362195.html. Please comment there using OpenID.