Я тут недавно писал о чуде, случившемся с поездом Москва-Рыбинск, который вдруг стал останавливаться у нас в Лобне. Ну так вот, чудо действительно произошло. По крайней мере, все признаки чуда присутствовали при появлении этого поезда на станции Лобня. Ну а теперь – обо всём по порядку.
В назначенное время мы явились с рюкзаками и билетами на станцию, где и обнаружили, что абсолютно нигде: ни на табло, ни в расписании, ни в объявлениях нет ни одного упоминания нашего поезда (не говоря уже о номере платформы, к которой он должен прибыть). Словом, вся объективная реальность давала понять, что чуда не произошло, и никакого поезда не будет. Однако мы всё ещё продолжали верить и надеяться (тем более, что у нас имелись билеты на этот поезд). И вот наконец, вопреки всему, он пришёл. И именно к той платформе, на которой мы его ждали. Ну чем не чудо?…
И вот уже на следующее утро мы выходим из поезда на вокзале Рыбинска и садимся в автобус, идущий в Пошехонье.
С чем у среднего россиянина ассоциируется название этого города? В первую очередь, конечно же, с сыром: Пошехонский сыр можно встретить чуть ли не в любом магазине страны. После сыра обычно вспоминается роман Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина». И если сыр действительно имеет самое прямое отношение к городу Пошехонье, то в романе речь идёт даже не о городе, а о местности Пошехонье, и то в контексте стереотипного образа пошехонца из анекдотов, способного «в трех соснах заблудиться» (да, действительно, про пошехонцев существует множество анекдотов подобной направленности, сочинённых жителями соседнего Ярославля – значительно более крупного и богатого города).
Изначально Пошехоньем называли местность по берегам реки Шексны. Город же заполучил это имя вместе со статусом города в 1777 году благодаря Екатерине II. До 1777 года этот населённый пункт именовался Пертома (ударение на первый слог). И, в общем, да, вы угадали – к происхождению любого непонятного географического названия на севере России априори причастны угро-финны, и Пертома – не исключение.
В центре Пошехонья сохранилась практически вся историческая застройка конца XIX – начала XX века, но большинство этих домов прямо-таки просят капитального ремонта. Это же относится и к дорогам. А причина – главным образом в том, что в начале 90-х практически вся здешняя промышленность в одночасье «схлопнулась» в результате всем известных событий. В итоге – скудные доходы городского бюджета попросту не позволяют затевать что-либо столь масштабное, как капитальный ремонт всего города. Строения бывшего Духовного училища (XVIII—XIX вв.) находятся в сравнительно неплохом по здешним меркам состоянии.
В одном из них находится музей «Топтыгин дом»
Почему именно медведь? Дело в том, что ещё с языческих времён в здешних местах медведь почитался как защитник, потому изображение медведя с секирой присутствует как на гербе Ярославской области, так и на гербах большинства городов этого региона (и Пошехонье – не исключение). Как обычно говорят, если в тропических лесах царём зверей называют льва, то на севере России это, конечно же, медведь.
Как говорят охотники, среди медведей тоже бывают блондины
Здесь нам за какую-то совсем смешную сумму денег (именно столько в Москве стоит батон хлеба) рассказали о медведях практически всё: от биологического происхождения и до местных легенд. А эти палки какой-то смелый человек извлёк из медвежьей берлоги.
Также в музее имеется коллекция всех мыслимых плюшевых медведей
Среди них есть как первые плюшевые медведи фабричного производства, так и американский Медвежонок Тедди (названный так в честь Тедди Рузвельта, отказавшегося стрелять в медведя)
Здесь же, в музее, нам сказали, что, если мы окажемся в нужное время в нужном месте – то сможем попасть на бесплатную экскурсию по центру города (и даже позвонили экскурсоводу и уточнили время начала). Словом, если у вас проснулся интерес ко всему на свете, но мало денег, то Пошехонье – это именно то, что вам нужно.
Ну что же, продолжаем гулять в направлении того самого места (а точнее – торговых рядов на центральной площади)
Вот мы и на центральной площади. Оба корпуса торговых рядов, занимающих большую часть территории площади, построены в 1830-е годы. И, судя по их масштабам, в те времена здесь велась активная торговля (что не удивительно – в городе и окрестностях существовало множество мелких производств, среди которых преобладали сыроделие и производство сусального золота)
Ныне здесь располагается всего несколько действующих магазинов, остальные торговые площади никак не используются
Позади торговых рядов находится Троицкий собор (1717 г.)
Отдельно стоящая от храма колокольня немного напоминает знаменитую колокольню в Калязине
Один из купеческих домов второй половины XIX века, окружающих площадь
Где-то на этом месте, подняв глаза к небу, мы обнаружили над собой огромное количество гнёзд грачей
На набережной
В этом самом месте сливаются воедино воды рек Сога, Согожа, Шельша, Пертомка и Троицкого ручья, чтобы потом влиться в Рыбинское водохранилище
Живописные руины одного из купеческих домов на набережной (начало XIX века)
А потом заморосил дождь. Одна из капель дождя попала на объектив, а я, увлечённый прогулкой, даже и не заметил. Потому следующие несколько кадров будут с последствиями этого попадания.
Переходим по мосту речку Пертомку
Один из фонарей на мосту
По ту сторону Петромки обнаруживается ещё некоторое количество застройки XIX века. Кстати, такое большое количество купеческих домов в городе ещё раз подтверждает, что в XIX веке здесь велась активная торговля.
Колокольня с противоположного берега Пертомки
А теперь мы собираемся подняться воооон туда наверх
Для того, чтобы попасть наверх, нужно всего лишь навсего постучаться в дверь и попросить священника впустить вас на колокольню (что мы и сделали).
Наверх ведёт длинная и узкая многовитковая винтовая лестница. Пока вы дойдёте по ней до самого верха, возникает ощущение, что окружающий мир свернулся в гигантскую улитку (а ведь некоторые должны подниматься туда по несколько раз в день).
Наверху гуляет сильный ветер, так что, пока вы будете стоять и ждать, когда же наконец свёрнутая в улитку реальность развернётся обратно, вы можете запросто лишиться головного убора или фотокамеры, а то и самому свалиться – ведь ограждения там есть далеко не везде. Кстати, ветер окончательно просушил мой объектив, так что теперь ничто не мешает вам любоваться видами с колокольни.
Площадь и торговые ряды, как они выглядят с колокольни
А вот и сам храм
Колокола
Сога (справа) и Согожа (за мостом)
А тем временем внизу появились первые признаки начинающейся бесплатной экскурсии – и мы поспешили спуститься вниз.
Дырки в перекрытиях нижних этажей колокольни. Как мы потом узнали от экскурсовода, колокольня долгое время использовалась в качестве водонапорной башни, а дырки были пробиты столь неаккуратно для прокладки труб.
Экскурсию мы успели догнать и, как выяснилось, мы даже мало что пропустили. Экскурсовод рассказывала из жизни города много чего такого, что не найдёшь ни в одной Википедии (и часть того, что я здесь написал, я узнал именно от неё), а потом даже проводила нас до краеведческого музея.
В краеведческом музее, пожалуй, интересней всего оказалась экспозиция, посвящённая действовавшему когда-то в Пошехонье производству сусального золота. Исключительно вручную, по довольно хитрой технологии золотой слиток расплющивался в фольгу, толщина которой сопоставима с толщиной человеческого волоса.
К XIX веку это производство достигло таких масштабов, что Пошехонье стало главным в России поставщиком сусального золота
В XX веке производство сусального золота в Пошехонье постепенно сошло на нет, так что теперь его здесь можно увидеть только в музее
Поставлялось сусальное золото вот в таких книжках
…И снабжалось такими этикетками (судя по орфографии и двойному названию города, это – этикетка советских лет)
Ну а теперь снова вернёмся к сырной теме. Сыроделие как таковое с давних времён было распространённым здесь явлением. Рецепт же того самого знаменитого Пошехонского сыра был создан в 30-е годы XX века, а производился он здесь на сыродельном заводе до начала 90-х годов, когда завод обанкротился. А поскольку оформить авторские права на рецепт никто не озадачился, теперь во всех магазинах страны продаётся Пошехонский сыр, не имеющий никакого отношения ни к Пошехонью, ни к оригинальному рецепту. Кстати, по утверждению бывших работников обанкротившегося завода, наиболее похожим по вкусовым качествам на тот самый, настоящий Пошехонский сыр из ныне производимых является Даниловский сыр (из одноимённого города Ярославской области)
Дальше в музее мы нашли всякую неожиданную всячину вроде этой африканской маски народности Батеке, …
…каландр (устройство для глаженья одежды), одной из деталей которого является автомобильная рессора, …
…концертные гусли, …
…и закладной камень от церкви 1900 года постройки (где находилась церковь – мы так и не поняли)
Продолжение – скоро…
This entry was originally posted at https://pilottttt.dreamwidth.org/361892.html. Please comment there using OpenID.