Вот и наступил новый день нашей поездки, и мы уже мчимся в очередном поезде к новому пункту нашего маршрута – городу Волхову. Волхов – населённый пункт, возникший сравнительно недавно – в 1918 году и получивший статус города в 1933 году. И, несмотря на то, что на его территории находятся всего три (ну ладно – пять) достопримечательностей, Волхов очень удобно использовать как базу для поездок по окрестностям (ну, например, в ту же Старую Ладогу) – вспомним, что местность по берегам реки Волхова имеет самое непосредственное отношение к зарождению Древней Руси.
Пейзажи за окном всем своим видом напоминают, что мы уже давно не в Карелии, а в Ленинградской области
Город Волхов состоит из двух мало связанных друг с другом половин. Одна из них сконцентрирована вокруг вокзала Волховстрой-1, другая расположена на противоположном берегу к югу от электростанции. Мы же прибыли на маленькую пассажирскую платформу Волховстрой-2, находящуюся в стороне от обеих половин города.
Чтобы попасть на противоположный берег Волхова, можно воспользоваться автобусом (крайне редким здесь явлением), а можно перейти пешком по Мосту строителей
Построенный в 1963 году как автомобильный, сегодня он пребывает в весьма плачевном состоянии, но, тем не менее, со своими нынешними пешеходными функциями вполне справляется
Несмотря на крепкий мороз, вода в Волхове не замёрзла. Находящаяся выше по течению электростанция заметно подогревает речную воду, так что над ней стоит густой пар. Отсюда неплохо виден соседний железнодорожный мост, построенный больше века назад – в 1905 году
А вот и первая достопримечательность – торчит прямо в центре кадра. По данным из непроверенных источников, это – единственный сохранившийся в черте Волхова курган IX-X веков (находится на территории бывшей деревни Дубовики). Хотя, при взгляде на него можно предположить, что этот курган возник здесь при строительстве в 1996 году нового Ильинского автомобильного моста
Вот мы уже и на противоположном берегу. И весь окружающий пейзаж здесь непрозрачно намекает на тот факт, что с самого своего рождения Волхов являлся почти исключительно промышленным городом
А вот и Волховская ГЭС, строительство которой в 20-е годы XX века стало отправной точкой в истории этого города
По-сути, полноправным основателем этого города можно назвать инженера-железнодорожника и энергетика нидерландского происхождения Г.О. Графтио, предложившего в 1902 году проект строительства на порогах реки Волхов гидроэлектростанции грандиозных по тем временам масштабов, к 1914 году переработанный под ещё большую мощность. К слову, до этого у него был успешный опыт строительства нескольких небольших ГЭС, а Санкт-Петербург именно этому человеку обязан появлением в городе электрической трамвайной сети. Так или иначе, идея строительства Волховской ГЭС была блокирована местными землевладельцами, которым пришлось бы выделять под электростанцию свои земельные участки – в успех столь грандиозного строительства мало кто верил, потому и вкладываться в это дело не хотели. Так бы и заглохла идея, если бы не советская власть и повсеместная электрификация. Известно, что проект Волховской ГЭС воскресил лично Ленин, включив его в список наиболее приоритетных задач страны. Но даже тогда в этот проект мало кто верил, а на Западе, зная об уровне тогдашней технической оснащённости советских строителей, над проектом откровенно смеялись: ну не смогут эти крестьяне с лопатами построить такое грандиозное гидросооружение. К слову, на строительстве был использован всего один (!!!) экскаватор, и всего один человек на этой стройке умел им управлять (потому волховстроевцы с него чуть ли не пылинки сдували). Всё остальное делалось исключительно вручную. А сколько людей полегло на стройке – никто даже толком и не считал. Но, тем не менее, на удивление всему миру, электростанция была построена и запущена уже к 1927 году, став первой в стране крупной гидроэлектростанцией: суммарная её мощность на момент запуска составляла 58 МВт. Ныне (после переоснащения и вывода из эксплуатации двух малых гидроагрегатов) мощность поднялась до 86 МВт.
И тут можно провести интересную параллель с послевоенной Японией. Тогда на Западе японцы воспринимались исключительно как какая-то отстало-средневековая экзотика, не имеющая никакого касательства к современным технологиям – потому японцев, приезжавших в Европу и США, впускали даже в самые секретные цеха и лаборатории – всё равно они ничего не поймут и воспроизвести не смогут. В результате получилось, что самые новейшие разработки, которые на Западе существовали ещё только в виде прототипов, у японцев уже стоят на конвейере. Такие вот уроки истории…
Тем временем, возникший ещё в 1918 году посёлок строителей ГЭС, к 1933 году вобрав в себя несколько окрестных деревень и посёлок при ж/д станции Званка, превратился в новый город, в коем мы сейчас и имеем честь находиться.
Просто дом на набережной (по-видимому, ещё времён строительства ГЭС), украшенный остатками какого-то невероятно тонкого резного узора. К сожалению, никаких подробностей об этом доме (когда и кем построен) я так и не нашёл
Крупнее. Это вам – не нынешняя лазерная резка, это нужно уметь
Остановка напротив, украшенная загадочным граффити
Замёрзший водопад в устье небольшой речки на остатках какого-то деревянного строения
Плотина ГЭС тоже замёрзла
А вот и само здание ГЭС (машинный зал), одно из наиболее примечательных строений города. В обычные (некороновирусные) времена, договорившись с местным музеем, есть возможность попасть не только на плотину, но и в этот самый машинный зал, где сохранились в рабочем состоянии как минимум два гидроагрегата, смонтированные ещё при строительстве ГЭС. Ныне же на плотине и в машинном зале свирепствует коронавирус, а потому вход туда закрыт. Кстати, были времена, когда можно было попасть с экскурсией не только на плотину, но и внутрь неё – туда, где можно дотронуться рукой до струй стекающей вниз воды (ну или постучать по льду…)
Примерно напротив входа на плотину находится храм Архангела Михаила (1820 г.), построенный >ещё во времена, когда эта местность именовалась селом Михаило-Архангельским (а до этого – Михайловским погостом)
В советские годы (что называется, в лучших традициях) в помещении храма разместили химический склад. Химия нанесла огромный ущерб конструкции храма, так что к 90-м годам он практически превратился в руины. Восстановлен до нынешнего состояния в 1996 году
А вот и дом Г.О. Графтио, самолично им спроектированный (построен в 1924 году). С 1969 году в доме, сохранившем все оригинальные интерьеры, размещается краеведческий музей
Мы позвонили в музейную дверь – и нам открыли. И тут нас ждал сюрприз: дело в том, что в музее замёрзла система отопления, так температура внутри не сильно отличается от температуры снаружи, и нам придётся осматривать экспозицию в экстремальных климатических условиях (вот уж не завидую музейщикам, которые вынуждены ежедневно там работать без отопления).
Макет электростанции. А за ним – мемориальная доска со списком (неполным) погибших при строительстве и эксплуатации ГЭС
Рядом – макет рабочего барака. В таких жили волховстроевцы
Дальше пошло всевозможное оборудование, когда-то находившееся на ГЭС
А здесь уже речь о событиях 1942 года, когда благодаря волховстроевцам блокадный Ленинград был обеспечен электроэнергией. Собственно, перебои с электроснабжением начались ещё в декабре 1941-го – большинство электростанций области было уничтожено, а линии электропередач повреждены. В результате встал весь городской электротранспорт, и ленинградцы, и так загруженные работой донельзя, были в добавок вынуждены тратить по три часа в день добираясь пешком по морозу к своим рабочим местам и обратно, что отнимало уйму сил и здоровья. Окончательно же прекратилась подача электричества 3 января. В течение лета 1942 года волховстроевцами по дну Ладожского озера был проложен силовой кабель, связавший город напрямую с электростанцией. После того, как озеро покрылось льдом, подводный кабель был продублирован второй ЛЭП, смонтированной на вмороженных в лёд опорах. Всё это позволило запустить заводы, восстановить трамвайное сообщение и дать свет в квартиры. Ныне в Волховском музее можно увидеть фрагмент того самого подводного «кабеля жизни» и оборудование с подстанций по пути следования ЛЭП.
Ещё из военных экспонатов: в музее хранятся вот такие сплетённые вручную корзины для переноски снарядов
А ещё здесь можно объявить воздушную тревогу, покрутив ручку этой механической сирены
Впрочем, хватит о войне. Вот вам автомобиль ГАЗ М-11 (поздняя модификация «Эмки»), принадлежавший инженеру Графтио. Запихнуть «Эмку» в кадр целиком не позволяют размеры гаража
По своей сути это – сильно переработанный проект Ford Model B, документация которого была передана на Горьковский автозавод в рамках договора. Конкретно эта машина отличается от обычной серийной наличием сзади багажника наподобие «мерса» 230 w153 (на котором Штирлиц рассекал по Берлину)
По словам сотрудников музея, до недавнего времени автомобиль был на ходу (пока однажды не забыли слить на зиму воду из радиатора). С тех пор он стоит в музейном гараже и ждёт своего реставратора
Заглядываем под капот
Именно на 11-ой «Эмке» впервые появился движок, потомки которого позже устанавливались на ГАЗ-51/52/63, ЗИМ, «Победу», ГАЗ-69 и на ряд изделий польского автопрома (Nysa, Żuk, FSO Warszawa), и просуществовали на конвейере аж до 1993 года
Несколько сувениров от Волховского завода по обработке цветных металлов (точного литья)
А вот как выглядел самый первый вокзал в Званке (ныне – станция Волховстрой-1, современный вокзал которой мы тоже скоро увидим)
Ну и наконец – самая впечатлившая нас картина с выставки волховского художника Юрия Гусева. Называется картина – «О, Звёзды»
А потом там же, в музее, мы узнали об ещё одной достопримечательности близ Волхова, от которой, к сожалению, уже почти ничего не осталось – руины уникального населённого пункта на Успенском острове (он же – остров-сказка [он же – остров Октября]). Да и вообще – несмотря на холод в музее, экскурсия была интереснейшая.
Ну что же, основательно помёрзнув в музее, идём домерзать наружу в направлении центра (того, который Волховстрой-2 – по ту сторону реки).
Железнодорожный мост на закате – внезапная красота там, где её никто не ожидал
Деревянный храм в честь Апостола Андрея Первозванного (построен пару лет назад)
В остальном центр Волхова практически весь состоит из сталинской застройки и потому сильно напоминает любой другой небольшой город, застраивавшийся в те же годы. У меня, к примеру, он местами вызывал ассоциации со Старокамышинском.
Потом мы за какие-то совсем смешные деньги вселились в гигантский двухкомнатный номер в гостинице сталинской постройки. Не знаю, как в футбол, а в баскетбол в том номере сыграть получится. Здесь же в гостинице поужинали и пошли отсыпаться, чтобы завтра с новыми силами отправиться в Старую Ладогу.
Ну а напоследок – вот вам нынешний волховский вокзал, построенный в 1949-51 годы и считающийся одним из красивейших вокзалов Ленинградской области. Слева от него находится небольшая автостанция, с которой мы очень скоро отправимся в сторону Старой Ладоги
Всё. Продолжение следует…
P.S. Если когда-нибудь вам доведётся воспользоваться камерой хранения на волховском вокзале (мы воспользовались), то знайте, что с ней не всё так просто. Чтобы ей воспользоваться, нужно:
- Подойти к двери с надписью «Камера хранения» и убедиться, что она закрыта, и внутри никого нет;
- Подойти к кабинке с надписью «Дежурная» и убедиться, что там тоже никого нет;
- Нажать на кнопку вызова дежурной и сообщить о своём намерении воспользоваться камерой хранения;
- Дождаться прихода дежурной с ключами от камеры хранения;
- Всё.
- Выборг. Викинги, Фольксваген и японский бордель
- Сортавала. Снег, паровозы и большая кирпичная труба
- Петрозаводск. Рельсы, комары и огнестрельное оружие
- Кижи. Отмерзаем по полной
- Волхов. Мосты, электричество и замёрзший музей
- Старая Ладога. Там, откуда всё началось
This entry was originally posted at https://pilottttt.dreamwidth.org/355469.html. Please comment there using OpenID.