Ещё и солнце не взошло, как мы снова отправились в путь. На термометре сегодня -27°C, но нас это не остановит – потому, что сегодня мы направляемся на Кижи – остров и одноимённый музей-заповедник на Онежском озере. Добираться туда напрямую из Петрозаводска пока не позволяет ледовая обстановка, но можно добраться из посёлка Великая Губа (что к югу от Медвежьегорска) – одноимённый залив Онеги замёрз ещё в декабре, так что по нему без проблем можно передвигаться на том виде транспорта, на котором мы сегодня планируем по нему передвигаться. В Великую Губу же мы добираемся посредством автоподброса (или, по-русски, трансфера).
Эту ослепительную красоту мы наблюдали почти по всему маршруту следования
По пути водитель по имени Олег просветил нас чуть ли не по всем достопримечательностям, какие есть вдоль этой дороги. К примеру, в окрестностях Петрозаводска имеются остатки палеовулканов, которые всего каких-нибудь два миллиарда лет назад плевались огнём, извергали лаву и пепел не хуже нынешних камчатских. Время сравняло их с землёй и отчасти разрушило, но кое-что от них всё-таки осталось
Или, к примеру «долина зайцев», где автором одноимённого проекта выдолблены на скале несколько сотен зайцев (а за ваши деньги он выдолбит вам и вашего собственного зайца)
Вот примерно на такой ноте мы и прибыли в Великую Губу, где нас уже ждало наше транспортное средство (судно / летательный аппарат) на воздушной подушке и его капитан по имени Олег (уже второй за сегодня, не считая меня самого, и третий за эту поездку)
Собственно идея судна, скользящего над поверхностью на слое сжатого воздуха (воздушной подушке), высказывалась чуть ли не начиная с XVIII века, но впервые реализована была в СССР в 30-е годы XX века. Чтобы вам стало понятно, как эта штука передвигается, можете проделать такой эксперимент: возьмите лист бумаги и бросьте его параллельно поверхности стола – бумага начнёт скользить по столешнице, и будет это делать, пока не упадёт со стола или во что-нибудь не упрётся. Скольжение это происходит благодаря тонкому слою воздуха, образующемуся между бумагой и столом. Что-то подобное происходит и под этим катером, но под его днище воздух накачивается вентилятором – так что, по факту, он не столько едет, сколько летит над поверхностью.
Ну что ж, садимся в катер, и он, покачиваясь, уносит нас по направлению к острову Кижи
А вот и Кижи. Точнее, Ки́жи (ударение – на первый слог). Здесь нас двоих встречают сотрудник музея и целых два недовольных сотрудника Росгвардии. Пока мы покупали билеты и обозревали окрестности, появилась ещё одна сотрудница музея с ключами от экспозиций и выражением лица типа «Какая нечистая принесла этих сумасшедших туристов в такой мороз?…» Ну что же, если вы целыми днями сидите на отрезанном от мира острове и следите, чтобы кто-нибудь из этих ненормальных посетителей что-нибудь не спёр и не поджог – то вам оно, конечно, виднее. Однако, если у вас на столе лежат три гостиничные брони в трёх разных городах и целая пачка билетов на разные виды транспорта, да ещё всё это согласовано со сроком отпуска – то переиграть эту пачку на другие даты в последний момент из-за того, что в прогнозе погоды что-то там поменялось, практически невозможно. Так что придётся вам терпеть нас у себя на острове в любую погоду.
Самое, наверное, интересное, что есть на острове – это деревянные строения Кижского погоста (XVII-XVIII вв.) Их видно ещё издали
Слово «погост» произошло от слова «погостить» и возникло ещё во времена княгини Ольги – так называлось место, где останавливался князь со своей дружиной во время поездок по своему княжеству. С распространением христианства каждый погост обрёл свою собственную церковь и приходское кладбище, став таким образом центром прихода. То есть, по сути, погост отличается от села только отсутствием в нём постоянного населения (кроме священнослужителей). Интересно, что слово «погост» проникло в латышский и шведский языки и используется там до сих пор как название административно-территориальной единицы.
Конкретно этот погост существует здесь как минимум с XVII века. Известно, что самая первая существовавшая здесь Покровская церковь в конце XVII века сгорела в результате удара молнии, после чего и было построено всё то, что теперь находится на территории погоста. Помимо погоста на острове находились три деревни, основанные и заселённые новгородцами в X веке (ныне остатки этих деревень частично превращены в экспозиции, а частично используются для проживания сотрудников музея)
Пожалуй, самое известное строение Кижского погоста – это церковь Преображения Господня (1714 г). Легенда утверждает, что данный деревянный храм построен плотником Нестором с помощью одного только топора и без единого гвоздя. Ну что тут сказать?… Всякий, кому хоть раз доводилось пользоваться топором, знает, что этим инструментом невозможно перерубить что-либо перпендикулярно к волокнам древесины. Нет, ну если очень надо – то можно, проявив настойчивость дятла и потратив целый день, перерубить подобное бревно под 90°. Но, если вы – не дятел, то станете рубить под углом, и сделаете своё дело на порядок быстрее. Приглядевшись же повнимательнее к этому строению, можно увидеть, что почти вся его нижняя часть состоит из брёвен с аккуратными краями строго под 90°. Следовательно, у плотника Нестора как минимум имелась в наличии пила. Да и то, что касается гвоздей – тоже не более, чем легенда. Конечно, если очень захотеть – можно собрать несущую конструкцию крыши на нагелях, но вот покрыть её кровлей без гвоздей не получится. Так что – да, в крыше этого храма, вопреки легенде, гвозди присутствуют
А если подойти поближе и приглядеться как следует, то вы обнаружите, что часть брёвен – новые. На самом деле, за последние десять лет храм подвергся реставрации, в результате которой 30% брёвен были заменены на новые, и эти брёвна сразу бросаются в глаза. Впрочем, всё вышесказанное красоты этого храма не отменяет
Впрочем, мы можем воспользоваться возможностями графического редактора и подобраться к храму ещё ближе. И тогда окажется, что помимо пилы у Нестора были ещё и свёрла, стамеска, рубанок и, возможно, даже рашпиль. Впрочем, мы ведь не ради разрушения легенд сюда приехали…
Колокольня – явление более новое, чем оба кижских храма. Построена она в 1863 году
Внутрь второй – Покровской церкви можно попасть. Там находится выставка старинных икон. Сотрудница музея отпирает дверь, и мы под присмотром сотрудников Росгвардии проникаем внутрь
Потолочная икона «Троица Новозаветная» XVIII в. из деревни Вигово. В общем-то, практически вся коллекция музея, включая и большинство деревянных построек на острове (кроме погоста), была свезена сюда в послевоенные годы чуть ли не со всего Заонежья
Вид из заиндевевшего церковного окна в стиле «фотограф с замёрзшими мозгами». Были бы они (мозги) чуть менее замёрзшие – я бы добился, чтобы в окно был виден горизонт
Следующее строение, внутрь которого можно попасть (такое же неотапливаемое), это – дом (крестьянская усадьба) Ошевнева (1876 г., из одноимённой деревни)
И наша процессия под присмотром сотрудников Росгвардии направляется как раз туда
Замёрзшая сотрудница музея отпирает нам дверь, и мы заходим
Русская печь, как и положено, занимает собой четверть помещения. Помимо отопления и приготовления пищи, она использовалась для сушки и хранения различных предметов, в качестве подогреваемой лежанки, а в самые лютые морозы некоторые умудрялись использовать её в качестве бани (залезали внутрь и там парились)
На чердаке оборудована столярная мастерская. Вот это, к примеру, ни больше ни меньше, токарный станок
Верстак, по-видимому, ровесник дома, а вот инструменты вполне себе современные
Выходим наружу
Примерно в те же годы, когда был построен погост, появился в здешних краях новгородский купец Семён Гаврилов с большими планами на организацию здесь металлургического производства (один из трёх его заводов был построен как раз на острове Кижи). Работать на заводах набрали местных крестьян, причём в лучших традициях крепостного права – не спрашивая их на то согласия и бесплатно (в качестве повинности), да ещё и зачастую – с изыманием земельных участков в пользу завода. Такое положение дел вызвало серию крестьянских восстаний, самое массовое из которых происходило здесь, на Кижах, в 1769-1771 годах и считается основным предвестником Крестьянской войны Емельяна Пугачёва.
Из истории России известно, что все бунты, перевороты, революции начинаются тогда, когда у людей просто не остаётся других вариантов, когда им нечего терять. Если большинству населения ещё есть, что терять (гнилой сарай, полудохлую корову, участок земли, на котором ничего не растёт…) – никакого бунта не будет. Воистину терпение российского народа безгранично.
Тем временем, несмотря на экстремальные климатические условия, мы продолжаем гулять по острову
Следующее интересное строение – дом Елизарова (1907 г.)
Он же, с фасада
Часовня Михаила Архангела начала XVIII в.
Мельница начала XX в. из деревни Волкостров Медвежьегорского района
А вот и один из древнейших сохранившихся до наших дней деревянных храмов России – Церковь Воскрешения Лазаря (XVI в.), самая первая постройка Муромского монастыря (Пудожский район Карелии)
Так мы описали полукруг вдоль берега и вернулись к погосту с противоположной стороны. Здесь, за погостом, находится единственное на острове место, куда можно зайти и погреться (отапливаемый туалет типа сортир)
Кстати, ограда погоста не такая уж и старая – она воссоздана по сохранившимся фрагментам в 1959 году
Дальше мы решили прогуляться в сторону деревни Ямка
Маша. Маска – не от вирусов (они здесь давным давно повымерзли), а для тепла
По пути мы изрядно подзамёрзли и потому, не доходя до деревни, решили повернуть назад
Ещё один взгляд на окрестности…
Солнце зашло. А внизу нас уже ждёт катер на воздушной подушке с хорошо натопленным салоном
Перед обратной дорогой
Потом Олег, владелец катера, напоил нас горячим иван-чаем собственного сбора и приготовления и рассказал о неких туристах, приехавших сюда в кроссовках в похожую погоду. Прогулка их была очень короткой.
Домчавшись на «подушке» до Великой Губы, мы снова пересаживаемся в автомобиль. Природа преподнесла нам этим вечером ясную погоду, так что была некоторая вероятность увидеть на обратном пути северное сияние (если оно будет).
Но оно так и не «зажглось» тем вечером. Хотя, впрочем, впечатлений нам на тот момент и так хватало, потому первое, что мы сделали, вернувшись в Петрозаводск – это перекусили в ближайшей кафешке и отправились отсыпаться в гостиницу, чтобы завтра утром выдвинуться в сторону Волхова.
Продолжение следует…
- Выборг. Викинги, Фольксваген и японский бордель
- Сортавала. Снег, паровозы и большая кирпичная труба
- Петрозаводск. Рельсы, комары и огнестрельное оружие
- Кижи. Отмерзаем по полной
- Волхов. Мосты, электричество и замёрзший музей
- Старая Ладога. Там, откуда всё началось
This entry was originally posted at https://pilottttt.dreamwidth.org/355311.html. Please comment there using OpenID.