Итак, продолжаем наши зимние покатушки.
Примерно около полуночи мы слезли с «Ласточки» на сортавальском вокзале и, к своему величайшему изумлению, обнаружили там на путях аж целых четыре (!!!) паровоза под парами (настоящих, живых). И ещё один – пятый – в виде памятника. Впрочем, к вопросу о том, откуда в Сортавале взялось столько паровозов, мы ещё вернёмся. Сейчас же нам предстоит пройтись пешком на противоположную окраину этого маленького городка и вселиться там в гостиницу с загадочным названием Piipun Piha.
Все попытки перевести это финское название с помощью онлайн-переводчиков приводили к маловразумительным результатам: Гугл перевёл его как «Бочка Двор», а Яндекс – как «Трубный двор». Разгадка же обнаружилась в гостиничном номере в виде информационного листка: оказывается, когда-то в стародавние финские времена на этом месте находилась лесопилка, от которой сохранились генераторная и огромная кирпичная труба. Теперь всё это – часть здания гостиницы, и название её означает «Двор с трубой». Именно под этим названием знают это место старые финны, приезжающие сюда в рамках так называемого «ностальгического туризма» по местам проживания своих предков. Кстати, возможно, именно этим объясняется то, что в «Ласточке» СПб-Сортавала, на которой мы приехали, все объявления дублируются на русском, английском и финском языках.
Итак, вселяемся в номер с видом на эту самую трубу, чтобы как следует отоспаться, а утром, с рассветом, приступить к знакомству с этим необычным городом.
Собственно, вот она – гостиница с трубой, как она выглядит в утренних сумерках. На мой взгляд, владельцам гостиницы стоило бы поразмыслить над ночной подсветкой этой самой трубы – тогда она станет первоклассным ориентиром для людей, добирающихся сюда из центра
А вот и Ладога в лице одного из её заливов. Точнее – часть залива, именуемая озером Ляппяярви. Северная часть Ладоги изрезана многочисленными шхерами, проливы между которыми нередко именуются озёрами – потому здесь сложно понять, что во что втекает и куда потом вытекает. Так, к примеру, это озеро является таким своеобразным отростком от залива Тенкасаренселькя, который в свою очередь отрастает от пролива Маркатсимансалми. Дальше от озера Ляппяярви отрастает целая цепочка проливов с такими же интересными названиями, являющихся частью залива Хиденселькя (удаление везде на первый слог – как, впрочем, и во всех остальных карело-финских названиях). И всё это вместе в свою очередь является частью Ладожского озера.
Что касается карело-финских названий – название города Сортавала не имеет ничего общего с тем, с чем оно у вас проассоциировалось. Есть аж целых несколько версий его перевода, и самая яркая звучит так: «власть чёрта» (по легенде, именно здесь пристала к берегу нечистая сила, изгнанная с Валаама основателями монастыря). Вторая версия перевода гораздо банальней: «рассекающий» (речь о заливе Вакколахти, делящем город на две половины), ну а третья – что город назван по имени или прозвищу первопоселенца Sortava – уж совсем прозаичная. И – да, ударение – всё так же на первом слоге, хотя в российском просторечии это название чаще всего произносят с ударением на предпоследний слог. Кстати, в дореволюционные времена город довольно долго носил русифицированное название Сердоболь с ударением всё туда же – на первый слог.
Сортавала как населённый пункт существует по меньшей мере с 1468 года. Тогда это был всего лишь погост, который затем несколько раз переосновывался и переполучал статус города.
Оказавшись в начале XVII века составе Швеции, карелы начали подвергаться репрессиям и насильственным переводам из православия в протестантизм, так что в результате чуть ли не всей своей численностью населения снялись с места и эмигрировали в Россию, заняв опустевшие в смутные годы земли Тверской области (так появилось множество карельских деревень в окрестностях Лихославля и др). Как раз тогда и произошло первое переоснование шведами опустевшей Сортавалы, уже в 1646 году получившей статус города. Следующее «обнуление» города и его населения произошло уже в ходе Северной войны, по итогам которой вся историческая Финляндия вошла в состав России (и Сортавала в том числе). Теперь уже город был заселён преимущественно финнами, прожившими в нём до 1940 года, когда советские войска попытались проделать с Финляндией тот же фокус, что и с Латвией. Фокус не удался, но получилось отвоевать часть её восточных территорий (Северное Приладожье и Карельский перешеек). В результате финское население Сортавалы было обнуленоэвакуировано, а его место заняли переселенцы из регионов СССР (не правда ли, напоминает историю Выборга?…). Дальше – точно так же, как и в Выборге, была череда взаимных обнуленийэвакуаций (в 1941 и 1944 годы), и в результате, по итогам Второй мировой, Сортавала наконец становится частью советской Карелии, хотя, по-хорошему, этнических карелов здесь уже практически не осталось.
А мы тем временем выбрались с задворок, на которых находится наша гостиница с трубой, и вышли на одну из центральных улиц. Такой вот деревянный модерн начала XX века попадается практически во всех частях города, составляя львиную долю колорита Сортавалы
Морозные художества на одном из старых окон
А вот и первая достопримечательность на нашем пути – здание бывшего издательства духовной литературы Risti ja Raamattu (Крест и Библия), 1914 г.
А через дорогу от него – Церковь Николая Чудотворца (1873 г).
Движемся в сторону центра. Внезапно замечаем по пути этот необычный фасад здания 1915 года (изначально здесь размещался некий торговый дом)
Сделав номер дома частью декора, архитектор не рассчитывал, что номер дома со временем может поменяться (что с ним как раз и произошло).
Как и в Выборге, в Сортавале сильно выделяются своей архитектурой многочисленные банковские здания начала XX века. Это, к примеру, бывшее здание Банка северных стран (1905 г.), ныне занимаемое почтамтом
На момент нашего приезда здание оказалось закрыто на ремонт, а почта временно перемещена в… Даже не знаю, как это место лучше охарактеризовать. В общем, это, пожалуй, самое странное почтовое отделение из всех, в которых мне доводилось бывать. Итак, почта сейчас занимает квартиру на втором этаже одного из соседних домов в подъезде с сильно обшарпанными стенами и огромной высоты потолками. А очередь на почту занимает всю длину лестницы. В общем, ощущение чего-то такого из позднесоветских времён, когда такая же очередь выстраивалась к какому-нибудь известному только избранным служебному входу в магазин или на склад, где можно было прикупить себе что-то такое, чего ни за что не найдёшь ни в одном магазине города.
Пожарное депо (1888 г). Сразу за ним виднеется здание, известное как Дом Леандера (1905), изначально предназначавшееся для размещения финского Национального Акционерного Банка (а сейчас в нём как раз-таки находится Сбербанк). И, мне так припоминается, что именно в нём со стороны двора и находится тот самый секретный подъезд с подпольнойвременной почтой.
Доме купца Сиитонена (ныне – Администрация Сортавальского муниципального района)
Неподалёку – бывшее Управление православной церкви Финляндии (1935 г.), ныне – жилой дом со множеством магазинов и кафешек
Во дворе за ним – Церковь Иоанна Богослова (1931 г.), которая, несмотря на свой необычный внешний вид, всё же изначально являлась православной. Считается, что архитектор стремился создать нечто в стиле финского деревянного зодчества тех лет
По другую сторону – загадочной формы функционалистское здание автостанции 1935 года
Чуть дальше – ещё одно странное архитектурное явление центра Сортавалы, известное местным как «дом со шприцем». И оно, кстати, тоже из числа бывших банковских строений
Спускаемся на набережную. Одно из интересных строений на набережной
Вся Ладога в пределах шхер уже покрыта льдом, в открытой же части озера лёд ещё не установился. Именно это стало причиной нашего непопадания на Валаам – навигация уже давно закрыта, а с подобной ледовой обстановкой никто из владельцев катеров на воздушной подушке связываться не хочет (т.к. при этом катер сильно ушатывается цепляясь за острые кромки льдин)
Вдалеке у причала виднеется одна из «Ракет» (почему-то – без каких-либо опознавательных знаков) – скоростное судно на подводных крыльях. В период навигации подобные суда совершают рейсы отсюда на Валаам
Это, пожалуй, самое выпендрёжное из всех деревянных строений города, на поверку оказавшееся новоделом. Тем не менее, радует, что сортавальский новодел стилизован под историческую застройку, а не под очередную бледную копию сингапурских небоскрёбов. Внутри находится очень неплохая кафешка с элементами музея
А чуть в стороне от всего этого выпендрёжа скромно притаилось ныне заброшенное здание сортавальской ратуши 1885 года постройки, до недавнего времени занимаемого библиотекой
По не совсем достоверным сведениям, сейчас идёт поиск инвесторов для реставрации ратуши. Пока же фасад здания сокрыт от посторонних взоров высоким зелёным забором и, чтобы увидеть его, вам придётся очень высоко подпрыгнуть.
…Ну или залезть на самый высокий сугроб
Примерно на этом месте мой телефон зазвонил. Помните ту душераздирающую историю с пиццей, что произошла у нас в Выборге? Ну так вот, это – её продолжение. Звонил всё тот же сотрудник, который, аж целых два раза принеся извинения за сорванный заказ, сообщил, что деньги за пиццу уже на подходе. Ну что же, такая оперативность в решении вопросов не может не радовать.
Вид на залив Вакколахти от здания ратуши. Этот залив делит город пополам, и на той стороне – южная половина города.
Очень странный сортавальский Ленин окидывает подозрительным взглядом залив Вакколахти
В общем-то ничего особенного в этом доме нет, но художественно облупившаяся многослойная краска создала какую-то странную игру полутонов, обычно не свойственную подобным облупившимся строениям
Чуть дальше за этим «художеством» – ещё два примечательных строения Сортавалы. Первое – это неоготическое здание Сортавальского мужского лицея (1910 г).
Рядом – ещё одна неоготика – здание Сортавальской женской школы (1911 г)
А вот теперь переходим к самой живописной части нашей прогулки – забираемся на гору Кухавуори, находящуюся в черте городского парка. Канатная дорога, понятное дело, не работает, так что поднимаемся пешком
Виды, открывшиеся нам на вершине, совершенно завораживают. Хочется замереть и, вслушиваясь в тишину, смотреть и смотреть туда, вниз, на равнину, выглядывающую из-за заснеженных ёлок
Спускаемся вниз другой тропинкой
Вдруг где-то за деревьями слева от тропинки промелькнул некий силуэт. Подойдя поближе, мы обнаружили за деревьями это
А теперь – оно же крупнее
По-видимому, по задумке автора, этот ангел должен быть виден с прилегающей дороги и встречать тех, кто едет по ней со стороны вокзала. Сейчас же склон основательно зарос лесом, так что теперь статуя не видна ниоткуда кроме той тропинки, по которой мы спускались. Словом, пойди мы другой дорогой – никогда бы не узнали о существовании этого ангела.
Спускаемся дальше
А вот внизу показалась какая-то живописная «заброшка»
«Заброшка» оказалась группой примечательных строений начала XX века, не обозначенной ни в одном списке достопримечательностей города
Это, судя по всему, главное здание комплекса
Через дорогу обнаруживаем остатки полусгоревшего строения (вроде как бывшая больница)
Впечатляет количество печей, которыми это строение отапливалось. Ну а по трубам хорошо видно, какой высоты была его крыша
Там же во дворе
А вот теперь – вернёмся к нашим паровозам (тем более, что мы как раз приближаемся к вокзалу). Попробуем заснять всю ту ретротехнику, что мы заметили вчера ночью на станционных путях (если она ещё никуда не уехала).
Паровоз номер первый – ЭР-788-81 в ближайшее время точно никуда не уедет потому, что он – памятник. Вообще, паровозы серии «Э» – самое массовое явление в истории паровозостроения. Поставленный на конвейер ещё в 1912 году, он выпускался аж до 1957 года, зарекомендовав себя простым и надёжным как лом или лопата. Первоначально задуманный как грузовой, он использовался чуть ли не везде, даже на пассажирских перевозках (несмотря на маловпечатляющие скоростные показатели: конструктивная скорость – всего 65 км/ч). Потому ныне паровозы конкретно этой серии можно встретить в качестве памятников чуть ли не на всех вокзалах России.
Ещё одно явление, которое обычно встречается возле старых вокзалов, это – водонапорная башня. За время стоянки поезда нужно было успеть заправить паровозный тендер водой, а чтобы сделать это максимально быстро – вода должна подаваться с большим напором. Именно поэтому вокзалы, построенные ещё в паровозную эпоху, всегда снабжались своей собственной водонапоркой
Паровоз номер следующий – Л-2344, растопленный и готовый отправиться в рейс.
Грузовые паровозы серии Л – одно из наипозднейших явлений среди паровозной техники, выпускавшиеся в 1945-1955 годы, потому их довольно много сохранилось в рабочем состоянии. Ну а индекс «Л» – это в честь его разработчика Л. С. Лебедянского
«ЛВ» – продукт дальнейшего переосмысления и развития паровозов серии «Л», и самая последняя выпускавшаяся в СССР серия паровозов (1952-1956).
Теперь уже мало кто знает, как отличить грузовой паровоз от пассажирского. А на самом деле всё до смешного просто: от грузового паровоза требуется больше тяги, от пассажирского – больше скорости. А, поскольку трансмиссии как таковой у паровоза нет, вопрос решался самым простым и банальным путём – засчёт диаметра колёс. Итак, если перед вами паровоз с огромными колёсами (в человеческий рост), то он – пассажирский, если колёса более привычного диаметра – то это грузовой паровоз. К примеру, у П36, самого быстрого из советских пассажирских паровозов, диаметр ведущих колёс был 1850 мм, а конструктивная скорость при этом составляла 125 км/ч.
Кран для заправки водой тендеров. А сзади него – ещё одно раритетное явление – железнодорожный семафор
Такие семафоры когда-то использовались повсеместно, но были постепенно заменены железнодорожными светофорами. Сейчас же они сохранились только где-то совсем в глухих местах (типа Монзенской жд), где их ещё не успели срезать на металлолом, так что семафор на сортавальском вокзале (да ещё и в рабочем состоянии) – крайне редкое в нашей стране явление
А вот и разгадка. Дело в том, что каждый день из Сортавалы на Рускеалу отправляется ретропоезд под паровозной тягой, а на новогодних выходных он ходил аж целых два раза в сутки – потому сюда и пригнали такое количество паровозов. Из тех четырёх, что мы видели вчера ночью, третий, по-видимому, сейчас как раз с составом в Рускеале. А вот где четвёртый – не знаю (возможно, уже уехал в один из железнодорожных музеев страны)
Если, к примеру, в той же Москве покатушки на паровозе имеют разовый характер, по записи и за довольно-таки ощутимые деньги, то в Сортавале это – обычный ежедневный поезд, идущий по расписанию, и на который можно купить билет точно так же, как и на любой другой поезд (причём цена сопоставима с обычной электричкой). К примеру, вот он, этот поезд, как он отображается в расписании на 25 января на сайте РЖД
Всё вместе
А вот здание вокзала здесь совсем новое – примерно девяностых годов XX века
Где-то рядом с вокзалом
По пути в центр заметили у переезда это примечательное строение с очередью на входе. Оказалось – Сортавальское лесничество
А само здание построено в 1907 году для Общества сестёр милосердия
В южной половине города сохранилось довольно много примечательных деревянных строений начала XX века
А вот и ещё одно историческое здание рухнуло под охраной государства
Возможно, обрушение произошло в результате приколачивания к дому таблички о том, что это – дом начала XIX века. А, впрочем, это тоже была шутка
Какое-то строение по ту сторону ж/д путей (возможно, часть той полусгоревшей больницы, которую мы видели с противоположной стороны)
Напротив него – бывшее здание шюцкоровской организации «Ладожская крепость» (1931 г). Позже – Торговый техникум
Во дворе того же дома
Ещё немного деревянной застройки начала XX века
Вы будете удивлены, но это – кинотеатр. И, кстати, обратите внимание на столб. Готов поспорить, что он – из тех же времён, что и семафор на станции
Некоторые деревянные дома активно ремонтируются
А вот и краеведческий музей, разместившийся в доме доктора Винтера
В музее – довольно интересная экспозиция, касающаяся как Сортавалы, так и всего Северного Приладожья. Но главное – мы нашли там ещё одну разгадку. Помните это строение? Его мы обнаружили при спуске с горы, как раз под скульптурой ангела. Оказалось, что это – бывшая окружная больница, созданная как раз тем самым доктором Винтером, в бывшем доме которого мы сейчас находимся
Кстати, об ангеле. Попробуем рассмотреть его со стороны города (точнее, с Карельского моста). Видите ту козявку, торчащую из-за деревьев в самом центре кадра?… Не видно?
А так? Тоже плохо видно? А ведь это и есть тот самый ангел
Собственно сам Карельский мост, соединяющий две половины города. Когда-то считался самым длинным мостом Финляндии
Тем временем наступили сумерки, и мы начинаем двигаться в сторону гостиницы.
Рунопевец Петри Шемейкка
Ещё пара интересных строений, встреченных нами по пути
А вот и наша гостиница
Теперь – ужинать и отсыпаться, чтобы завтра, в несусветные шесть утра, выдвинуться в сторону Петрозаводска.
Продолжение следует…
- Выборг. Викинги, Фольксваген и японский бордель
- Сортавала. Снег, паровозы и большая кирпичная труба
- Петрозаводск. Рельсы, комары и огнестрельное оружие
- Кижи. Отмерзаем по полной
- Волхов. Мосты, электричество и замёрзший музей
- Старая Ладога. Там, откуда всё началось
This entry was originally posted at https://pilottttt.dreamwidth.org/354609.html. Please comment there using OpenID.