В прошлые разы я обещал вам показать нечто настолько древнее, что существовало здесь ещё до основания Руси. Ну так вот, сегодня мы наконец отправляемся в те края.
Вода падает
К земле стремится
Как волосы струится…
(из знаменитого фильма Джармуша)
Потом набежали группы экскурсантов. По итогам беглого опроса на предмет «можно ли пить воду из этих ключей?» участники двух разных экскурсий высказали два полярных мнения: Первая экскурсия: «Конечно нельзя!!! Тут где-то рядом есть кладбище» (к слову, кладбище находится сильно в стороне от ключей). Вторая экскурсия: «Конечно можно!!! Ключи ведь даже освящены». Причём, что интересно, и те, и другие были здесь впервые в жизни.
Мы эту воду пили, и даже с собой набрали. И до сих пор с нами ничего такого не случилось ;)
Все источники в сумме выбрасывают наружу до четырёх литров воды в секунду
Дальше вода вот таким бурным разветвлённым ручьём стекает в Городищенское озеро
Чуть в стороне, скрытый травой, имеется ещё один ручей
У ручьёв сохранились руины небольшой водяной мельницы 1900-х годов постройки
Жёрнов
Чуть в стороне от бывшей мельницы имеется сохранившийся каменный погреб, в котором, по-видимому, хранилась продукция мельницы. Кстати, если у вас вдруг оказались с собой резиновые сапоги, то поход к погребу – лучший повод применить их по назначению
Внутри сохранились металлические крюки для подвески к потолку хранимых припасов (дабы до них не добрались мыши и прочие желающие поесть за чужой счёт)
Одна из доступных в Изборске форм развлечения – кормление лебедей на живописном Городищенском озере
Лебеди берут еду прямо из рук, при этом норовя схватить за палец
Чуть поодаль плавают утки, выглядящие на фоне лебедей как-то мелко и малосолидно
Берег
Словенское поле. Все те древние кресты и прочие предметы древности, что мы видели в предыдущих двух постах, выкопаны где-то здесь
Отсюда с тропинки открывается отличный вид на озеро
Обходим справа старинное кладбище (то самое, что так напугало первую экскурсию)…
…И вот перед нами одна из фирменных фишек Изборска – «Труворов крест». Легенда утверждает, что именно здесь, возле этого креста, и похоронен легендарный варяг, один из братьев Рюрика
А вот учёные с этой легендой не согласны и датируют крест XIV-XV веками. Да и потом – есть же ещё и здравый смысл: крест – христианский символ, а во времена Трувора (862-864 гг.) на Руси никаким христианством ещё даже и не пахло. Учёными предполагается, что это – памятный крест, установленный на въезде в старую заброшенную часть города (напомню, что на своё нынешнее место Изборск переехал в 1330 году)
Начиная с XIX века сюда неоднократно наведывались всевозможные экспедиции, движимые намерением поднять эту древнюю каменную плиту и обнаружить под ней останки Трувора. Однажды в этой затее даже поучаствовали представители дома Романовых – сыновья и племянники императора Александра II. Но каждый раз, раскопав грунт под плитой до скального основания, учёные ничего не находили
Однако, чтобы легенда не забывалась (да и для привлечения туристов), кто-то сравнительно недавно высек на плите шрифтом Times New Roman надпись «Трув.»
А вот фигуры, высеченные в древности на соседних плитах, заслуживают отдельного внимания. К примеру, над значением этого треугольника учёные бьются до сих пор
А эта плита, возможно, когда-то являлась доской для игры в «мельницу», завезённую на Русь варягами и весьма популярную в Средние века.
Рядом лежат ещё несколько древних крестов (таких же, как мы видели в музее)
А вот и ещё один предмет древности, явившийся загадкой для науки
Точнее, речь о нацарапанной на нём лестнице, смысл которой также является предметом споров
Место установки какого-то из этих крестов
Ну да ладно, с могилами мы разобрались – переходим наконец к древнему городищу. Вот один из его валов
Это место называют Труворовым городищем, что, на мой взгляд, не совсем правильно. Если, к примеру, сравнивать с тем же Рюриковым городищем, что в Великом Новгороде, то там город был и основан, и построен Рюриком. Трувор же к основанию Изборска не имел никакого отношения (на момент его прибытия город существовал уже в течение примерно полутора веков). Так что его можно назвать самым известным правителем, но никак не основателем города.
Если верить историкам, Изборск был основан кривичами на рубеже VII и VIII веков, а старинная легенда называет нам имя основателя – Словен, сын Гостомысла (хотя это и не очень стыкуется по времени с версией учёных). Согласно той же легенде, город был назван в честь сына Словена – Избора. К моменту призвания варягов Изборск являлся одним из трёх племенных центров кривичей (остальные два – Смоленск и Полоцк), а после пожара X века развился в крупный раннесредневековый город, центр торговли и ремесла.
Помимо крепости, был ещё и посад, населённый преимущественно ремесленными людьми и защищённый глиняным валом
Как я уже писал, в 1330 году Изборск переехал на нынешнее место, а старый город был оставлен и постепенно пришёл в запустение. Примерно тогда же и появился здесь «Труворов крест».
В 1585 году на месте бывшего города был основан монастырь, из построек которого до наших дней сохранилась только церковь Николая Чудотворца (XVII в).
Недавно на месте одного из въездов на городище создана эта сомнительная имитация древних городских ворот
Год её создания
Как я уже писал, с 1920 по 1940 годы Изборск находился в составе независимой Эстонии. Эстонцы даже название города слегка подправили на свой лад: Irboska (с ударением на первый слог). От тех времён на одном из валов остался этот охранный знак, ныне используемый в качестве основы для информационного плаката. Помните, в прошлый раз я обратил ваше внимание на металлическую табличку с картой археологических памятников Эстонии? Ну так вот, та табличка изначально была установлена здесь, на этом сооружении.
За городищем, в так называемом Велесовом овраге (он когда-то выполнял роль крепостного рва) находится этот камень необычно правильной формы. Считается, что во времена язычества он играл роль алтаря
Он же сбоку
С другой стороны
А вот ещё один примечательный камень – «Голова Велеса». При взгляде на него под определённым углом и при определённом освещении можно увидеть лицо этого древнеславянского божества – полубога-полузмея. Взгляд его направлен как раз в сторону алтарного камня.
А взгляни на него с другой стороны – и никакого языческого подтекста не заметишь
Там, наверху, когда-то давно стоял город
Теперь мы отправляемся по так называемой «Тропе здоровья» в сторону деревни Малы, чтобы увидеть остатки монастыря XV века. По пути несколько раз попадались подобные камни с крестами
Сруб. Построен вроде как для туристов, и в нём можно вставать лагерем (хотя вставать лагерем под такой дырявой крышей – удовольствие сомнительное)
Чуть дальше сруба тропинка пересекает Мельничную балку – довольно бурный и полноводный ручей, впадающий в конце концов в реку Смолку
Сворачиваем на тропинку, идущую вдоль ручья вверх по течению
В начале XX века вдоль ручья было построено семь каменных водяных мельниц, остатки конструкций которых здесь можно отыскать до сих пор
При попытке уйти вдоль ручья в другую сторону от «Тропы здоровья» и отыскать там оставшиеся мельницы, мы увязли в густых зарослях, продираться сквозь которые можно только имея бешеный энтузиазм. Ладно, идём дальше той же дорогой.
А дальше был перекрёсток – вбок от основной тропы вела более узкая тропа, отмеченная указателем «Туф» (и мелкими буквами от руки добавлено «Ключ»). Мы свернули туда, чтобы посмотреть, что за туф такой и что за ключ. Преодолев по пути несколько лесных ручьёв, мы добираемся до крутого подъёма.
А вот и тот самый известковый туф – дорога пролегает по его месторождению
Но, тем не менее, время – не резиновое, автобус ждать не будет – так что возвращаемся на основную тропу.
Один из тех ручьёв, которые приходится преодолевать по пути между туфом и основной тропой
Какое-то время идём по основной тропе, с величайшей осторожностью переходим этот полусгнивший мост и…
…И – сюрприз!!! Вместо Мал мы оказались в Броде. Словом, если захотите повторить нашу попытку – знайте, что в Малы нужно идти по той дороге, где туф
Поскольку автобус, как я уже говорил, никого ждать не будет, времени исправлять нашу ошибку уже не осталось, потому – решаем выяснить, что интересного есть в Броде. И обнаруживаем первое же интересное сразу при входе – часовню Анастасии Римлянки, построенную, как утверждает информационный щит, в конце XIX – начале XX века. Ребята, ну кого вы дурите?… Часовня, построенная из дерева в конце XIX века, не может выглядеть так в начале XXI века. Каменный фундамент – да, скорей всего, оригинальный, а вот всё остальное очень мне сомнительно
Вот где ещё в российской деревне можно увидеть такое количество каменных построек?…
Потом мы увидели стилизованный указатель «Изборский пряник» и пошли по этому указателю. И в результате попали вот сюда
Все попытки найти здесь кого-то живого оказались тщетными. Как я понял из объявления, висящего при входе, здесь иногда происходит нечто (предположительно – мастер-классы) при условии предварительного созвона. Но, поскольку мы предварительно ни с кем не созванивались (да и вообще попали сюда случайно) – заведение оказалось пустым и закрытым
В непосредственной близи от заведения оказался лодочный причал с живописным видом на реку
Светило солнце, летали разноцветные стрекозы, шелестела листва. У нас с собой было печенье, морс и вода из Словенских ключей. И мы решили устроить здесь небольшой привал
Портрет ковша (очевидно, используется для вычёрпывания воды из лодки)
Одна из тех стрекоз
Потом над лесом появился параплан
Посидев так какое-то время и понаслаждавшись окружающей реальностью, мы двинули обратно в Изборск.
Однако, тут возник вопрос: куда девать мусор, оставшийся от нашей трапезы? Ведь засорять окружающий мир (тем более – столь живописный) – не наша тема. Где-то на подходе к гнилому мосту мы повстречали местного деда, у которого и попытались прояснить вопрос о местонахождении мусорных баков.
— Нет здесь баков, – ответил он, – А хотя – есть бак в сарае у Жидомасона…
— У кого? – в один голос переспросили мы.
— У Жидомасона. А вообще мы мусор отвозим в Изборск.
Словом, приезжайте в Брод – тут весело.
Преодолев с величайшей осторожностью гнилой мост (а вы думали почему деревня так называется?), мы отправились той же дорогой назад в Изборск.
Знакомый пейзаж
Ещё пара интересных камней, не замеченных нами в прошлый раз
На озере появились рыбаки
Наш путь к автобусной остановке проходил мимо блинной (той самой, где фиг чего дождёшься), и какая-то нечистая потянула нас заказать у них блины и кофе. После долгого и безнадёжного ожидания мы интуитивно нашли правильный способ, как получить наш заказ быстро и сразу. Итак, записывайте себе эту волшебную фразу:
«Отмените пожалуйста наш заказ – мы не успеваем на автобус».
Записали? Отлично. Произнеся это, вы получите свой заказ через пять минут в формате «на вынос».
В общем, получили мы всё заказанное и отправились на остановку, где благополучно съели блины и выпили кофе. На последнем глотке кофе появился автобус, который за 40 минут довёз нас до Пскова.
До поезда оставался час с копейками. Для такого города, как Псков, час времени – вообще ни о чём (и чтобы это понять – достаточно открыть статью в Википедии), но мы всё же решились. Аккумулятор в моей камере к тому времени уже выбросил белый флаг, так что всё дальнейшее снято на телефон.
Итак:
Псков. Один из остатков крепостной стены XVI века
Палаты Меншиковых (XVII век)
Дом Софьи Перовской (да-да, той самой, террористки). Если быть точнее, то это – дом вице-губернатора, дочерью которого была Софья Перовская
Поганкины палаты (XVII век)
Ещё несколько строений XVII века, ныне являющихся гостинично-ресторанным комплексом
Всё. Время вышло. Дальше – в поезд, и – домой.
- Изборск, часть I. Окунаемся в глубь веков
- Изборск, часть 2. Крепость, музеи и некоторые особенности здешнего общепита
- Изборск, часть 3. В гостях у Трувора или О том, что случается с пытающимися попасть в Малы
This entry was originally posted at https://pilottttt.dreamwidth.org/347610.html. Please comment there using OpenID.