Утро в монастырской гостинице было приятным. Вообще, монастырские гостиницы – величайшее изобретение человечества. Заявлено, что они предназначены для паломников (потому цены там, как правило, заметно ниже средних), но никого, кто бы хоть немного походил на паломника (кроме нас), мы там так и не заметили. Единственное неудобство – за завтраком нужно идти в монастырскую трапезную. Хотя, впрочем, это совпадало с нашими дальнейшими планами.
Воскресенский Новоиерусалимский монастырь основан и построен в середине XVII века самолично патриархом Никоном (да-да, тем самым, пытавшимся меряться властью с царём и ставшим причиной церковного раскола). Монастырь он построил в лучших традициях фортификации – очевидно, ожидая, что рано или поздно за ним придут царские войска, от которых придётся не на шутку обороняться
Название монастырю придумал царь Алексей Михайлович, хотя идея смоделировать в Подмосковье святые места Палестины всё же принадлежала Никону. Таким образом, все местные географические названия оказались заменены на библейские, а сам монастырь должен был вызывать прямые ассоциации с древним Иерусалимом (не архитектурой, но планировкой).
Огромный Воскресенский собор с подземной церковью нынче выглядят нарядно, а в 2008 году
всё это, помнится, было довольно обшарпано
Хотя здесь всё ещё ведутся ремонтные работы
Ещё из отличий – тогда монастырь делил территорию с музеем, сейчас же музей переехал в отдельное здание за рекой, оставив всю территорию в полное распоряжение монастыря
Эта огромная ротонда – пожалуй, самое примечательное строение монастыря. Вообще, по задумке Никона, Воскресенский храм, будучи архитектурно выполнен в соответствии с православными традициями, своими внутренними объёмами должен был повторять Храм Гроба Господня в Иерусалиме, чертежи которого специально ради этого были привезены в Москву
Рядом торчат из-под земли купола подземной церкви Константина и Елены (в Иерусалиме аналогичная церковь вырублена в скале)
А вот ров, окружающий подземную церковь, появился в середине XVIII века – для предохранения её стен от грунтовых вод
Внутри ротонды, несмотря на категорическое несовпадение стилистик, действительно возникает ощущение, что вы – в иерусалимском Храме Гроба Господня (утверждаю это как человек, побывавший в нём не далее, как два года назад)
И даже в подземный храм вход открыт (в прошлый раз, помнится, нам туда попасть не удалось)
Выходим наружу
Башня «Давидов дом»
Ещё один, Рождественский храм монастыря. За ним находится выход в Гефсиманский сад
А вот и Гефсиманский сад. Оказалось, что наши вчерашние попытки отыскать здесь в тумане мельницу изначально были обречены на провал, поскольку ни мельницы, ни всего прочего деревянного зодчества здесь больше нет (перенесли на новое место или пустили на дрова?)
Спускаемся в сад по этой лестнице
Пройдя сквозь Гефсиманский сад, выходим на так называемую тропу паломников, идущую параллельно Волоколамке в сторону ж/д станции Новоиерусалимская. Какое-то время она будет совпадать с нашим дальнейшим маршрутом.
Переходим воды реки Иордан (в смысле, Истры)
На берегу ИорданаИстры возле пешеходного моста находятся эти сказочные персонажи. В 2008 году, помнится, они больше напоминали персонажей ночных кошмаров, сейчас же их более-менее привели в порядок
С моста неплохо виден монастырь
Теперь мы – напротив ст. Новоиерусалимской. Вот это строение (его адрес – ул.Почтовая 2А) предлагается авторами проекта road.globeofrussia.ru в качестве сохранившегося здания почтовой станции. Таковым оно быть не может уже хотя бы потому, что «Росреестр» по этому адресу выдаёт год постройки 1933. Плюс – уже приводимый мной постом ранее план застройки города 1784 года, где указан вполне конкретный участок земли в центре города, выделенный под почтовый двор. Ну и потом – здравый смысл: по меркам того времени эта местность – дальние задворки города (и даже уже и вовсе не город). Не думаю, что кому бы то ни было пришло бы на ум размещать здесь одно из важнейших учреждений города – почтовую станцию.
Итак, мы вышли из Истры. Давайте теперь разберёмся, что ждёт нас дальше
Согласно дорожнику 1829 года, следующая почтовая станция находится через 17 вёрст в деревне Дуплёво:
В дорожнике за 1842 год это расстояние каким-то образом увеличилось на две с половиной версты (впрочем, и следующий участок чудесным образом вырос на три с четвертью версты – может, просто измерили более точно?):
А вот в издании 1852 года мы видим, что станция в Дуплёво закрыта и перенесена дальше по дороге – в село Петровское (ныне – Новопетровское):
Довольно странное решение – тем более, что Дуплёво по расстояниям расположено куда удобней, чем Новопетровское. В итоге получилось до Новопетровского почти 25 вёрст, а дальше – короткий участок в 16 вёрст. Хотя, впрочем, к этому вопросу мы ещё вернёмся.
Где-то на дороге
Участок пути от Истры до Дуплёва стал тем самым местом, где мы познали истину, заключавшуюся в том, что возможности человека по пешему перемещению в пространстве сильно зависят от погоды. Если в прохладную погоду, и даже под моросящим дождём, вы без проблем пройдёте на одном дыхании 8-10 км до привала, то в жару, да ещё и по холмистой местности, вы будете выдыхаться после каждого подъёма и останавливаться на отдых чуть ли не через каждый километр пути. Ещё более усугубляет ситуацию необходимость таскать за собой палатку и всё остальное, что к ней полагается. В общем, этот участок пути дался нам тяжелее всех. Но, тем не менее, мы его прошли – по-честному, пешком, от и до.
На самом деле, в прежние времена немалая часть населения нашей страны перемещалась в пространстве именно таким, пешим путём. Причём перемещались они, как правило, налегке, безо всяких там палаток, потому что вопрос с ночлегом решался тогда очень просто. И я сейчас даже не имею в виду почтовые станции, подавляющее большинство которых так или иначе позволяло путникам скоротать ночь. В общем случае, чтобы переночевать, вам достаточно было войти в первую попавшуюся деревню и постучаться в первую попавшуюся дверь. И – велика вероятность, что этих ваших действий будет достаточно, чтобы провести ночь под крышей и в тепле. Нынче же люди у нас стали умные, насмотревшиеся телика с его криминальными хрониками, нескончаемыми сериалами про бандитов и какбы-документальными фильмами на популярную тему «Какие ещё ужасы существуют в этом мире». Потому, обратись вы к постороннему человеку с просьбой о ночлеге – в лучшем случае вы будете приняты за маньяка бандита-гомосексуалиста с тремя сроками за убийства с расчленёнкой, который прямо сейчас, едва только переступив порог, примется за своё чёрное дело. Потому нынешние пешие путешественники вынуждены аки улитки таскать за собой своё жильё либо полагаться на гостиницы (которые есть далеко не везде).
Из неожиданного по пути – удивили магазины с вывеской «Сельпо», присутствующие в каждой деревне Истринского района, ассортимент которых не хуже ассортимента столичных «Пятёрочек».
В Дуплёво мы пришли на закате, так что ставить палатку в полной темноте, как в прошлый раз, нам не пришлось. После некоторых брожений и изысканий мы разместились в небольшом пятачке леса напротив полузаброшенного двухэтажного дома по ту сторону железной дороги. Нижний ярус леса почти полностью состоял из крапивы, которую ради размещения палатки пришлось привести в горизонтальное положение. Впрочем, расположились мы вполне неплохо.
Ну и наконец – традиционная карта наших пеших перемещений, на этом этапе пути составивших 21,5 км
P.S. Напоминаю, что все мои посты по теме Волоколамского тракта доступны по тегу волоколамский тракт. Анонс проекта (его концепция, зачем нам всё это было нужно) доступен здесь.
P.P.S. За сканы дорожников – огромное спасибо проекту road.globeofrussia.ru
- Анонс
- Маршрут и точные даты
- День первый. Москва – Нахабино
- День второй. Нахабино – Истра
- День третий. Истра – Дуплёво
- День четвёртый. Дуплёво – Новопетровское – Гряды
- День пятый. Гряды – Волоколамск
- День шестой. Гуляем по Волоколамску
- День седьмой. Волоколамск – Теряево – Клин
- Итого (разбор полётов)
This entry was originally posted at https://pilottttt.dreamwidth.org/343553.html. Please comment there using OpenID.