Итак, продолжаем нашу мегапрогулку от Москвы до Волоколамска. Напоминаю, что в предыдущий день мы остановились на ночлег в лесу между Красногорском и Опалихой вместо запланированного места на входе в Нахабино – с тем, чтобы попытаться нагнать недостающие километры за следующий день.
Едва только я вылез из палатки, как тут же очутился в зоне действия бодрой тучки комаров, так что все дальнейшие действия пришлось предварить обильным обрызгиванием себя репеллентом. Вчерашний выбор места для стоянки в кромешной тьме сам собой подразумевал, что утром, выбравшись из палатки, мы обязательно обнаружим какой-нибудь сюрприз. Тем сюрпризом стала находившаяся метрах в двадцати от палатки могила домашнего кролика. Захоронение было очень трогательно украшено детскими игрушками (очевидно, дело рук ребёнка) – очень жалею, что не заснял.
А мы тем временем, после утреннего кашеварства, сворачиваемся и выдвигаемся в дальнейший путь.
А вот и въезд в Нахабино. Вот в этом лесу мы и должны были заночевать согласно первоначальной задумке
Как следует из надписи на въезде, село Нахабино (ныне – рабочий посёлок – самый большой в России) известно по крайней мере с 1482 года. Название происходит от древнерусского слова «хаб», означающего «овраг» (сейчас мы употребляем производное от него слово «ухабы»). Изначально являлось собственностью бояр Плещеевых, позже перешло во владение Троице-Сергиева монастыря, с чем связана следующая небезынтересная история: в XVI в. Иваном Плещеевым село было оставлено в наследство этому самому монастырю. Однако, родственникам его эта идея сильно не понравилась, и тогда они выкупили село у монастыря обратно, передав в собственность Петру Плещееву. Но долго эта собственность не продлилась – уже его сын и наследник продал Нахабино снова тому же самому монастырю. В смутные годы село было разорено и долгое время числилось пустошью.
Ещё из интересного: в 1891 году при здешнем храме Покрова Пресвятой Богородицы было создано общество трезвости, где всех желающих лечили от алкоголизма. К началу XX века оно разрослось до 31 тысячи участников. Сотни и тысячи будущих трезвенников со всей страны съезжались в Нахабино и ползли по его улицам от станции до соответствующего храма в столь непрезентабельном состоянии, что местные власти вынуждены были в конце концов это общество прикрыть.
Мы уже подходили к центру посёлка, когда на небе возникла очень многообещающая туча и закапал дождь. А тут как раз прямо перед нами оказался ресторан (кстати, очень неплохой). В нём мы и переждали буйство стихии, заодно и пообедав.
Эта кучка камней – остаток фундамента того самого Покровского храма 1866 года постройки. Нынешний деревянный храм (вон он, на заднем плане) построен в 2000 году.
Этот храм стал для нас местом, где мы все поверили в чудеса. Здесь хранится башмачок Спиридона Тримифунтского. По словам местных жителей, у этого башмачка можно попросить денег и, в отличие от всех прочих святынь, это сработает. Мы все зашли на него посмотреть, а Оля – реально попросила (отмечаю этот факт дабы позже стала очевидна причинно-следственная связь дальнейших событий)
Оригинально оформленный пешеходный мост через р. Нахабинку (часть конструкции сделана, как ни странно, из дерева). Кстати, следующие 700 метров Волоколамского шоссе здесь именуются Почтовой улицей. Готов поспорить, что это название тут неспроста, и что несохранившееся здание нахабинской почтовой станции располагалось где-то в этой местности.
Башмачок Спиридона сработал тут же и безотлагательно: едва мы вышли за пределы Нахабино, как на обочине Волоколамки Олей были найдены 4000 рублей (настоящих, не из магазина приколов, хотя и требующих некоторого отмывания от дорожной грязи). И после этого кто-то станет утверждать, что деньги на дороге не валяются?
Ну а мы тем временем продолжаем двигаться по Волоколамке в сторону города Истры, именовавшегося до 1930 года Воскресенском (в Московской области оказалось два Воскресенска, что создало немало путаницы, потому один из них – этот – решено было переименовать по названию реки). Потому во всех дорожниках данный населённый пункт именуется заштатным городом Воскресенском.
Что же нам могут сообщить эти самые дорожники? Ну, прежде всего, то, что протяжённость участка Нахабино-Истра всегда оставалась незыблемой аки постоянная Планка – ровно 21 верста:
Единственное, что менялось – это количество лошадей на почтовой станции, которое с 1852 года удвоилось по всему Волоколамскому тракту:
Кстати, интересно, что после закрытия Волоколамки как почтового тракта (а было это в 1871 году) истринская почтовая станция всё ещё продолжала работать, став частью вновь оборудованного тракта Крюковская (ныне Зеленоград) – Руза:
, который с 1875 года сократился до Звенигорода:
До станции Крюково почта шла по Николаевской железной дороге, далее попадала на одноимённую почтовую станцию, откуда уже более традиционным ямским путём шла в Истру и Звенигород. И действовала эта схема по меньшей мере до появления в Истре железной дороги (а произошло это в 1904 году), так что в дорожнике 1906 года путь до Истры показан уже по ней.
Тем временем, пока мы размышляли о дорогах и дорожниках, наша странная пешая процессия вошла в границы города Дедовска.
Город Дедовск стал таковым в 1911 году в результате объединения села Дедово с рабочим посёлком при мануфактуре. Из интересного: в XVII в. князь Вадбольский, тогдашний владелец деревни Аксеновка (позже вошедшей в состав города), поехал в Волоколамск играть в карты и привез домой выигрыш – две семьи крепостных крестьян: Стариковых и Никитиных. Потомки обеих семей до сих пор живут в Дедовске.
Однако, здесь перед нами встала проблема: на часах уже шесть вечера, а мы – ещё только в Дедовске (сказался утренний нагон вчерашних непройденных километров, полуторачасовое пережидание ливня, да и проснулись мы сегодня – не сказать, чтобы очень рано). Словом, оставшихся двух с половиной часов светлого времени суток ну никак не хватает, чтобы добраться пешком до Истры. Решить эту проблему можно тремя способами:
- Перебронировать истринскую гостиницу на следующий день и встать на ночлег где-то в лесах на полпути (затея изначально сомнительная, т.к. на момент первоначального бронирования гостиница была уже почти битком набита);
- Идти без остановки до победного финиша (и тогда примерно к полуночи мы вползём-таки в границы Истры на всех четырёх и, свернувшись калачиком, заснём на том самом месте, где когда-то стояла почтовая станция);
- Сжульничать при помощи электрички.
Если красногорских водопроводчиков мы вчера уже повидали, то истринский выглядит вот так
Остатки ограды дома, в котором в 1883-1884 годах жил А.П. Чехов
А вот здесь, на месте этого самого сквера с монументом, и располагался воскресенский (истринский) почтовый двор. Кстати, в письмах Чехова сохранились упоминания о его взаимоотношениях с этой почтовой станцией (в частности, здешний почтмейстер подкинул ему идею рассказа «Экзамен на чин», и здесь же ему пришлось столкнуться с проблемой срочной отправки этого рассказа в Петербург)
В 1941 году Истра побывала в непродолжительной оккупации, за время которой немцы успели сравнять с землёй чуть ли не весь город (условно целыми остались только монастырь и его окрестности). По сути, после войны город был отстроен с нуля, так что вышеупомянутая ограда дома Чехова – чуть ли не единственное, что осталось здесь от прежнего города. И, конечно, при таких обстоятельствах здание почтовой станции просто не могло уцелеть.
Вы спросите, с чего я взял, что почтовая станция располагалась именно здесь? Прежде всего, с этого плана застройки города 1784 года, в котором под почтовый двор выделен участок под номером 4 (картинка кликабильна – по ссылке весь план целиком с пояснениями). Сейчас на этом участке как раз и находится сквер с монументом.
Ещё один косвенный признак – название прилегающего к участку переулка
Однако, уже вечереет
За какие-то совсем смешные деньги мы снимаем два очень неплохих номера в монастырской гостинице (вот она, слева)
Пока дошли до гостиницы, вдали стали появляться первые признаки ночного тумана
Дорвавшись до благ цивилизации, мы стали отмываться от дорожной пыли и сушиться от последствий вечернего ливня. Однако, вскоре к нам в номер постучала Оля и позвала гулять по ночному городу. Я прихватил с собой весь свой фотоарсенал и, по-видимому, правильно сделал, так как ничего подобного мне доселе снимать не доводилось.
Этим вечером Истру накрыл туман
Дамасская башня Новоиерусалимского монастыря
Монастырские ворота и Надвратная церковь
Пушки нацелены прямиком на нашу гостиницу
Кстати, вот и она
Идём гулять
Туман на Волоколамке
Заходим в Гефсиманский сад. А чего вы удивляетесь? В своё время патриарх Никон здесь чуть ли не всё переименовал в библейские названия. К примеру, место, где была почтовая станция, по Никону именуется горой Елеон
Скит патриарха Никона
С прошлого визита в Истру помню, что где-то здесь должна находиться экспозиция деревянного зодчества, в т.ч. – самая большая в Европе ветряная мельница, с реставрацией которой была связана какая-то душераздирающая история. Но найти всё это в тумане нам так и не удалось
Идём назад
Ну а теперь – в номер, и – отдыхать, отдыхать и отдыхать.
Ну и наконец – традиционная схема пешей части нашего сегодняшнего перемещения, продолжительность которого (с учётом жульничества) составила 12 + 1,52 = 13,52 км.
P.S. Напоминаю, что все мои посты по теме Волоколамского тракта доступны по тегу волоколамский тракт. Анонс проекта (его концепция, зачем нам всё это было нужно) доступен здесь.
P.P.S. За сканы дорожников – огромное спасибо проекту road.globeofrussia.ru
- Анонс
- Маршрут и точные даты
- День первый. Москва – Нахабино
- День второй. Нахабино – Истра
- День третий. Истра – Дуплёво
- День четвёртый. Дуплёво – Новопетровское – Гряды
- День пятый. Гряды – Волоколамск
- День шестой. Гуляем по Волоколамску
- День седьмой. Волоколамск – Теряево – Клин
- Итого (разбор полётов)
This entry was originally posted at https://pilottttt.dreamwidth.org/343362.html. Please comment there using OpenID.