Вот и дошло наконец дело до рассказа о нашем сумасшедшем походе по бывшему почтовому тракту. Обещанный разбор полётов будет в самом последнем посте по данному сабжу (тем более, что эта наша затея во-многом явилась новаторской и потому дала немало пищи для размышлений). Сейчас же – просто рассказ о том, как это было, обильно приправленный историческими сведениями.
Итак, отправная точка нашего похода – старое здание Московского почтамта, что на углу Мяcницкой и Чистопрудного бульвара
Изначально почту в Москве принимали непосредственно ямщики, проезжавшие по городу определённым заранее известным маршрутом. Позже приём почты централизовали в здании Посольского приказа в Кремле. Московский же почтовый двор как самостоятельное явление был учреждён в 1700 году и объединил в себе ям и почтовую контору. Заведение это много раз меняло своё местоположение: как правило, это была какая-нибудь старая усадьба, выкупленная государством и используемая под почтовый двор до того момента, пока она сама собой не разваливалась или не сгорала.
Своё постоянное место на Мясницкой почтовый двор обрёл в 1875 году, когда занял сильно перестроенное здание бывшего дворца Меншикова (то самое, перед которым мы сейчас и находимся). Кстати, на настоящий момент «Почта России» от этого здания отказалась, так что его дальнейшая перспектива остаётся довольно туманной.
Чем дальше – тем больше становились объёмы перевозок, так что к концу XIX века имеющихся площадей здания почтамта, регулярно достраиваемого и расширяемого, всё же стало катастрофически не хватать – потому в 1912 году было построено новое здание почтамта, просуществовавшее в качестве такового до нынешних времён.
Здание почтамта 1912 года ныне пребывает в состоянии кап.ремонта и закрыто ограждениями
Московский почтамт находился на пересечении множества исторически сложившихся почтовых дорог (хотя формально он числился на тракте № 1, идущем из Петербурга через Москву и далее – на юго-восток), потому и объёмы перевозок, проходивших через почтамт, были весьма внушительными. Об объёмах можно косвенно судить по количеству содержавшихся здесь почтовых лошадей, которое можно узнать из дорожников разных лет. К примеру, в дорожнике 1842 года за московским почтамтом числится 150 лошадей:
А вот в дорожнике 1875 года напротив Москвы значится загадочное «неограниченъ.»:
Кстати, тракта Спб – Мск – и т.д. на тот момент уже не существовало – его заменила железная дорога, потому и московский почтамт здесь числится уже на дороге № 131 Москва – Дмитров.
А мы, тем временем, стартуем. Проходим по Бульварному кольцу, сворачиваем на Тверскую и доходим до Белорусского вокзала. В этой местности некогда располагалась Тверская ямская слобода, населённая ямщиками, обслуживавшими преимущественно Ленинградское и Волоколамское направления. Позже, когда ямщики стали отдельным сословием, здесь стали селиться семьи ямщиков, приехавших из глубинки. Окончательно в состав Москвы эта местность вошла после пожара 1812 года – слобода тогда полностью выгорела, а её место заняла новая городская застройка. Ныне же о ямском прошлом здесь напоминают только названия нескольких параллельно расположенных номерных Тверских-Ямских улиц. Кстати, где-то в этой местности нашу пешую экспедицию впервые хорошенько окатило дождём.
Однако, двигаемся дальше. А дальше у нас по маршруту – окрестности Ходынского поля. О них отдельно рассказывать не буду. Кому интересно – можете полистать мои посты из серии «Прогулки на перерыве», в которых я пытался отыскать всё интересное, что есть в этой местности.
Примерно в начале второй половины дня мы дошли до метро Сокол. Это – то самое место, где в нынешние времена берёт своё начало Волоколамское шоссе, ответвляясь от Ленинградки.
У истоков Волоколамки
Когда появилась Волоколамка, и когда впервые по ней поехала почтовая коляска – трудно сказать, тем более, что и Москва, и Волоколамск – старейшие города московского региона (Волоколамск чуть старше Москвы), а ямская гоньба на Руси появилась ещё при татаро-монголах. За свою долгую историю Волоколамский почтовый тракт несколько раз менял трассу, огибая новую городскую застройку и проходя по новой местности, и в какой-то момент частично слился с Петербургским трактом. Соответственно, менялась и протяжённость участка Москва – Нахабино. Если в дорожниках 1824 и 1829 годов указано до Нахабино 25 вёрст:
, то в 1842 году это расстояние увеличилось до 29¾ вёрст:
, а в издании 1852 года указано уже 32 версты:
Примерно с 1871 года Волоколамка перестала существовать как почтовый тракт, превратившись в дорогу общего пользования, а все перевозки пошли через Клин. Хотя, впрочем, об этом мы ещё поговорим будучи в Волоколамске.
В первые годы XX века Волоколамка приобрела некоторую зигзагообразность. Дело в том, что именно в это время дорогу пересекли вновь построенные пути Московско-Виндавской железной дороги и Малого ж/д кольца. По существовавшим тогда нормативам путепроводы могли пересекать железную дорогу только под прямым углом, что вынудило существенно искривить трассу. Уже в середине XX века дорога была спрямлена, однако от того зигзага остались два путепровода, ныне используемые под трамвайные пути.
Один из тех «зигзагообразных» путепроводов
Примерно в этом месте можно было ответвиться от основного маршрута с углублением в дебри усадьбы Покровское-Стрешнево (говорят, там красиво), но мы этого делать не стали – чтобы не удлинять и без того самый длинный участок нашего маршрута. И потому вместо этого мы ответвились в сторону Строгино (благо – там как-то потише и покомфортней, чем на московском участке Волоколамки).
Переходим Москву-реку по Строгинскому мосту. Кстати, это – как раз самое устье Канала им. Москвы (вот он, справа)
И внезапно обнаруживаем под мостом небольшой фрагмент Венеции
Солнце уже близилось к закату, когда мы дошли до знаменитого Павшинского моста – самого длинного пешеходного моста Московской области (422 метра), построенного 6 лет назад
А, кстати, это мы уже – не в Москве, а в Красногорске. Большую часть первого дня мы потратили только на то, чтобы выйти из Москвы (ох и огромная же она, зараза…)
Красногорск как явление возник в 1932 в результате объединения нескольких фабричных посёлков, ныне же этот город претендует на звание столицы Московской области (по крайней мере, ведутся работы по перемещению сюда всех административных функций).
Когда мы дошли до Знаменского храма (XVII век), стало уже совсем темно. На самом деле, там, за храмом, находятся постройки усадьбы Знаменское-Губайлово, но мы туда не полезли – как раз по причине темноты (да и потом – пора бы уже где-то на ночлег устраиваться). Потому, зайдя в магазин и закупившись нужным количеством питьевой воды, мы двинули дальше.
Успенский храм (1897 г.) – там же, в Красногорске
А Красногорск всё не кончался…
Скульптура «Водопроводчики» перед зданием здешнего «Водоканала»
Однако, уж время позднее, а мы – ещё только выходим из Красногорска. По плану мы должны были заночевать в остатках леса справа от дороги при входе в Нахабино, но тащиться туда – это ещё как минимум час, а нам уже хотелось наконец-таки где-то припарковаться. В конечном итоге мы встали лагерем в лесу между Красногорском и Опалихой в надежде нагнать оставшиеся километры за следующий день. Лес оказался знатным комарятником, да и следы близости цивилизации также присутствовали. Кое-как найдя в потёмках место без видимых следов близости цивилизации, мы поставили палатку и тут же завалились спать.
Таким образом, согласно Яндексу, за первый день пути мы преодолели пешком 28 км вместо запланированных 31
P.S. Напоминаю, что все мои посты по теме Волоколамского тракта доступны по тегу волоколамский тракт. Анонс проекта (его концепция, зачем нам всё это было нужно) доступен здесь.
P.P.S. За сканы дорожников – огромное спасибо проекту road.globeofrussia.ru
- Анонс
- Маршрут и точные даты
- День первый. Москва – Нахабино
- День второй. Нахабино – Истра
- День третий. Истра – Дуплёво
- День четвёртый. Дуплёво – Новопетровское – Гряды
- День пятый. Гряды – Волоколамск
- День шестой. Гуляем по Волоколамску
- День седьмой. Волоколамск – Теряево – Клин
- Итого (разбор полётов)
This entry was originally posted at https://pilottttt.dreamwidth.org/343265.html. Please comment there using OpenID.