Пилот НЛО (pilottttt) wrote,
Пилот НЛО
pilottttt

Categories:
  • Location:

Пешком по Московской области, часть I. Хотьково. Утро под дождём и монастырь в глубокой самоизоляции

Как вы уже догадались, мы наконец размочили счёт и открыли постсамоизоляционный туристический сезон. К этому маршруту мы давно приглядывались, и вот наконец дело дошло до реализации замысла.
Собственно, замысел заключался в том, чтобы по железной дороге добраться до станции Жёлтиково Большого ж/д кольца, откуда начиналась грандиозная по своей длине пешая часть маршрута, пролегающая через г. Хотьково, с. Радонеж (да-да, тот самый) и с. Абрамцево. Из Абрамцева предполагалось уехать на электричке с пересадкой в Мытищах на лобненский автобус.
Итак, утром в рань несусветную мы в том же составе (Маша, Оля и я) садимся в электричку до Яхромы. Пересадка в Яхроме прошла под многообещающего вида тучей и начинающимся из неё дождём. Как только электричка съехала с путей Савёловского направления, дождь полил стеной – за окном не было видно ничего, кроме струй воды. На одной из остановок из стены дождя вышли женщина с ребёнком, перелезли через ограду и вбежали в закрывающиеся двери нашей электрички.
— Мы за вас болели, – сказала им Оля.
— Мы нагоняли эту электричку на такси аж с Икши, – ответила женщина.
Приближаясь к станции Жёлтиково, мы с сомнением смотрели на небо, ожидая оттуда худшего. Но, как ни удивительно, на подъезде к месту десантирования дождь стал постепенно стихать. Первый километр пути мы прошли под остатками того разгула стихии, после чего на короткое время вылезло солнце.

Где-то на подходе к Хотьково


Хотьково как явление началось в 1308 году с основания здесь монастыря. И так оно и оставалось монастырём до 1862 года, когда здесь открылась ж/д станция, вокруг которой стал бурно расти пристанционный посёлок.
Вот этот храм Святителя Алексия был построен как раз одновременно с железной дорогой


В советские времена в здании храма, как водится, находился клуб, а колокольня была снесена. Фактически она заново отстроена на старом фундамента лет пятнадцать назад


Вдоль железной дороги произрастают реликтовые сосны. Установленный здесь информационный стенд сообщает нам, что эти сосны несколько раз сводились на нет хозяйственной деятельностью человека, но сейчас делается всё, чтобы их снова было много


Хотьковский мост считается самым высоким ж/д мостом в Московской области


Мост был построен в 1862 году инженером-путейцем А. С. Рехневским, использовавшим при проектировании разработанную им же самим технологию рассчёта многораскосных ферм. Существует легенда, что Рехневский погиб, спрыгнув с этого самого моста в момент запуска по нему движения, но она ничему не соответствует – на момент его смерти мост уже год как активно эксплуатировался. Кстати, если вам доводилось видеть картину И. Репина «Железнодорожный сторож», то там изображён как раз этот самый мост


В Великую Отечественную мост неоднократно пытались уничтожить немцы, тем самым парализовав движение по железной дороге. В результате вся местность вокруг оказалась перепахана воронками от авиабомб, но сам мост не пострадал. С тех пор мост подвергался нескольким реконструкциям, многораскосные фермы заменены сплошными, а опоры укреплены бетоном


Под мостом течёт река Пажа, которая после прошедших ливней стала быстрой и бурной


А мы тем временем приближаемся к тому самому Покровскому монастырю, с которого началась история города (кстати, статус города Хотьково получило в 1949 году)


Как я уже писал, монастырь этот существует по меньшей мере с 1308 года и известен тем, что здесь приняли монашеский постриг и прожили всю оставшуюся жизнь родители Сергия Радонежского – ростовские бояре Кирилл и Мария


С тех далёких лет здесь практически ничего не сохранилось – монастырь неоднократно перестраивался и достраивался, так что все его нынешние строения относятся к XVIII-XIX и частично XX векам. Чтобы всё это как следует рассмотреть, переходим по мосту реку Пажу


Кстати, вот и она сама – полноводная и местами даже вышедшая из берегов


Вдалеке виднеется небольшой водопад




Южные (Водяные) ворота и келейные корпуса построены в 1826 году на месте некогда находившейся здесь ограды. В те годы монастырь достиг своего расцвета, на его территории развернулось масштабное строительство.


Напротив ворот находится купеческий дом второй половины XIX века, ныне занимаемый Музеем народных ремёсел


А вот внутрь попасть нам так и не удалось – музей ушёл в глубокую самоизоляцию


С самого момента образования пристанционного посёлка в Хотьково действовало множество малых мануфактур, получили большое развитие ремёсла (особенно – резьба по дереву), в чём сыграло ключевую роль соседство со знаменитым в художественных кругах селом Абремцево. Вот как раз этим самым ремёслам и посвящена самоизолированная от посетителей экспозиция музея


Монастырь пронизывает сквозная дорога, которая до середины XIX века была проезжей. Это – традиционная часть пути паломников, идущих из Москвы в Троице-Сергиеву лавру: паломники входили в монастырь через эти ворота, а выходили с севера – через Святые ворота. Сейчас же эти ворота напрочь закрыты, а на входе висит самоизоляционная бумажка со строгими инструкциями, когда, каким путём и при каких условиях можно попасть в храм на молебен. В общем, как вы поняли, пройти сквозь монастырь традиционным путём паломников нам не удалось


Справа от ворот обнаружен сомнительного вида лев. Куда девался второй лев (ведь их обычно бывает два…) и был ли он вообще – осталось для нас загадкой


Недалеко от того места обнаруживаем ещё одни небольшие ворота (тоже закрытые)


Пробуем заглянуть внутрь


Это крыльцо мы нашли обходя монастырь с востока (как я понял, это – монастырская гостиница)






А вот и северные Святые ворота. Это – самое старое из ныне сохранившихся строений монастыря (постр. в 1745 году, надвратная церковь пристроена в 1791 году)




Однако, и с этой стороны наши попытки попасть внутрь споткнулись о самоизоляционную бумажку


А попыткам заглянуть внутрь сильно мешал припаркованный за воротами Камаз


Более успешной оказалась попытка заглянуть через забор по соседству


Обходим монастырь с запада


А это – самое новое из монастырских строений – впечатляющих размеров Собор Николая Чудотворца (1904 г.)


Это, как я понял, остатки монастырской ограды 1781 года постройки


А это уже Покровский собор (1816 г.), построенный на месте одноимённого храма XVII в. (впрочем, есть информация, что нынешний храм – результат его глубокой перестройки)




Обнаружено в ограде возле южных ворот


Через дорогу от монастыря на склоне находится небольшой парк…


…в котором установлен памятник Сергию Радонежскому (в миру – Варфоломею) и его родителям




Сюда имеет смысл взобраться уже хотя бы потому, что отсюда открывается отличный вид на монастырские храмы




На юге города. Оригинальные ворота Художественно-промышленного колледжа. Где-то здесь же находится и фабрика резных изделий


Где-то на выходе из города


А дальше наш путь лежит по этой дороге на юго-восток в сторону Радонежа


Впрочем, и Радонеж, и обстоятельства нашего туда попадания оставим на следующий раз


    Содержание
  1. Пешком по Московской области, часть I. Хотьково. Утро под дождём и монастырь в глубокой самоизоляции
  2. Пешком по Московской области, часть II. Радонеж. Следы древнего города и неведомая хрень в кустах
  3. Пешком по Московской области, ч. III. Абрамцево. Эпицентр творческой силы и мыльная вечеринка




This entry was originally posted at https://pilottttt.dreamwidth.org/340580.html. Please comment there using OpenID.
Tags: достопримечательности подмосковья, московская область, пешкодраллер, подмосковье, поездки, прогулки, путешествия, туризм, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments