Добраться до Серпухова из Лобни на одних только электричках – задача вполне реальная, если вы готовы прогуляться пешком лишний километр от Тимирязевской до Дмитровской, при этом заранее ознакомившись с расписанием. Именно так мы и поступили.
Город встретил нас лёгким морозом с довольно неприятным ветерком, и потому мы сразу же отправились по музеям.
На гербе Серпухова павлин очутился благодаря герольдмейстеру Францу Санти, которому в 1720-х годах было поручено Петром I составить гербы для всех русских городов. Санти разослал во все города запросы, в которых предлагал сообщить об имеющихся там достопримечательностях и о том, чем данный конкретный город знаменит. Сообщение из Серпухова содержало длинный список всякого разного (ну например, треть производимой тогда в стране парусины выпускалась в Серпухове). В конце этого списка значилось: «А ещё в Серпухове в монастыре одном родятся павлины». Последняя фраза настолько удивила Санти, что он немедленно поместил павлина на герб Серпухова
Каким загадочным образом павлин попал в Серпухов – мы выясняли очень долго. В одном из музеев (это был музей печати – см. ниже) нас наконец просветили: в 1691 году окольничьим Михаилом Колупаевым были подарены Высоцкому монастырю «…гнездо журавлей, павлин да пава…». С тех пор монастырь и занимался их разведением. Хотя ответ на вопрос о том, где сам Колупаев взял этих павлинов, так и повис где-то в глубинах истории
Так или иначе, павлинья символика теперь присутствует в Серпухове чуть ли не везде – от продукции здешней мануфактуры и до уличных новогодних украшений
Водонапорка 1926 г. постройки
Чем ближе к историческому центру – тем больше оригинальной старой застройки
Здание музея печати (бывшая типография) во многом типично для промышленной архитектуры XIX века
В первом зале – куча всякой всячины, имеющей к издательскому делу весьма косвенное отношение. Пожалуй, самое интересное, что здесь было – это рассказ экскурсовода
Условный интерьер условного начальника типографии 1920-х годов. А условный он, прежде всего, потому, что здесь просто собраны с миру по нитке предметы тех лет
Из интересного – вот такие бумажные заменители монет, изготовленные типографским методом (по сути – марки), были выпущены в большом количестве в 1915 году и имели хождение наравне с серебрянной монетой
Печатная машинка и фотокамера – неизменные атрибуты журналиста 20-х годов. Американские «Ундервуды» поставлялись к нам в страну ещё с дореволюционных времён, причём русифицированными были не только шрифт и клавиши, но даже и название производителя
Ну и фототехника – «Kodak» – из тех же краёв, поскольку первая отечественная серийно выпускавшаяся фотокамера – «Фотокор-1» – встала на конвейер только в 1930 году
Серпуховская типография открыта в самый разгар революционных событий, в 1917 году. И первым отпечатанным в ней изданием стала газета «Известия».
А это уже – более позднее издание – газета «Коммунист», выходившая с начала 1919 года и являвшаяся основным городским изданием Серпухова. Собственно, именно газета «Коммунист» и была основной продукцией этой типографии
Типографский дворик
Переходим в следующий зал. Здесь всё начинается с небольшой экспозиции предметов, переданных музею бывшими советскими журналистами и, так или иначе, имеющих отношение к журналистике. К примеру, вот вам блокнот с записями интервью
Тот самый легендарный «Фотокор-1» – первая отечественная массово выпускавшаяся фотокамера, простоявшая на конвейере Ленинградского оптико-механического завода (впоследствии – «ЛОМО») с 1930 по 1941 годы
Никакой рулонной фотоплёнки тогда ещё не было, так что в этой камере использовались фотопластины в кассетах. При наводке на резкость на место кассеты вставлялось матовое стекло. Словом, тот же принцип, что и у крупноформатной камеры «ФК», которую ещё совсем недавно мы рассматривали в Ярославле
Кстати, чем дольше мы ходили по музею – тем больше у меня складывалось ощущение, что это – продолжение нашей недавней поездки по Ярославской области (уж очень много общего)
Ну и, конечно же, фотоувеличитель
А дальше уже начинается что-то гораздо более сабжевое. Наборная касса
Ещё одно дежавю? Не далее, как недавно мы уже видели такой станок конца XIX века в Вятском
Резак (тех де времён и до сих пор действующий)
Круглильный станок (1940 г). С помощью этой штуковины формуют корешки книг
Ну а за всем этим действующим антиквариатом обнаруживается вполне себе современная офсетная машина. Не далее, как два года назад эта типография ещё не была музеем, а являлась действующей типографией.
Да и сейчас это оборудование можно в два счёта привести в действие и изготовить тираж любого издания, при условии, что оно будет одноцветным (собственно, именно эта одноцветность и стала причиной превращения типографии в музей)
Ну а дальше пошли мастер-классы. Берём печатный станок XIX века…
…прикладываем к нему соответствующее усилие…
…и в результате получаем вот такой печатный экземпляр
Учимся писать по-русски правильными гусиными перьями (а потом – и металлическими перьями). Помнится, в детстве мы делали такие перья и даже пытались ими писать
Тот самый второй зал в целом. Кстати, это – далеко не все помещения типографии, и у музея на них большие планы. Хочется поблагодарить экскурсовода (к сожалению, имя не запомнил) – человека очень осведомлённого не только по теме экспозиции, но и по истории города вообще: именно она прояснила наконец вопрос с появлением в здешнем монастыре павлинов.
Выходим наружу. Сенная площадь в свете фонарей
Кошка тоже металлическая
Ага, – сказал я при виде этого здания, – Это, скорей всего, либо какая-нибудь бывшая городская дума, либо – здание присутственных мест
Подойдя ближе и ознакомившись с висящей на здании табличкой, мы убедились, что оно на самом деле с 1905 по 1917 гг. вмещало в себя городскую думу и управу. Значит ли это, что меня уже можно считать насквозь просоленным морским волком внутрироссийского туризма, способным с первого взгляда определить суть и предназначение любой городской достопримечательности?
Собор Николая Чудотворца Белого (1833 г.) в вечерних сумерках сияет аки лампочка
Через дорогу от него
Собственно, искали мы в этой местности музей хлеба (обещающий в интернете много интересного, в том числе и чаепитие). Но, как оказалось, работает он всего два дня в неделю (по пятницам и субботам). Так что вместо обещанного чаепития мы получили там только вот эту достопримечательность местного масштаба
Остатки кремлёвской стены. Да, в Серпухове был кремль. Но, как заметила сотрудница всё того же музея печати, во время строительства первой ветки московского метрополитена выяснилось, что московское метро ну никак не может быть построено без материала стен серпуховского кремля. В результате от крепостной стены осталось только два вот таких фрагмента. Сорри за качество – снималось во тьме, приближающейся к кромешной (и – да – новая камера с этим испытанием успешно справилась)
Внутри бывшего кремля находятся остатки стен храма Святителя Николая (1721 г.), которые откопали из-под земли в 2007 году. Один из углов бывшего храма заезжает на территорию братской могилы времён В.О.В. – там по понятным причинам ничего откапывать не стали
Над бывшей алтарной частью бывшего храма бывшего кремля установлена стеклянная пирамида, в которую (при наличии достаточного освещения) можно заглянуть
Ну и наконец – главная изюминка серпуховского кремля – Собор Троицы Живоначальной (построен в 1696 году и впоследствии перестроен а ля классицизм)
До недавнего времени в помещении храма действовал филиал историко-краеведческого музея, ныне же храм является действующим (хоть и находится в процессе реставрации)
Всё это стоит на возвышении, с которого открывается довольно неплохой вид
Ещё сто лет назад на этом месте стояла крепостная стена. «Лампочка» слева – это всё тот же сияющий Собор Николая Чудотворца Белого, который по яркости подсветки превосходит, наверное, всё в этом городе
Обходим по периметру бывший кремль. На западе, на месте бывшей башни, находится смотровая площадка, с которой открывается вот такой вид
А с другой стороны – три церкви в ряд. Ближайшая – Успенская (1744 г., перестроена в первой половине XIX в.). Следующая за ней – Илии Пророка (1748 г. – единственный храм Серпухова, оставшийся нетронутым и действовавший при советской власти). Ну а третья – на заднем плане, в потёмках – Живоначальной Троицы (построена не позднее 1714 года, поныне числится за историко-краеведческим музеем)
Вид снизу
Обходим кремль сзади, по задворкам, и отправляемся в обратный путь, в сторону станции. Дом со львами на ул. Ворошилова
Через дорогу от него – вот этот неканонический памятник Чехову. Под памятником ничего не написано, так что мы долго и с сомнением его рассматривали, пытаясь понять, кто же это такой
Просто улица
По пути забрели в довольно уютного вида ресторан, который на поверку оказался рестораном грузинской кухни (а ведь снаружи ничто не выдаёт национальную направленность), причём – отличного качества
Ну и наконец – вот вам здание серпуховского вокзала, построенное в 1868 году и сохранившееся с тех пор практически в неизменном виде. Неожиданно большое здание, внутри которого почти ничего нет (кроме зала ожидания).
Вот и всё. Ну а чтоб вам лучше представлялся масштаб бесплатности нашей поездки – вот вам весь наш маршрут с километражом (согласно Яндексу)
This entry was originally posted at https://pilottttt.dreamwidth.org/326644.html. Please comment there using OpenID.