Вернувшись в Ярославль после крышесносного забега по многочисленным музеям села Вятское, мы вселились в ту самую экзотическую гостиницу, которой я уже столько времени вас интригую. Собственно, самая главная экзотика этой гостиницы состоит в том, что называется она «Мелиоратор» и расположена в одной из ярославских промзон. Включили фантазию?
Ну так вот, гостиница эта – при одноимённом учебном комбинате, занимает верхний этаж здания этого самого комбината. К нашему удивлению, никаких пьяных экскаваторщиков, лежащих поперёк гостиничного коридора, и насквозь прокуренных номеров со следами всевозможных злоупотреблений, оставленных предыдущими жильцами, там не оказалось – всё было очень чисто, уютно и тихо. Ну разве что экзотический вид из окна – сильно на любителя, и отсутствие ресторана в ближайших обозримых окрестностях. Но за то спится там превосходно. И всё это – за какую-то совсем смешную сумму – 2700р за четырёхместный номер (не реклама, а личное мнение, если что…)
Отоспавшись и позавтракав тем, что было припасено в наших рюкзаках, мы снова отправляемся на автостанцию «Заречье», чтобы оттуда попасть в село Грешнево, где прошли практически все детские и отроческие годы поэта Н.А. Некрасова.
Это строение – «музыкантская» – единственное, что осталось от родового имения Некрасовых. При Некрасовых здесь жили крепостные музыканты.
Второй этаж был достроен уже следующим владельцем – крестьянином Г.Т. Титовым, выкупившим имение у младшего брата поэта и открывшим в этом здании трактир «Раздолье».
А вот и сам Некрасов, грустным взглядом взирающий на места своего детства. В детские годы он здесь много на что насмотрелся (его отец практически ничем не брезговал в обращении со своими крепостными), так что впечатлений хватило на всю оставшуюся творческую жизнь. По крайней мере, в наиболее известных своих произведениях (таких, как «Кому на Руси жить хорошо?» и др.) поэт описывал именно эту местность – Грешнево и окрестные деревни.
С фасада
Ещё лет двадцать назад в этом здании действовал музей, рассказывающий об имении Некрасовых
Ныне музей закрыт на неопределённый срок (законсервирован?), так что попасть внутрь вам удастся только, если у вас в рюкзаке совершенно случайно завалялся надёжный ломик (щутко)
В связи с этим у дороги стоят сразу две таблички: старая («Музей-заповедник») и новая («Мемориальный парк»). Кстати, в интернетах есть инфа, что музей, возможно, отреставрируют и откроют к 200-летию поэта – в 2021 году, хотя это пока ещё вилами на воде писано.
Усадебный пруд
Тем временем повалил снег
Кстати, кедр справа от «музыкантской» посажен ещё при Некрасовых
Дорожку всё больше заносило снегом
Взгляд сзади. Упавшую трубу ещё пока не сдали на металлолом, но рано или поздно это случится
А мы тем временем возвращаемся на остановку, чтобы отправиться дальше – в посёлок с многообещающим названием Красный Профинтерн. Маша его окрестила Красным Интерфейсом, а первоначально, до
Дела у завода попёрли в гору, деньги потекли рекой – и очень скоро Понизовкин стал одним из богатейших людей в этой местности. Кстати, Понизовкин фигурирует в качестве главного персонажа стихотворения Некрасова «Горе старого Наума» (хотя и под другим именем), где тот представлен как холодный делец, всю сознательную жизнь занимавшийся исключительно тем, что делал деньги. Известно, что в 1867 году Никита Понизовкин исчез при неизвестных обстоятельствах (предположительно – примкнул к раскольнической секте бегунов), а крупнейшее на всю округу предприятие перешло по наследству к его сыновьям. Когда предприятие в конце концов досталось одному из внуков основателя – Никите Андреевичу Понизовкину, ежегодная прибыль составляла более полутора миллионов тогдашних рублей. И решил Никита Понизовкин младший отгрохать себе хоромы. А ещё лучше – дворец. Да такой, чтобы в Ярославле обзавидовались. И построил.
Дворец был построен в начале 1910-х годов практически на территории завода и получился довольно колоритной смесью всего со всем, став главной архитектурной изюминкой посёлка
После революции всё имущество у Понизовкина, разумеется, отобрали, а его самого отправили в ссылку в Тобольск. Во дворце было размещено много чего всякого разного, но за его состоянием никто особо не следил – так что он, хоть и числился объектом историко-культурного наследия, но к концу XX века превратился почти в руины. Чуть менее, чем десять лет назад руины были отданы в частные руки, отремонтированы и превращены в туристический комплекс.
Однако, попасть в этот самый комплекс оказалось не так уж и просто – на всех замеченных нами калитках висели замки, так что все эти кадры я снимал сквозь забор
Строение справа заявлено как ресторан, который по факту оказался закрыт (здесь вам – не Вятское с его торжеством цивилизации посреди следов состоявшегося апокалипсиса)
Руины какого-то цеха
Примерно на этом месте погода окончательно испортилась – разыгралась конкретная метель, да и снег повалил ещё сильнее. И в то же время возле нас каким-то образом оказался обратный автобус на Ярославль. И как-то само собой так произошло, что мы очутились внутри автобуса.
Уже по пути стало приходить осознание того факта, что у нас ещё целая уйма времени до отправления московского поезда, а большинство ярославских музеев уже вот-вот закроется. И с этим надо что-то делать. После тщательного гугления (спасибо Оле) нашлась-таки парочка музеев, работающих до семи. В один из них мы по прибытии и направились.
И тут, что называется, зашли – так уж зашли. Как раз тот случай, когда просто пришли наугад, а наткнулись на нечто совершенно уникальное.
Итак, Ярославский музей фотографии – открыт меньше года назад известным ярославским фотографом Владимиром Дорофеевым. И если вы хотя бы немного интересуетесь фотографией – смело записывайте это заведение в список обязательных для посещения в Ярославле.
Здесь представлены все мыслимые виды фототехники
Что-то из этого можно даже подержать в руках, поглядеть в видоискатель…
Камера Kodak Brownie No.2. С этой простейшей камеры, выпуск которой начался в 1901 году, началась история среднеформатной плёнки (тип 120), которая, кстати говоря, выпускается до сих пор
Коллекция фототехники производства СССР, работающей с этим форматом
У меня, кстати, у самого в шкафу валяется такой «Любитель». Возможно, однажды, эксперимента ради, я его доведу до фотосъёмочной кондиции. Хотя качеством снимков эта техника от рождения не блещет, чему причиной – простейшая оптика
Владимир Дорофеев рассказывает об устройстве этого самого «Любителя»
А такую технику мне доводилось видеть только на картинках: стереокамеры
…и стереоснимки, пик популярности которых пришёлся на вторую половину XIX века
Здесь есть даже такая экзотика, как «волшебный фонарь»
Интересно, что вся эта выставленная техника не просто пылится на полках, а используется по прямому назначению: музей одновременно является и действующей фотостудией. Причём любой желающий может заказать здесь фотосессию по одной из технологий XIX века (коллоидный процесс, дагеротипия и др). Словом, всё, о чём рассказывает владелец музея, знакомо ему не понаслышке.
Магниевая вспышка в действии. Если хотите заснять вспышку в момент, собственно, вспышки – снимайте на видео
Такие крупноформатные камеры ещё совсем недавно, до повсеместного распространения цифры, можно было встретить в любом фотоателье
Со взгляда на матовое стекло крупноформатной камеры начался творческий путь практически всех профессиональных фотографов советской закалки
Крупноформатные камеры семейства ФК – наверное, самое длительно выпускавшееся семейство отечественных фотокамер, продержавшееся на конвейере с 1930 по 1987 годы
Ну а это уже – всем хорошо знакомые «Полароиды», хлынувшие к нам в страну в начале 90-х годов. Хотя, в общем-то, камеры для моментального фото компанией Polaroid производятся аж с 1948 года
Здесь же, за стенкой, находится полноценная действующая аналоговая фотолаборатория
Станок для ретуши
Голографическая установка, созданная собственноручно Владимиром Дорофеевым
И тут же рядом выставлено то, что с её помощью снято
Сушильный шкаф для фотоплёнки
Коллекция фотографий, выполненных по технологии дагеротипии (исторически первый фотографический процесс, получивший широкое распространение)
С этих людей начиналась фотография. В центре, кстати, как раз тот самый Дагер
И тут же – виды Ярославля, снятые более века назад
Где-то на этой исторической ноте экскурсия закончилась, а мы, под впечатлением, отправились в ближайший ресторан
Вот теперь – всё. Дальше – в поезд, и – домой
- По Ярославской области. Вятское, часть 1. Часы и много чего ещё
- По Ярославской области. Вятское, часть 2. От мясорубки до граммофона
- По Ярославской области. Грешнево и др. Романтика промзон, метель и фототехника.
This entry was originally posted at https://pilottttt.dreamwidth.org/325124.html. Please comment there using OpenID.