Пилот НЛО (pilottttt) wrote,
Пилот НЛО
pilottttt

Categories:
  • Location:

По Ярославской области. Вятское, часть 1. Часы и много чего ещё

Итак, вот он, долгожданный пост из Ярославской области.
Первая точка на нашем маршруте – это село Вятское, что к северо-востоку от Ярославля. Попасть мы туда предполагали на автобусе, который успешно прозевали, пока разыскивали в окрестностях центрального вокзала Ярославля кафешку, работающую в шесть утра (к слову, таких не оказалось). До следующего автобуса оставалось аж целых три часа, так что как-то само собой пошло так, что мы двинули туда пешком (речь не о центральном автовокзале, а о «Заречье»).

Ярославль. Волга. Вид с Октябрьского моста


Первоначально я планировал расчехлить свою фототехнику уже в Вятском, но по пути до автостанции я аж два раза не удержался. Один из разов – как раз на мосту.

Ну и при виде этих живописных руин чуть не доходя до моста я, конечно, тоже не удержался


Только не думайте, что центр Ярославля выглядит подобным образом. На самом деле он имеет вполне достойный вид, и там реально есть, на что посмотреть (кто не верит – см. мой пост семилетней давности). Просто таким был план нашего мероприятия.

Итак, полтора часа езды на автобусе – и мы в селе Вятское. …Ну да, в селе. А что вас смущает? Картинка? Ну, в общем, да – центр села действительно напоминает скорей старинный купеческий городок, чем село. К слову, Вятское входит в Ассоциацию самых красивых деревень России. Причём, по факту, именно с Вятского эта ассоциация и началась.


Выбравшись из автобуса, вы первым делом обратите внимание на здание бывшего пожарного депо (оно здесь – самое яркое и самое выделяющееся, особенно на фоне заснеженных улиц)


Ныне здание занимают кинозал и выставка ёлочных и прочих детских игрушек


На каланче – традиционная фигура пожарного


А перед зданием – небольшая экспозиция пожарной техники XIX века


Вот что касается количества экспозиций на душу населения, то тут Вятское вызывает однозначную ассоциацию с городом Мышкиным, где практически на пустом месте создана целая уйма музеев. Хотя в этом плане Вятское находится в явном выигрыше, т.к. тут и без экспозиций есть, на что посмотреть.


Следующее строение, на которое обязательно упадёт ваш взгляд, это – Воскресенская церковь (1750 г) с очень необычной колокольней, напоминающей нечто ракетно-космическое


Вот будь я конспирологом или сторонником альтернативной истории – внешний вид этой колокольни точно бы послужил для меня красной тряпкой.


Всё вместе. Кстати, по интернетам бродят целых две версии года постройки этого храма: 1750 и 1705 годы. Возможно, кто-то когда-то перепутал цифры, а оно и расползлось по всему интернету




По улицам Вятского катает детей и туристов вот этот электрический пепелац


Село. Что у вас ассоциируется с этим словом? И ассоциируются ли с ним эти кадры?










Чтобы внести некоторую ясность в этот вопрос, да и заодно не допустить окончательного разрыва шаблона, углубимся в историю этого необычного села.
Итак, Вятское известно как таковое с 1502 года. На самом деле, оно не имеет никакого отношения ни к реке Вятке, ни к соответствующему городу, ныне именуемому Кировым, а просто рядом проходила дорога на Вятку. Примерно с середины XVI века здесь обосновался патриарший приказчик, а с начала XVII века – лично сам патриарх Филарет.
С конца XVIII века Вятское стало известно благодаря происходившим еженедельно большим ярмаркам, на которые съезжались торговые люди со всей округи. Предметами торговли были как изделия здешних многочисленных ремесленников, так и продукты питания. Особенно славились вятские солёные огурцы, которые вывозили бочками на продажу аж в Архангельск. Вот именно благодаря столь бурной и развитой торговле ведущую роль в жизни села стали играть представители многочисленного здесь купеческого сословия. Возможно, именно это объясняет устойчивые ассоциации с купеческим городком, возникающие у путешественника, едва он ступит на один из тротуаров Вятского.

Тем временем пришло осознание, что пора бы уже и подкрепиться. Заходим в ресторан. Да-да, здесь есть ресторан. Он же – гостиница, он же – музей


И едва мы только оказались внутри, как я схватил фотокамеру и стал неистово снимать во всех направлениях. А потому что вот чем-то таким здесь увешаны практически все стены


Всё это многообразие – в рабочем состоянии и бодро тикает, тем самым способствуя лучшему перевариванию пищи посетителями ресторана (щутко)


А каждый полный час это всё начинает бить, звонить, куковать и издавать прочие разные звуки












Среди всего этого попадаются довольно необычные экземпляры




Здесь есть даже такая экзотика, как часы для голубиных гонок




Ооочень много будильников (это – к вопросу о том, зачем мне понадобилось писать пост про будильники)






Аккуратное наведение справок среди официантов на тему, имеет ли эта экспозиция какое-то отношение к музею «Музыка и время» в соседнем Ярославле (с полностью аналогичной экспозицией) так ничего и не дало.






Тем временем, пока мы мирно поедали свой вкусный обед среди всего этого тикающего многообразия, за соседним столом начали накаляться страсти. Коротко, в сжатой форме, эти страсти можно описать примерно так:
– А почему вы нам не разрешаете пообедать здесь вместе с собакой?
– У нас запрещены домашние животные.
– Почему? Она же совсем маленькая?!
– У нас запрещены домашние животные.
– Ах вы такие-сякие!!! А ну подайте сюда менеджера!
(пришёл менеджер)
– Почему ваша (такая-сякая) официантка не разрешает нам войти сюда с собакой?
– У нас запрещены домашние животные.
– Ах вы, тра-ля-ля, такие-сякие! Да я на вас жалобы на всех сайтах накатаю! А ну подать сюда кого-нибудь, кто может решить этот вопрос!!!
– Я могу решить этот вопрос. У нас запрещены домашние животные.
– Да я ваш (тра-ля-ля) ресторан с его (тра-ля-ля, туда-сюда) качеством обслуживания на весь интернет прославлю!!!
– У нас запрещены домашние животные. Извините.
В общем-то, сотрудники ресторана правы. Разреши одним посетителям в виде исключения привести сюда маленькую собачку – следующим номером придут другие посетители с огромным бультерьером и со словами «А почему им можно, а нам нельзя?…» Ну, нас эта ситуация как-то вдруг взбодрила, одна за другой пошли шутки типа «А почему нам сюда нельзя с нашими тараканами – они же совсем маленькие…», и т.д. Соседний стол при этом как-то сам собой притих.
В общем, пообедав и взбодрившись, мы двинули в следующий музей (я же обещал, что их будет много).

Музей называется «Страницы истории печатного дела», и экспозиция его состоит из всевозможного типографского оборудования


Те, кто следит за моими постами, наверняка помнят, как нас впечатлил музей книгопечатания в Полоцке, где представлены практически все аспекты типографского дела начиная с его возникновения в XV веке в Германии и заканчивая нашим временем. Эта же экспозиция имеет несколько другой характер: оборудование здесь в большинстве случаев не оригинальное, а воссозданное сотрудниками музея по чертежам, причём всё оно в рабочем состоянии и активно применяется по назначению. Например, записавшись на мастер-класс, вы сможете самолично изготовить типографский отпечаток по технологиям прошлых веков. Кстати, это – типографский пресс почти в том же виде, в каком его создал Иоганн Гутенберг


Наборный шрифт для высокой печати. Собственно, высокой она называется потому, что печатающие элементы выступают выше пробельных






На выступающие части с помощью специального валика или тампона наносится краска, после чего это всё прижимается к бумаге


И вот, что получается в результате. Кстати, высокая печать как таковая вполне успешно дожила до наших дней и применяется в некоторых узкоспециализированных сферах печатного дела


Одной из разновидностей высокой печати является ксилография – получения оттиска изображения, вырезанного на деревянной доске (то есть, по сути, один из видов гравюры)


Впервые ксилография была применена в VIII веке в Японии (тогда изображение вырезалось ножами или стамесками на продольном срезе древесины). Второе рождение технология обрела в Европе, когда выяснилось, что при резьбе по поперечному срезу древесины удаётся получить гораздо более высокое качество отпечатка и долговечность самой печатающей поверхности




Более поздними техниками гравюры являются линогравюра (некое подобие ксилографии, где вместо деревянной доски используется слой линолеума) и офорт


Техника офорта покажется знакомой всем, кто не понаслышке знаком с электроникой и хотя бы раз в жизни самостоятельно изготавливал печатную плату: на отполированную металлическую пластину наносится защитный лак, в котором затем иглой процарапывается требуемое изображение. Потом пластина помещается в травящий раствор (кислоту), которая в тех местах, где лак был удалён, «выедает» в металле углубления (кстати, «офорт» в переводе означает азотную кислоту). Затем остатки лака удаляются, на поверхность металла наносится типографская краска, а её излишки снимаются. При этом краска остаётся только в протравленных углублениях. Затем на пластину накладывается влажная бумага, и всё это прокатывается под валиком офортного станка. В результате краска, оставшаяся в протравленных углублениях, переходит на бумагу. И потому техника эта относится к глубокой печати.


Офортные изображения при ближайшем рассмотрении кажутся нарисованными очень тонкой гелевой ручкой


Ну а поскольку печать по этой технологии производится именно на влажной бумаге, рядом с офортным станком обязательно должно присутствовать что-то подобное




Сотрудник музея демонстрирует работу офортного станка


Вот, что получилось в результате


Ну и наконец третий вид печати – это плоская печать, при которой отпечаток получается с плоской гладкой поверхности, у которой тем или иным путём изменены физические свойства отдельных её участков. Разновидностью плоской печати является самая распространённая ныне технология печати – офсетная печать. И даже обыкновенный лазерный принтер действует в полном соответствии с принципами плоской печати. Ну а что касается гравюры – то здесь всё началось в конце XVIII века с появлением техники литографии.


На отшлифованную поверхность камня (как правило – известняка) специальным жирным карандашом наносится рисунок, после чего поверхность камня протравливается. В результате к протравленной поверхности типографская краска не пристаёт, но она при этом легко смачивается водой. К поверхности же с нанесённым жировым рисунком вода не пристаёт ни под каким предлогом, типографская же краска ложится на неё без проблем.


Камень устанавливается в станок и смачивается, после чего на него наносится краска на основе канифоли (которая, конечно же, ложится только на непротравленные участки). На камень накладывается бумага и затем прокатывается или «протаскивается» под определённым давлением. В результате краска с камня переходит на бумагу




Одной из характерных особенностей литографии является «многоразовость» таких камней: после печати всего тиража камень можно вновь отшлифовать и нанести новое изображение. И так – до тех пор, пока он не сотрётся до нуля.


Ну и ещё немного оригинального типографского оборудования. Резак Karl Krause какого-то очень бородатого года выпуска. Кстати, такие девайсы в рабочем состоянии можно было встретить в любой советской типографии


Переплётный пресс Krause (конец XIX века) применялся для изготовления тиснений на переплётах. В данном музее предлагается изготовить себе с его помощью монету.




Ну да ладно, хватит пока музеев – пора уже и на свежий воздух выбраться.


Просто жилой дом. Известен тем, что в XIX веке здесь размещалась община старообрядцев-беспоповцев




Чем дальше от центра села – тем больше появляется всевозможных постапокалиптических явлений


Попытки администрации села замаскировать эти живописные руины не увенчались успехом


Хотя эти руины – ещё далеко не всё. Самый основной постапокалипсис находится на окраинах села: заброшенная свиноферма, заброшенный цех, заброшенный карьер, заброшенный гараж, заброшенные картофельные поля… У меня вообще есть ощущение, что музейный комплекс – это единственный источник рабочих мест для всех, кто отсюда ещё пока не свалил.


Хотя в центре села всё выглядит очень уютно








Снова уже знакомый нам электрический пепелац бесшумно проезжает куда-то мимо нас


По территории села довольно много вот такой скульптуры. Правда, под слоем снега понять первоначальную задумку скульптора довольно сложно


Ну, пока всё. В следующий раз мы ознакомимся со всеми мыслимыми видами звуковоспроизводящей техники XIX века, увидим закат над рекой Ухтанкой, услышим (внезапно) французскую речь и соприкоснёмся с историей промышленного альпинизма. И всё это – прямо здесь, в Вятском. Продолжение – скоро.

    Содержание
  1. По Ярославской области. Вятское, часть 1. Часы и много чего ещё
  2. По Ярославской области. Вятское, часть 2. От мясорубки до граммофона
  3. По Ярославской области. Грешнево и др. Романтика промзон, метель и фототехника.



This entry was originally posted at https://pilottttt.dreamwidth.org/324661.html. Please comment there using OpenID.
Tags: верхневолжье, верхняя волга, города на волге, достопримечательности верхней волги, поездки, путешествия, туризм, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments