А начнём мы с территории Архиерейского двора, ныне успешно выдаваемого за вологодский кремль (подробности этой мутной истории – см. постом раньше).
Экономский корпус, считающийся самым старым ныне сохранившимся строением Вологды гражданского назначения (построен в 1659 году)
Видно, что изначально дверной проём был совсем другой (и тут возникает одна из традиционных тем, столь любимых поклонниками теории заговора)
Симоновский корпус (1670 г.), и справа от него – ворота в Консисторский дворик
Назван так в честь архиепископа Симона, его построившего
И вплотную к нему – Иосифовский корпус
Так оно выглядит со стороны Консисторского дворика
То, что слева, это – Воздвиженская церковь (1692 г.), а справа – боковая стена Симоновского корпуса
Стена (точнее, её нереставрированная часть, доступная со стороны Консисторского дворика). Вот на этой ступеньке наверху должны были каким-то образом умещаться лучники.
Стена, кстати, была возведена сразу после строительства Симоновского корпуса – в 1675 году
А по этой лестнице, что за решёткой, они туда поднимались
Узковато, однако. Особенно если вы туда лезете обвешанный со всех сторон оружием. Словом, как-то это несерьёзно для «кремля»
Обнаружено с обратной стороны Иосифовского корпуса
Проход к Пятницкой башне оказался закрыт – там, судя по всему, затеваются активные реставрационные работы
Иренеевский корпус
Выходим наружу. Просто жилой дом. Построенный в XVIII веке. На нём, кстати, прямо так и написано
Сворачиваем на Торговую площадь. Храм в честь Покрова Божией Матери на Торгу (1780 г.)
Казанская церковь на Торгу (1760 г). Слева виден рудиментарный остаток колокольни
Водонапорка. Точнее, самая старая из вологодских водонапорок – построена в 1898 году, за год до запуска вологодского водопровода. До этого жители набирали воду в нескольких колодцах либо прямо из реки (которая, кстати, уже тогда не блистала чистотой)
Вот меня всегда удивляла промышленная архитектура XIX века, к коей относятся и многочисленные водонапорные башни (сохранившиеся по стране в большом количестве преимущественно вдоль железных дорог). Вроде бы вещь утилитарная, но вполне себе тянет на украшение города. А теперь сравните с аналогичными постройками XX века
Собственно река Вологда
Возвращаемся в сторону Кремлёвской площади. Здание гостиницы с брендовым названием «Палисад». В Вологде большинство гостиниц выглядит именно так.
Ну а теперь – обещанный музей кружева, в котором посетителей встречает вот эта металлическая снежинка
На первом этаже этого огромного музея – временная экспозиция, посвящённая искусству кружевоплетения на острове Мальта
Пожалуй, самое масштабное явление этой экспозиции
Мальтийский орден – вообще уникальное явление среди всех прочих рыцарских орденов – начиная с целей и обстоятельств его появления, и заканчивая тем фактом, что орден этот существует и по сей день, причём со статусом государственного образования (самого маленького в мире – занимающего всего один этаж здания в Риме)
На всех мальтийских кружевах неизменно присутствует один и тот же узор – мальтийский крест (символ Мальтийского ордена)
Кстати, нашенский император Павел I числился рыцарем этого ордена (собственно, этим фактом и исчерпывается история дипломатических отношений между Россией и Мальтийским орденом)
Ну а теперь – перемещаемся в основную экспозицию музея, посвящённую традиционному для Вологодщины народному промыслу – кружевоплетению
Здесь можно познакомиться со всеми аспектами этого явления, в том числе и – с технологией плетения от начала и до конца
Вологодское кружево – как правило льняное, плетёное при помощи коклюшек. Хотя в XVII веке осваивалась технология плетения серебрянной и золотой нитью
Кружевоплетение на Вологодщине как массовое явление возникло в начале XIX века, когда здешние помещики стали создавать кружевные мастерские, где крепостные плели кружева наподобие европейских. Постепенно из крепостных мастерских это искусство ушло в народ и расцвело традиционными орнаментами, в том или ином виде сохранившимися с языческих времён: оропей (он же – колодец, репейник, дубок), коловрат (он же – свастика), алатырь, мировое древо и пр.
Однако, тогда кружева были только отдельными элементами предметов одежды
К началу XX века вологодские кружевные изделия стали вполне самостоятельными произведениями искусства, причём довольно немаленьких масштабов
И снова – уже знакомый нам Хатуль мадан. Возможно, когда-нибудь, через много веков образ хатуль-мадана будет встречаться среди других прочих народных русских узоров – оропеев, коловратов, берегинь и пр.. Исследователи будут утверждать, что хатуль-мадан – это, по-видимому, древнее языческое божество в виде кота, традиционно изображаемого на Мировом древе. Лингвисты откроют, что имя божества происходит, по-видимому, откуда-то из Древней Иудеи. И лишь только немногие посвящённые будут помнить стих Пушкина «У лукоморья дуб зелёный…», откуда этот загадочный образ, собственно, и возник. Впрочем, это была шутка.
И вновь – уже знакомое нам деревянное строение XIX в. на улице Маяковского
Где-то примерно на этом месте мы добрались наконец до нашей гостиницы, чтобы закинуть вещи в номер и продолжить нашу прогулку.
Вот представьте себе: и всё то, что было выше в этом посте, и всё содержимое предыдущего поста мы успели увидеть за те полдня, которые прошли с момента нашего выхода из поезда и до момента входа в гостиницу. А в Вологде по-другому и не получится ;)
Вот эти оригинальные строения XIX века обрамляют подход к Каменному мосту, ведущему на ту сторону Содимы. Башня справа, кстати, это – бывшая гостиница «Европа»
А примыкающие слева торговые ряды, по слухам, в 90-е годы XX века отреставрировали путём постройки заново
А вот мы и на Каменном мосту
Содима
Что интересно, на Викимапии есть фото, где нет этой загадочной двери, ведущей неведомо куда (к реке?), а на месте металлического ограждения – высокий каменный забор
Оказавшись по ту сторону Содимы, вы внезапно хватаетесь за фотокамеру и начинаете снимать во все стороны, ибо вы снова оказываетесь окружены исторической застройкой. Это, к примеру, Администрация Вологды (в прошлом – гостиница «Эрмитаж» 1904 г. постройки)
Справа – такое внезапно впечатляющее здание XVIII века, изначально принадлежавшее купцу Фёдору Деньгину, а затем выкупленное городом и вместившее в себя Городскую думу, Городскую управу, Городской общественный банк и полицейское управление. Ну а сейчас это – ни больше ни меньше как Музыкальная школа №1
Оригинально выполненный «Нулевой километр», встроенный в стену Дома связи
Ещё одно здание гостиницы («Золотой якорь»), в дореволюционные времена считавшейся самой дорогой и престижной гостиницей Вологды, а также самым высоким зданием города (ну, конечно, не считая колокольню Софийского собора). Гостиница построена в 1875 г. купцами Брызгаловыми, владевшими ею до самой революции. После революции хозяин Ф. И. Брызгалов выбросился из окна гостиницы.
Дальше по той же стороне – целый ряд примечательных строений. Сначала – бывший дом купца Маковеева (XIXв), примерно лет десять назад сгоревший дотла и отстроенный заново. Сразу за ним – бывшая Часовня Арсения Комельского, ныне занимаемая рестораном «Пивоварни». В 90-е годы это строение было популярным местом сходок местной братвы. Ну а сразу за ним – просто жилой дом второй половины XIX века
Вот, на самом деле, Викимапия – замечательная штука. Просто кликая по объектам на карте, можно узнать такие подробности, которые мало какой экскурсовод вам расскажет
Дом предпринимателя Юшина (XIX век), деревянный классицизм
А ещё чуть дальше – дом купца Соковикова (вторая половина XIX в.)
Уходим дальше на юго-восток. И где-то на берегу Вологды обнаруживаем это примечательное промышленное здание начала XX в. На самом деле, это – бывшая железнодорожная водокачка
А ещё чуть дальше обнаруживается впечатляющий деревянный плавучий речной вокзал 1926 года. Впечатляющий даже несмотря на общую обшарпанность
А вот и то самое, ради чего мы так сильно удалились от центра города – дом Петра I. Дом этот построен в конце XVII в. голландским купцом И. Гутманом, и именно здесь останавливался Пётр в свои многочисленные приезды в Вологду
Это мы как раз подошли ко второму эпизоду в истории Вологды, когда она снова чуть не стала вторым по значимости городом России. Дело в том, что Пётр I облюбовал одно из озёр в окрестностях Вологды, где собирался построить крупнейшую в стране судоверфь. Но что-то ему помешало – в конце концов царю это место показалось неподходящим. По какой-такой неведомой причине – не знаю (неужели опять вологодские штукатуры с чем-то перехимичили?)
Внутри довольно просторно. Помимо портретов, здесь выставлено множество предметов, принадлежавших лично Петру
Например, его одежда
Стул Петра I
Отпечаток его ладони
И посмертная маска
А также множество предметов тех времён. Например, такая уникальная штуковина, как чугунное било. Всё дело в том, что во времена Петра пушки отливались из меди, которой не хватало. И тогда решено было собрать по стране четверть церковных медных колоколов и переплавить. Ну а на их место вешали вот такие била. Звенели они, конечно, не очень, но в качестве временной замены колокола вполне подходили
Табличка с «указом о качестве», из которой можно узнать о том, что потом случалось с оружейниками, «впарившими» государству некачественные изделия
Экскурсовод
Возвращаемся в центр.
Бывш. католическая Церковь Воздвижения Святого Креста (1913 г.), ныне перестроена в ресторан
Вот это деревянное строение на улице Герцена – то немногое, что осталось от ещё одного, совсем короткого временного промежутка, когда Вологда стала-таки даже не вторым, а первым по значимости городом России. А было это в феврале 1918 года, когда, опасаясь захвата Петрограда немецкими войсками, оттуда были эвакуированы в Вологду все дипломатические миссии, и город, по факту, стал дипломатической столицей страны. Причём, что интересно, город Вологда был выбран исключительно потому, что железнодорожная сеть страны позволяла в случае необходимости уехать из него в любом направлении. До того ни один из участников миссий в Вологде не бывал. Вот конкретно в этом здании тогда было размещено посольство США под руководством посла Дэвида Р. Фрэнсиса. Но продлилось это дипломатическое великолепие недолго – через три месяца под давлением большевиков дип.корпус был вынужден покинуть страну через Архангельск. Советские власти относились к факту пребывания в городе «приспешников империализма» крайне негативно, а за сам факт упоминания вслух можно было очутиться где-то очень далеко. В постсоветские годы какое-то время в этом здании действовал частный музей дипломатического корпуса, впоследствии закрытый в связи с передачей дома в федеральную собственность
И тут мы наткнулись на это. Минут десять мы стояли и ждали, пока все они проедут. По-видимому, наше пребывание в городе совпало с каким-то байкерским фестивалем
Ещё одно примечательное строение на нашем пути. Вот конкретно в этом доме в 1911-1912 гг. проживал в ссылке Иосиф Джугашвили (будущий вождь всех времён и народов). Вообще, Вологда во все времена была популярным местом ссылки неугодных людей, так что здесь успели пожить многие интересные личности (вот почему-то как-то так получается, что в нашей стране все интересные личности обязательно бывают либо в ссылке, либо в тюрьме). Сейчас внутри находится музей «Вологодская ссылка», в который мы почему-то не попали, хотя пришли туда в рабочий день и в рабочее время музея.
Переходим Содиму в обратном направлении (только уже по Винтеровскому мосту)…
…и заходим в кафешку. В вологодских кафешках есть одна странная особенность – там почему-то очень любят всё поделить на два. То есть, если вы заказали, например, два одинаковых салата – не удивляйтесь, если вам принесут один. С нами это произошло дважды в двух разных заведениях в разных частях города. Ещё в одной кафешке, когда я заказал два американо, это почему-то вызвало у официантки большое удивление.
Но это ещё не всё. Гуляем дальше. За этими воротами – бывший дом вологодского губернатора (ныне – приёмная президента РФ в Вологодской области).
Хотя ещё раньше – с момента постройки (1679 г.) и до 1792 года (когда здание было перестроено) это были палаты Соляного двора Спасо-Прилуцкого монастыря
Здание гауптвахты (впоследствии – вытрезвитель [а ныне – мастерская театра кукол]). Кстати, сам театр кукол на поверку оказался сильно перестроенной церковью
Через дорогу – ещё одно примечательное строение, о котором я так ничего и не выяснил
Набережная реки Вологды
К реке выходит окнами губернаторский дом
А рядом воссоздан первый в Вологде электрический фонарь, появившийся на этом самом месте в 1905 году. До того улицы города освещались керосиновыми фонарями. Кстати, собака, что у столба, по слухам почему-то очень полюбилась местным вандалам.
Переходим на другую сторону
Храм Николая Чудотворца во Владычной слободе (1669 г.)
Печка (во дворе храма). Зачем? Ну, не знаю. Возможно, где-то там наверху должен был бы сидеть Емеля, хотя вместо него там почему-то чёрный каменный кот
Застройка по эту сторону реки оказалась не менее интересной, чем в центре
Пожарная часть и каланча (1853 г.)
«Дом с лилиями» (он же – дом купца Черноглазова, конец XIX в). По слухам, внутри находится частная экспозиция, посвящённая истории дома. Но сейчас уже вечер, так что все экспозиции закрыты. Идём дальше
А вот и сумерки. Пора в гостиницу
Вот на этой романтической ноте и закончим этот огромный пост. В следующем, коротком, заключительном посте мы взберёмся настолько высоко, насколько это возможно в Вологде, а потом посмотрим на город в свете вечерних огней. Будет красиво.
Продолжение – скоро…
- Вологда, часть I. Иван Грозный и резные палисады
- Вологда, часть II. Кружева и байкеры
- Вологда, часть III. С высоты колокольного звона
This entry was originally posted at https://pilottttt.dreamwidth.org/323321.html. Please comment there using OpenID.