Главный дом усадьбы. Вот, между прочим, появись мы здесь на пять минут позже – и уже не видать нам усадебного дома с этого ракурса – потому, что в некое определённое время суток эти деревянные ворота открываются, и прямо здесь, на этом самом месте встаёт кофемобиль
Собственно, в этом, нынешнем, деревянном строении нога Пушкина никогда не ступала. Дело в том, что оригинальное деревянное здание уже давным давно сгнило и развалилось. В советские годы на этом месте соорудили деревянный особняк, более-менее точно повторяющий внешний вид усадебного дома, который в начале 90-х успешно сгорел. Ну а нынешнее строение было сооружено к 200-летию со дня рождения Пушкина – в 1999 году
Во дворе всё выглядит очень ухожено
А в стороне от усадебного дома и главной аллеи парка мы обнаружили конный двор с функцией обучения верховой езде (и, собственно, сам процесс обучения)
А вот если вы захотите погладить лошадку…
…то обязательно споткнётесь об эту угрожающую надпись
Заметьте – категорически запрещён. Вот, помнится, в этом посте я пытался уловить семантическую разницу между понятиями «нельзя» и «совсем нельзя». А вот теперь добавим сюда ещё и «категорически нельзя». Чуть позже, уже в Звенигороде, мы встретим ещё одну градацию фактора «насколько сильно нельзя».
Прогуливаясь по музею, можно изучить чуть ли не всё семейное древо Ганнибалов. И при этом обнаружить, что практически всех предков Пушкина мужского пола по этой африканской линии всегда тянуло на подвиги по женской части. Словом, у Пушкина эта тема – наследственная
Кстати, что-то мне подсказывает, что нынешние интерьеры дома-музея тоже имеют мало общего с интерьерами усадьбы времён Марии Алексеевны Ганнибал. В частности, самые большие сомнения породило висящее у входа объявление «Музей примет в дар любые старинные вещи». Любые! То есть, дом тупо обставили этими самыми любыми вещами в духе времени?
Детская
Кухня. Посреди неё красуется фанерная имитация дровяной печи. Только вот дымоход сделать забыли
Пруд на речке Захаровке
На той стороне виднеются деревенские дома (это, собственно, и есть деревня Захарово)
С левой стороны – это продолжение Захаровки, справа – речка с загадочным названием Площанка
Пушкин, как он выглядел в детстве
По ту сторону пруда имеется так называемая «Поляна сказок», где можно обнаружить чуть ли не всех персонажей пушкинских сказок. Вот вам, например, лукоморский дуб, и при нём – кот учёный, который с недавних пор стал очень известен в Израиле под кодовым названием
Хатуль мадан
Словом, если вы приехали с детьми – то, пока вы будете бродить по музею, изучая семейное древо Ганнибалов, ваши дети будут на этой самой поляне висеть на ушах какой-нибудь Бабы-Яги. Ну или – шемаханской царицы (внешность которой лично у меня вызвала большие сомнения – ну не похожа она на азербайджанку, с какого бока на неё ни смотри)
Усадебные гуси. И при них – неизменно толпа с телефонами
Просто колодец
Вообще, по моим впечатлениям, усадьба Захарово в своём нынешнем виде как-то не очень тянет на объект исторического наследия. Это скорее – площадка для проведения пушкинских мероприятий (потому по территории парка разбросаны многочисленные летние сцены и прочие объекты фестивальной инфраструктуры). А вот яблоки в Захарово оказались вкусными.
А рядом с ним…
На этом замечательном кадре прогулка по Захарово завершается, а мы постепенно перемещаемся в Звенигород, к Саввино-Сторожевскому монастырю
Собственно, в монастырь мы уже заезжали примерно десять лет назад, так что – интересно было сравнить увиденное тогда и сейчас
Купель
Природа вокруг монастыря всегда привлекала творческих людей, потому монастырь и его окрестности, например, не раз появлялись на киноэкране. К примеру, в первой и последней сценах фильма «Бег» Алова и Наумова (по Булгакову) – это, как раз, стены Саввино- Сторожевского монастыря. И дом отца в «Солярисе» Тарковского – это тоже здесь, поблизости
Житная башня…
…рядом с которой мы как раз и повстречали ещё одну градацию понятия «нельзя» – «вааааще нельзя»
С лингвистической точки зрения понятие «вааааще нельзя» тождественно понятию «совсем нельзя», хотя – думаю, что в данном случае имелось в виду «настолько сильно нельзя, что даже можно получить по зубам»
А это – то самое место, где «можно» (собственно, этим путём мы и пришли)
Ну да ладно, вернёмся к монастырю и его древним стенам. Итак, Саввино-Сторожевский монастырь был основан в 1398 году монахом Саввой Сторожевским (учеником Сергия Радонежского). Собственно, в его честь – и название монастыря (хотя, вообще-то, изначально он – Богородице-Рождественский). Ну а Сторожевским он (как и сам Савва) стал от названия речки Сторожки, протекающей вдоль одной из стен монастыря
Сам Савва в РПЦ почитается как чудотворец, исцелитель и много чего ещё. В частности, есть легенда о том, как уже более, чем через два века после своей смерти он вышел из леса и спас от медведя царя Алексея Михайловича. С тех пор Савва считался покровителем царской семьи
Собственно, монастырские укрепления (стены и башни) были построены как раз тогда, при Алексее Михайловиче, в середине XVII века
Если сравнивать с прошлым нашим посещением, то сейчас в непосредственной близости от монастыря обнаружилось великое множество кафешек
Причём самая колоритная из них находится на втором этаже Провиантной башни – как раз над монастырским магазином (в котором продаётся первоклассная выпечка)
А ещё из этой кафешки можно попасть прямиком на крепостную стену
Вот, что с неё видно
Спускаемся вниз и выходим через этот проход
Монастырский мотоцикл. И, кстати, о двухколёсном транспорте – в своё время благодаря ватиканским священнослужителям на свет появились мотороллеры. Дело в том, что им (священнослужителям) нужно было на чём-то передвигаться по узким улицам Ватикана, и чтобы при этом не мешала длинная одежда
Храм Преображения Господня построен тогда же, когда и стены – при Алексее Михайловиче
Собственно, здесь по-умолчанию почти всё построено при нём, включая и эти трапезные палаты
Беседка (часовня?), построенная на фундаменте алтарной части храма XVII века
Одно из наиболее запоминающихся строений монастыря – Царицыны палаты, построенные тогда же для первой жены царя Алексея Михайловича Марии Милославской
А рядом торчат из земли остатки монастырского строения – надвратного храма начала XVI в. – то есть, построенного задолго до появления здесь всё того же Алексея Михайловича
Здесь же, по-видимому, находилась и трапезная палата
А на заднем плане – самое старое строение монастыря – Собор Рождества Богородицы, построенный ещё при жизни прп. Саввы – в 1404-1405 годах
Приложил ли сюда руку лично Андрей Рублёв – неизвестно, но, по крайней мере, фрагменты росписей его учеников там присутствуют
Эта асимметричная звонница – пожалуй, самое запоминающееся строение монастыря. По крайней мере, с прошлого раза мне запомнилась именно она (хотя тогда она была белого цвета)
В интернетах встречал мнения, что циферблат туда «присобачен» вообще не по теме. Причём «присобачен» он, насколько я помню, по указанию всё того же Алексея Михайловича, и был привезён вместе с колоколом из отбитого у поляков Смоленска
Братский корпус
Маша
Я
Ну а теперь – направляемся туда, где мы не побывали в прошлый приезд – к скиту преподобного Саввы По пути к скиту – вот такая стильная кафешка
Братский корпус – одно из немногих строений скита, не снесённых в советские годы
Малый скит, отреставрированный сравнительно недавно
А вот и пещера, выкопанная собственноручно Саввой, в которой прошли два последних года его жизни. Внутри, кстати, довольно тесно. Сравнительно недавно пещера была «благоустроена» (сделан её «евроремонт» – примерно в том же стиле, в каком «отремонтировали» Дербентскую крепость).
Возвращаемся назад
А вот вам и речка Сторожка. Перейдя через неё и прогулявшись по посёлку, можно добраться до платформы Дюдьково Большого Ж/д кольца. Надо будет однажды, из спортивного интереса, попробовать добраться сюда из Лобни этим путём (Лобня – Икша – Поварово 2 – Дюдьково)
Последний взгляд на монастырь, и – в обратный путь
Вот и всё. За организацию поездки – огромное спасибо Роме.
This entry was originally posted at https://pilottttt.dreamwidth.org/320809.html. Please comment there using OpenID.