Пилот НЛО (pilottttt) wrote,
Пилот НЛО
pilottttt

Categories:
  • Location:

Экстремальный туризм, дубль три. Шлиссельбург. Лёгкий ладожский ветерок и мечта всех заключённых

Итак, продолжаем наше путешествие.

Когда мы выезжали из Питера, окружающая реальность выглядела примерно вот так. Всё это, приправленное неслабым ветерком, обещало нам ещё один весёлый в погодном плане денёк


И мы поняли, что так оно и будет, едва только вылезли из автобуса и ступили на шлиссельбургский тротуар, потому что, если в Питере – ветерок, то в Шлиссельбурге – ураганчик. Но нас это никогда не останавливало, и потому – идём дальше.

Первое, что вы видите в Шлиссельбурге, выйдя из автобуса, это – целый ансамбль XVIII века: Благовещенский собор, Никольская церковь…


…и Казанская часовня (она – веком моложе)


Однако, чем дальше – тем более впечатляющим становился ураганчик, и потому дело как-то само собой пошло в сторону краеведческого музея (ибо это, всё-ж-таки, не под открытым небом). А пока мы идём, подгоняемые порывами ветра, окунёмся ненадолго в историю.
Всё началось в 1323 году, когда в здешних краях появились новгородцы. На острове в истоке Невы они основали крепость, назвав её… Нет, не Шлиссельбург. Думаю, новгородцам такое название и в кошмарном сне не приснилось бы. И поэтому они назвали её Орешек.
Ну а если серьёзно – то просто на острове были заросли орешника, оттуда и название.
Потом пришли шведы. Ну, если точнее – они аж целых несколько раз приходили, но окончательно пришли в 1613 году. И стала крепость шведским городом Нотебургом (дословно – «Орехоград»).
Но самое радикальное переименование крепость пережила после того, как в 1702 году Пётр I со своим войском вежливо попросил шведов удалиться в свою родную Швецию. Тогда-то она и получила модное (в те времена) название Шлиссельбург (нем. «Ключеград»). В народе модное название как-то не пошло (по причине трудновыговариваемости), и потому простые люди называли город просто – Шлюшин. В советские годы какое-то время действовало название Петрокрепость, после чего было снова восстановлено «модное» немецкоязычное название.
Современный центр города находится на берегу (он постепенно вырос из посада), а крепость на острове так и осталась Орешком.

Переходим канал со странным названием Лейманка, некогда отделявший Фабричный остров от остальной части города. В 70-х годах XX века канал был частично засыпан, и остров стал полуостровом


С середины XVIII в. на острове располагалась ситцевая фабрика (оттуда и его название), фамилия одного из владельцев которой – Лиман – запечатлелась в названии канала. Работали на фабрике люди уголовные и крепостные, практически – на рабских правах, и канал служил основной преградой для их разбегания. А сейчас на (полу)острове находятся судостроительный завод и краеведческий музей


А в нём – пушка, извлечённая со дна Невы. Дежавю? Да нет, не может быть. Мы уже давно не в Кронштадте


Одним из значимых событий в истории города стало строительство в 1719-1731 годы Староладожского (а затем – и Новоладожского) канала


О том, зачем всё это понадобилось, поговорим чуть позже – непосредственно у берегов канала. Факт в том, что здесь, как и в Вышнем Волочке, можно увидеть остатки одного из старейших гидротехнических сооружений в России


Вот такими деревянными сваями укрепляли берег


Макет разводного моста, который был перекинут через канал в начале XIX века. Колонны, кстати, вполне себе сохранились до наших дней (и даже очень скоро мы их увидим)




Кирпичи XVIII века. В своё время Пётр I обязал всех производителей кирпича ставить на нём своё клеймо – чтобы потом, в случае брака, было понятно, кому следует устроить культурно- воспитательное мероприятие


Продукция здешнего судостроительного завода










Со строительством Кронштадта крепость Орешек потеряла своё стратегическое значение и, согласно давней традиции, была лёгким движением руки перепрофилирована в тюрьму. Хотя, несмотря на это, по крайней мере один раз она ещё послужила именно в качестве фортифи- кационного сооружения – во время блокады Ленинграда. Именно она стала тем самым крепким орешком, который не дал окончательно сомкнуть кольцо блокады. В самом Шлиссельбурге во всю хозяйничали немцы, а крепость упорно продолжала держать оборону…


…и именно здесь, мимо крепости Орешек, пролегала легендарная Дорога жизни


И музей, и экскурсия – это, конечно, здорово и очень интересно, но, всё же, пора попытаться увидеть это всё в реале. Узнав наши дальнейшие планы, сотрудница музея вежливо поинтересовалась, уверены ли мы, что мы действительно хотим на остров в такую погоду (да и катера в такой ураган обычно не ходят). Мы в ответ скромно кивнули и вышли наружу. Нас подхватило порывом ветра и принесло прямиком к Староладожскому каналу.
По Ладожскому озеру проходили пути Вышневолоцкой водной системы (мы уже сталкивались с ней в Вышнем Волочке, Торжке и Великом Новгороде). И эта часть маршрута являлась одним из её слабых мест: попадая в озеро из реки Волхов, «плоскодонкам» приходилось иметь дело с тем самым «лёгким ветерком», с которым столкнулись и мы. В результате немалая часть судов оказывалась либо разбита, либо перевёрнута. Долго так продолжаться не могло – и тогда по велению Петра I началось строительство канала вдоль берега, в обход озера.
Строился он довольно долго – аж целых 12 лет. В итоге выяснилось, что проект канала содержал в себе ряд недочётов, из-за которых уровень воды в канале не позволял вести какое-либо судоходство. Чтобы это исправить решено было смонтировать на нём систему шлюзов, а в наиболее засушливые годы уровень воды поддерживался с помощью паровых насосов. Но и это его не спасло – в результате засухи 1826 года он пересох. В конце концов решено было, что добиваться более-менее устойчивой работы от канала выйдет дороже, чем построить новый – и в середине XIX века параллельно ему был построен другой – Новоладожский канал. А старый был в конце концов заброшен, окончательно засох и зарос. Сегодня он более-менее напоминает канал только у истока (Новая Ладога) и устья (Шлиссельбург). На остальной же протяжённости это – просто заросшая канава

Поперёк канала красуется насыпь, сделанная ради осушения устья с последующим ремонтом моста (который, как я понял, не сказать, чтобы очень состоялся)


А вот и тот самый мост, опоры которого сохранились ещё с 1833 года


Красная (да-да!) площадь и её дореволюционная застройка


Совсем маленький гостиный двор конца XIX века




Шлиссельбургский шлюз перестраивался дважды: в 1800-06 годах устье канала вместе со шлюзом было перемещено на новое место, а в 1822-33 годы, как раз после той самой засухи, шлюз и устье были облицованы гранитом, сохранившимся до наших дней. Тогда же появился и тот самый разводной мост с гранитными колоннами.

Кажется, этот шлюз – самое ветреное место во всём Шлиссельбурге


Благовещенский собор и часовня неплохо смотрятся с противоположного берега


Пробуем рассмотреть остатки шлюза поближе


На этом кадре первоначально горизонт был завален градусов на двадцать. Вот и представьте, какой силы был порыв ветра, вынудивший меня накрениться под таким углом


Здесь заканчивается Староладожский канал и начинается Нева


Мы с великим сомнением посмотрели в сторону пристани и увидели там причаливающий катер. Значит – крепости быть!
Закупаемся билетами, грузимся внутрь раскачивающегося и подпрыгивающего на волнах катера, ждём отправления. И вот мы наконец отчаливаем.

По пути катер огибает старый пирс, отделяющий устье Новоладожского канала от Невы


На пирсе красуется довольно необычный памятник путейцам-речникам


Ещё один достопримечательный объект на пирсе – это руины моста


Я оказался единственным пассажиром катера, решившим, вопреки «лёгкому ветерку», остаться на палубе и заснять все этапы нашего плавания. Все остальные грелись в салоне


Вот она, та самая крепость Орешек, построенная в XIV веке, перестроенная в тюрьму в XVIII веке, разбомблённая немцами в XX веке и частично восстановленная в наши дни


Пока мы причаливали, я заметил на берегу человека, который дрожащими от холода руками держал стакан с кофе и пытался его выпить, что как бы само собой намекало на чрезвычайную яркость впечатлений, ожидавших нас на острове


Как показали дальнейшие события, права была сотрудница музея, описывая нам погоду на острове. Если в Шлиссельбурге – ураганчик, то на Ореховом острове – ураганище. И ощутили мы это сразу, едва сойдя на причал.
Однако – гуляем дальше…

Государева (воротная) башня (восстановленная) и остатки Государева бастиона XVIII века.


Сквозь ворота в этой башне, по подъёмному мосту, можно попасть внутрь крепости (предвари- тельно заплатив за билеты). Но – не всё сразу – сначала прогуляемся вокруг крепостной стены


Справа – ещё одна восстановленная башня – Головина с остатками одноимённого бастиона Участок стены между этими башнями также подвергся евроремонту




А вот как выглядит нереставрированная стена, начинающаяся за Воротной башней


Остатки Меншиковой башни, разобранной в 1818 году


Именно в те годы крепость была превращена в политическую тюрьму


Королевская (Нарышкина) башня тоже восстановлена (кстати, довольно сомнительно восстановлена – похоже на обычный красный кирпич, покрашенный серой краской). Рядом с башней, на Нарышкином бастионе, есть остатки артиллерийской позиции начала XX века


Огибаем башню с севера – и видим ещё один участок нереставрированной стены


Вот оно, Ладожское озеро. Это – то самое место, где из него вытекает Нева, собирая в себя воды великого множества рек и речушек, впадающих в озеро. И здесь постоянно – то устанавливается штиль, то порыв ветра так и норовит впечатать вас в крепостную стену. Словом, если у вас есть какие-то сомнения относительно причин строительства Староладожского канала – приезжайте сюда именно в такую погоду, и все вопросы у вас отпадут раз и навсегда.


А вот Флажная башня так и осталась в руинах. По-видимому, в Великую Отечественную сюда попал немецкий снаряд


А вот теперь – заходим внутрь. Первое, что обязательно бросится вам здесь в глаза, это – руины Предтеченского собора XVIII века. Руинами он стал как раз в Великую Отечественную, когда небольшой гарнизон удерживал крепость в течение 500 дней, не позволяя немцам переправиться на правый берег и окончательно замкнуть кольцо блокады. Именно тогда всем строениям на территории крепости досталось по полной программе, в том числе – и этому храму


Долгие годы велись споры о том, что же делать с этими руинами. Одни предлагали – восстановить, другие – накрыть стеклянным куполом и сохранить как память об обороне крепости. В результате решили не делать с ней ничего. Точнее, на её основе был сформирован мемориальный комплекс




А вот то самое, что мечтают увидеть все заключённые мира – руины тюрьмы


В былые времена здесь в тюремных стенах сиживало множество замечательных людей из числа декабристов и революционеров


Холм перед тюремным корпусом – остатки какого-то древнего строения


Одна из двух выставленных здесь 76-мм дивизионных пушек ЗИС-3


Развалины ещё одного тюремного корпуса


Это здание построено ещё при Петре I как казармы, но позже перестроено в тюрьму. Заключённые называли этот корпус зверинцем за характерный внешний вид (задняя стена была полностью глухой, а передняя, с окнами, полностью – от пола до потолка – зарешечена, чем и напоминала клетки в зоопарке)


И снова четвёртый тюремный корпус. Рассматриваем следы попаданий немецких снарядов


Тем временем, мы поднялись по ступенькам в крытый коридор, проходящий по всей длине восстановленной части крепостной стены. Вот, что отсюда видно




Сладкий сон заключённого – увидеть свою тюрьму именно в таком состоянии




Механизм подъёма моста


Полосатое строение слева от тюрьмы – это, как ни странно, кафешка (которая, как ни странно, работает даже в такую погоду)


А тем временем порывы ветра, становившиеся всё сильнее и всё холоднее, навязчиво намекали нам, что пора завязывать с прогулками по тюремным руинам, и самое время вернуться на катере в город.
На самом деле, это – ещё далеко не вся территория крепости: есть ещё два сохранившихся в неплохом состоянии тюремных корпуса и остатки цитадели, но нам как-то уже хватило впечатлений (даже чересчур) – и мы двинули в сторону причала. По пути я всё-ж-таки прихватил в кафешке стакан горячего кофе и…

…Ах да, чуть не забыл. Вот же – остатки тех самых, ещё новгородских, стен! По крайней мере, именно так их нам отрекомендовала сотрудница краеведческого музея Именно здесь находился вход в ту, самую первую, крепость на Ореховом острове. Нынешние же стены построены позже, при шведах


Последний взгляд с причала на это необычное место – и отправляемся в город


В городе мы какое-то время приходим в себя после столь экстремального климатического приключения в ближайшей пиццерии, после чего отправляемся гулять дальше.

А вот и творение XIX века – Новоладожский канал


Как я уже писал выше, к первой половине XIX века Староладожский канал оброс целой системой «примочек» и «затычек», при помощи которых делались попытки обеспечить на нём хоть сколько-нибудь стабильное судоходство. Попытки были не сказать, чтобы очень успешными, да и кардинальная реконструкция оказалась тогдашним строителям не по зубам. В конце концов в Департаменте сухопутных и водных путей плюнули на всё это безнадёжное дело и решили построить всё заново и по-человечески. И тогда параллельно старому появился новый канал, получивший имя в честь императора Александра II


Новый канал не имел, в отличие от прежнего, ни единого шлюза и был построен столь удачно, что сохранился в судоходном состоянии до наших дней




Немного застройки в центре города


Этот маяк – не просто элемент декора, а памятник воинам-работникам Невско-Ладожского технического участка


Небольшая экспозиция корабельных орудий под открытым небом


И на закуску – ещё одни живописные руины чего-то такого старенького (судя по кладке)


Ну вот и всё. Влезаем в тёплый салон питерского автобуса и возвращаемся обратно в Питер, чтобы завтра посетить ещё одно интересное место – город Пушкин (он же – Царское село).
Продолжение – скоро…

    Содержание
  1. Офигевшие путешественники опять не дремлют. Кронштадт, часть I. Прогулка под дождём и осада пиццерии
  2. Офигевшие путешественники снова под дождём. Кронштадт, часть II. Репортаж из морских глубин
  3. Экстремальный туризм, дубль три. Шлиссельбург. Лёгкий ладожский ветерок и мечта всех заключённых
  4. Полоцк за один день, часть I. История книгопечатания и проблема ночных поездов
  5. Один день в Полоцке, часть 2. Фейерверк от Петра I и привет из глубины веков
  6. По окрестностям Питера, дубль четыре. Пушкин. По Царскому Селу лёгким галопом



This entry was originally posted at https://pilottttt.dreamwidth.org/316075.html. Please comment there using OpenID.
Tags: достопримечательности санкт-петербурга, питер и область, поездки, путешествия, санкт-петербург и ленинградская область, туризм, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments