Пилот НЛО (pilottttt) wrote,
Пилот НЛО
pilottttt

Categories:
  • Location:

Офигевшие путешественники опять не дремлют. Кронштадт, часть I. Прогулка под дождём и осада пиццерии

Кронштадт встретил нас дождём, начавшимся, едва только наша маршрутка въехала на остров. В дальнейшем за всё время нашего пребывания в этом городе погода колебалась между «просто дождь», «слегка дождь» и «совсем дождь». Но нас это всё равно не остановило – так что вот вам длиинная дождливая прогулка по этому легендарному островному городу в Финском заливе.
Кстати, до недавнего времени попасть в Кронштадт можно было исключительно по воде и при наличии специального разрешения – город был закрытым. Теперь же, с появлением дамбы, сюда можно попасть на маршрутке или автобусе сразу из нескольких районов Питера.

Первым, что мы увидели, выбравшись из маршрутки, оказался Гостиный двор начала XIX в.


Вообще, все гостиные дворы на территории России так или иначе напоминают аналогичное строение в Питере. Кстати, по-современному это здание можно было бы назвать торгово- складским комплексом с гостиницей для иногородних коммерсантов (по крайней мере, именно эти функции изначально выполняли все гостиные дворы)


Где-то здесь мы залезли под навес и стали раздумывать о дальнейших судьбах нашей поездки. А пока – немного исторической инфы.
С самого начала своего существования городу Кронштадту, что на острове Котлин, была отведена роль палки в колесе, занозы в заднице, больших граблей, на которые неизбежно должны были наступить все, кто попытается приблизиться к Питеру с моря, имея при этом недостаточно дружественные намерения. И даже сам момент рождения города связан с чем-то таким похожим: шведская флотилия, до того времени контролировавшая весь Финский залив, вернувшись с зимовья, неожиданно наткнулась на невесть откуда взявшийся посреди залива форт, ни под каким предлогом не позволяющий кому-либо постороннему пройти по фарватеру. И даже на следующий год, придя с подкреплением, шведы не смогли преодолеть эту преграду. Кстати, командовал фортом на тот момент не кто иной, как адмирал Корнелиус Крюйс – человек-легенда с яркой биографией, де-факто создавший практически на пустом месте российский военный флот (де-юре сие достижение числится за Фёдором Головиным). Сам же форт был построен за одну зиму из заранее заготовленных на берегу стройматериалов и получил название «Кроншлот» (нем. «коронный замок»). Уже потом на острове Котлин появилась крепость, постепенно переросшая в город Кронштадт (нем. «коронный город»), а в заливе возникла целая система фортов, защищающих подходы к Питеру.

Здания адмиралтейства (конец XVIII в.) и обводной канал. Ещё Екатерина II планировала перенести адмиралтейство из Питера в Кронштадт, ради чего был построен огромный комплекс сооружений, занимающий добрую треть города. С приходом же Павла I от этой затеи отказались. Так и стоят эти здания заброшенные, постепенно разрушаясь. Конкретно это – заброшенный угольный склад (посередине) и один из провиантных магазинов (слева).


Кстати, вот это самое место несколько раз фигурировало в фильме Владимира Воробьёва «Остров сокровищ» – пираты прошли на лодках по этому каналу перед погрузкой на «Испаньолу».


Местами даже крыша рухнула


Из таких провиантных магазинов суда снабжались всем, что можно есть


А вот и самое известное строение Кронштадта – Морской Никольский собор – самый большой из всех морских соборов России и главный собор военно-морского флота России. Ну а вообще – второй по величине в России после московского Христа Спасителя


Желание попасть внутрь не смогло пересилить длину очереди на входе в храм, стремительно растущую за счёт всё новых и новых туристов, прибывающих на экскурсионных автобусах. Посмотрели мы на это дело, сопоставили длину очереди с имеющимся временем – и пришли к выводу, что – либо мы попадём внутрь, либо увидим весь остальной Кронштадт. И мы решили гулять дальше


Рядом с собором, на Якорной площади, имеется вот такое уникальное в масштабах России явление – сохранившийся фрагмент чугунной мостовой. Когда-то, ещё в XIX веке, многие дороги в Кронштадте были замощены такими чугунными шашками (идея подсмотрена в США). Такое покрытие оказалось очнь прочным и износостойким и, если бы не война (когда понадобилось из чего-то отливать боеприпасы) – то и до сих пор бы дороги Кронштадта были умощены этим чугунным кружевом. Словом, на настоящий момент в городе осталось всего два чугунных участка: этот (по слухам – реконструированный) и – на Пеньковом мосту (там ничего не менялось с XIX в.)


Адмирал Макаров


Кстати, о Якорной площади. Думаю, все помнят из школьной программы про кронштадское восстание 1905 года. Некоторые даже вспомнят, что в 1921 году было ещё одно восстание (за коммунизм без большевиков). Так вот, оба эти восстания начинались вот прямо здесь, на Якорной площади.






Подобную картину здесь можно наблюдать практически постоянно и в самых разных частях города – людей в морской форме здесь очень много


Пешеходный Макаровский мост был построен к моменту освящения Морского собора – специально, чтобы император Николай II смог дойти до места действия пешком и кратчайшим путём.




Арсенал




На его стенах видны следы обстрелов Великой Отечественной


На берегу


В гавани наблюдается изобилие военных судов


А вот к маяку очень скоро мы попытаемся приблизиться




Вход в Петровский док (ныне, как и адмиралтейство, полностью заброшен). Здесь мы напоролись на перекрытый на ремонт Доковый мост, что вынудило нас идти в обход вокруг дока


Казарма Первого учебного морского экипажа (XIX в.) Тоже успешно заброшена


А вот вам снова одно из зданий адмиралтейства


И – уже знакомый нам заброшенный угольный склад


Это, как я понял, «дерево желаний»


Памятник котелку. Такие примерно котлы применялись на шведских судах времён Петра I. Считается, что именно благодаря им остров Котлин получил своё название




Шпиль непонятного назначения


Служебный корпус Итальянского дворца (XIX в). Ныне, по некоторым данным – военный объект (а по виду – стопроцентная заброшка)


Синий мост, на одной из опор которого находится…


…находится кронштадский футшток – старейший футшток в России и один из старейших уровневых постов в масштабах Мирового океана. От нулевой отметки на этой рейке отсчитываются все высоты и глубины на всём постсоветском пространстве


По другую сторону моста – памятник блокадной колюшке


В блокаду, когда все запасы еды в городе были съедены, а вся промысловая рыба в заливе выловлена, кронштадцы обратили внимание на эту небольшую рыбку, до того момента считавшуюся у рыбаков сорной. Из неё готовили уху и котлеты, и это позволило жителям города протянуть до конца блокады


А по другую сторону канала находится здание мареографа


Мареограф – автоматический регистратор уровня воды – находится здесь с 1951 года


А рядом с мареографом – Итальянский дворец (точнее, его основной корпус) – старейшее здание города, построенное в 1724 году. Здание мареографа хоть и на два века моложе, но построено в похожем стиле и вполне гармонирует с дворцом. Дворец изначально строился для Апраксиных, но позже в нём разместился кадетский корпус




Всего лишь навсего подъёмный кран XIX века на берегу Итальянского пруда


А за прудом – рыбные ряды XIX в.


Голландская кухня (1805 г.) снабжала едой суда, стоявшие в порту




Батарея «Князь Меншиков» (середина XIX в.) – одна из множества защищавших город от непрошенных гостей


И снова Итальянский дворец


Задний створный маяк Кронштадского рейда (деревянный!). Мы честно пытались туда подобраться, но было всё закрыто. Как я понял, вход туда открыт только по воскресеньям (там находится музей батискафов), но нам не повезло приехать в четверг…


А вот он, на заднем плане, форт Кроншлот – тот самый, с которого началась история города (правда, с тех времён сильно перестроенный). На некоторые из кронштадтских фортов можно попасть на экскурсионном катере (на одном даже есть музей маячного дела – очень жалею, что мы туда не добрались), другие же форты совсем заброшены и лежат в руинах. Слева в кадре – батарея «Князь Меншиков»


А теперь попробуем разобраться с маяками. Тот, что слева (красный), это – Нижний Николаевский (створный задний), построенный в 1857 году. Он работает в паре со вторым Николаевским (створный передний) – он маленький и его не видно за бастионом. Тот, что справа (полосатый), это – задний створный маяк Морского канала (1898 года постройки, он стоит на рукотворном островке позади Кроншлота). То, что в середине кадра (белое), это – вообще не маяк, а заброшенная станция службы движения.


А теперь – всё вместе.


Створные маяки всегда работают в паре: передний и задний. Задний всегда заметно выше переднего. Это позволяет по взаимному расположению огней этих маяков определить, с какой стороны от фарватера находится судно. Если оба огня видны на одной вертикали – значит судно находится в фарватере. К примеру, целясь в тот белый маяк, что на предыдущем кадре (он – задний в паре) и сопоставив его огонь с передним (он не попал в кадр), можно без особых хлопот найти вход в Купеческую гавань даже в кромешной тьме

Ещё раз рассмотрим бывшие рыбные ряды в новом ракурсе


На тот момент мы оба уже основательно вымокли, и потому решено было идти обратно – сушиться в Кронштадском морском музее. Ну или, если там не повезёт – в каком-нибудь ресторанном заведении.

И снова синий мост и обводной канал


Фонтан возле Гостиного двора


Колонны гостиного двора


В Морском музее нам всё-ж-таки не повезло – он оказался закрыт на ремонт. С ресторанами всё оказалось ещё интересней. Да, рестораны в Кронштадте есть. И они даже работают. И их даже много. Но практически все они, без исключения, забиты экскурсантами с большой земли – так что, если вы не забронировали себе столик ещё хотя бы с утра (а ещё лучше – с предыдущего дня) – то будете ходить по городу голодными, промокшими и злыми (ну или добрыми {но всё равно промокшими и голодными}). Каким-то чудом мы всё же нашли пиццерию, где был свободный столик на веранде (почти что под открытым небом) – за ним мы и засели. И как только в помещении освободились места – мы в два прыжка переместились туда. И там уже сушились.
Словом, выезжая в Кронштадт – учитывайте фактор толпы туристов.

Здешняя фауна


А теперь мы направляемся в другой конец города. Заброшенное здание канатного завода – тоже часть несостоявшегося адмиралтейства


А это – только не пугайтесь – водонапорка. Нет, я ничего не перепутал, и это – не особняк какого-то там князя. Это – именно водонапорка, и это – одно из интереснейших мест города, ибо в этой бывшей водонапорке находится музейная экспозиция «Тайны затонувших кораблей». По самой экспозиции мы погуляем в следующем посту (она большая), а пока – просто рассмотрим это строение XIX века


Рядом с ним – один из остатков мощной крепостной стены, некогда окружавшей весь город


А перед ним – экологическая выставка (скульптуры, созданные из мусора)


















Ну, на этой экологической ноте и завершу свой первый кронштадский пост.
А в следующий раз мы погрузимся в мир морских глубин и затонувших кораблей, а также – о чудо! – всё-таки прорвёмся внутрь Морского собора. Ну и увидим ещё кое-что интересное.
Продолжение следует…

    Содержание
  1. Офигевшие путешественники опять не дремлют. Кронштадт, часть I. Прогулка под дождём и осада пиццерии
  2. Офигевшие путешественники снова под дождём. Кронштадт, часть II. Репортаж из морских глубин
  3. Экстремальный туризм, дубль три. Шлиссельбург. Лёгкий ладожский ветерок и мечта всех заключённых
  4. Полоцк за один день, часть I. История книгопечатания и проблема ночных поездов
  5. Один день в Полоцке, часть 2. Фейерверк от Петра I и привет из глубины веков
  6. По окрестностям Питера, дубль четыре. Пушкин. По Царскому Селу лёгким галопом



This entry was originally posted at https://pilottttt.dreamwidth.org/315610.html. Please comment there using OpenID.
Tags: достопримечательности санкт-петербурга, питер и область, поездки, путешествия, санкт-петербург и ленинградская область, туризм, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments