А за аптекой – ещё один отличный вид
Вот он Успенский собор, вокруг которого мы уже ходили в прошлом посту
Как я и говорю, закоулки во Владимире местами довольно колоритны
Художник
А рядом – кузница. Причём действующая. Причём – с мастер-классами (но только в день нашего приезда она, конечно же, оказалась закрыта)
Одно из изделий этой кузницы
А закоулки становились всё колоритней
За кузницей – ещё одна обзорная площадка с ещё одним неплохим видом
А мы тем временем оказались на пешеходной Георгиевской улице. Слева – храм Георгия Победоносца. Кстати, если присмотритесь к макету Владимира XII века из предыдущего поста – то там этот храм тоже присутствует, только там он немного другой. Дело в том, что в том самом, первом храме в 1778 году произошёл пожар, внутренние деревянные конструкции выгорели и стены стали разрушаться. Тогда старый храм был разобран, а новый построен на том же фундаменте и из того же материала, но выглядящий уже по-другому.
Шалопай
Гуляя по этой улице, вам временами будет казаться, что вы провалились куда-то в XIX век.
И – да, пешеходная улица – это вовсе не обязательно очередной клон московского Арбата. Так, на мой взгляд, гораздо атмосферней
Пожарный
…и его спецтехника
Слева – Спасская церковь, построена в XVIII веке на фундаменте одноимённой церкви времён Андрея Боголюбского и с некоторой оглядкой на её внешний вид (хотя без барокко тут всё равно не обошлось). А прежнюю церковь вы тоже найдёте на макете из предыдущего поста (там она – чуть правее Золотых ворот). Справа – храм Николая Чудотворца (конец XVII века). А ещё это – то самое место, где ордынское войско проломило крепостную стену и ворвалось в город
Водонапорка стоит практически на крепостном валу.
В середине XIX века, когда проектировался первый владимирский водопровод, высказывались мысли превратить в водонапорную башню Золотые ворота. Но в конце концов решено было оставить ворота XII века в покое и построить отдельную водонапорную башню, что и было сделано в 1868 году. Проработала она по назначению до 50-х годов XX века, и сейчас в ней располагается музейная экспозиция. Так зайдём же внутрь
Экспозиция внутри посвящена Владимиру XIX века
Кстати, где-то вот здесь я открыл для себя второе назначение фонарных столбов тех времён – без его помощи вы ну никак не залезете на такой «пенни-фартинг»
Многое здесь посвящено предпринимательской деятельности конца XIX – начала XX веков: эмблемы, вывески, торговые марки…
Немного об извозном промысле
Ещё одна фирменная особенность этого музея – обо всём рассказывают не тексты, составленные современными учёными, а цитаты из печатных изданий тех самых лет. Вот вам, к примеру, горькая правда о Владимире XIX века, что называется, из первых рук
И тут же иллюстрация
Или вот ещё – не очень утешительный материал из того же издания об общем уровне культуры
И сразу пример одного из печатных изданий, имевших в городе определённую популярность (кстати, копию такой газеты можно приобрести здесь же, в музее)
Кстати, в этой газете попадаются довольно забавные объявления. Например:
КИНЕ-РЕЖИССЕРЪ
(военный), 26 лѣтъ, серьезный, ищу жену-друга, любящую искусство, съ капиталомъ не менѣе 40,000 рубл. для собственнаго производства кинематоргафическихъ лентъ, барышню или вдову не старше 35 лѣтъ. Званiе и красота безразлично. Прошу писать серьезно. Москва, Леонтьевскiй 17, ред. Е.П. Сидоровой.
Ещё одна достопримечательность Владимира – это Владимирский централ, тюрьма для особо опасных преступников, построенная ещё при Екатерине. Примерно так выглядел кабинет начальника тюрьмы в конце XIX века
Ах да, мы же всё ещё находимся в водонапорной башне XIX века. И теперь мы залезаем на самый её верх.
А на самом верху здесь – смотровая площадка
Вот они – Спасская и Никольская церкви, мимо которых мы только что проходили
Где-то там внизу подо льдом спряталась река Клязьма
И тут солнце нам подарило совершенно волшебный закатный свет, окрасивший весь город в золотые тона
И мы сбегаем вниз с тем, чтобы успеть заснять всё, что только возможно, в этом золотом сиянии. Вот, кстати, те самые Золотые ворота, которые я уже столько раз упоминал. Почему-то вот именно при таком освещении становится понятно, почему их так назвали. Итак, Золотые ворота – единственные из сохранившихся городских ворот Владимира, построенные в 1164 году всё тем же Андреем Боголюбским. С тех пор ворота несколько раз горели и перестраивались. К примеру, круглые башенки по углам пилонов были пристроены в XVIII веке (первоначально их там не было)
Согласно распространённой легенде, в 1767 году карета Екатерины II застряла в луже при попытке проехать через арку ворот. Данное событие произвело на императрицу неизгладимое впечатление, и она повелела в кратчайшие сроки срыть прилегающие к воротам валы и устроить вокруг них объездную дорогу. Исполнили – так уж исполнили: тот вал, что слева от ворот, вообще сравняли с землёй, а на правый (Козлов вал) энтузиазма уже не хватило, просто сделали проезд справа от ворот. Так и по сей день дорога огибает ворота с обеих сторон
Вот оно, место застревания Екатерины II
А так они выглядят с остатков Козлова вала
А вот и сам Козлов вал. Где-то здесь стояла деревянная крепостная стена
Троицкая церковь (она же – красная церковь {она же – музей хрусталя}) – последняя дореволюционная постройка Владимира (1916 г.) и первая старообрядческая церковь этого города
А ещё чуть дальше – католический храм Святого Розария Девы Марии (1894 г., неоготика)
А теперь – немного модерна. Здание бывшего реального училища начала XX века
Памятник провинциальным актёрам (стоит, как и положено, возле театра)
Спускаемся вниз в поисках неведомо чего, по пути снимая всё, что там есть колоритного
Например – церковь Николы на Галеях (XVIII в.)
Здешний рельеф (Николо-Галейская улица). Да, берега Клязьмы местами очень круты
Остаток чего-то кирпичного среди деревянной застройки. Интересно, что это такое было
Ну а теперь перемещаемся немного на север и выполняем вторую часть программы, обещанной заголовком этого поста (это я – про монастырские потёмки)
Итак, вот мы и на территории Княгинина монастыря. Вообще-то официально он – Свято-Успенский, а княгининым его называют в память о княгине Марие Шварновне, супруге князя Всеволода III, основавшей этот монастырь в XIII веке.
На территории внезапно оказалось как-то очень не по-монастырски колоритно
Я даже подумал было, не ошиблись ли мы опять дверью
Но понатыканные то тут, то там, надписи только подтверждали, что мы вошли туда, куда надо
Успенский собор Княгинина монастыря построен в 1500 году на фундаменте своего одноимённого предшественника 1200 года (почему в обоих случаях получились такие круглые даты – не знаю. Возможно, случайность)
Здесь же рядом стоит храм Казанской иконы Божией Матери, а где-то за ним торчат кресты Никитской церкви (она уже за территорией монастыря)
А так эта же церковь выглядит с другой стороны. Как-то очень необычно для церкви. А всё дело в том, что эту церковь в XVIII веке пристроили к другой, более старой церкви Иоанна Златоуста XVII века. По сути, она стала приделом более нового храма, к которому, в свою очередь, в XIX веке пристроили ещё один придел. Каждая из этих пристроек по отдельности выглядит в духе времени своего появления, так что всё вместе в совокупности производит впечатление какой-то странной эклектики
А вот и уже обещанная Никитская церковь, совсем уже в потёмках
В общем, какое-то неожиданное барокко XVIII века, больше напоминающее не церковь, а вполне себе гражданское строение тех времён
Золотые ворота в ночной подсветке
Большая Московская улица как была центральной девять веков назад, так и сейчас ей является. Для Росии это – довольно редкое явление, чтобы историческая планировка города сохранилась неизменной в течение стольких веков
Где-то возле ресторана, в котором мы поужинали (ну и заодно отметили день рождения Маши)
Вот и всё. Теперь – обратно на вокзал, в «Ласточку» – и домой.
— А как же самое главное? – спросите вы.
— А что самое главное?
— Ну как что? Владимирский централ – легендарное в некоторых кругах место.
Ну, в общем, да. На территории тюрьмы когда-то действительно был музей, в который можно было попасть организованной группой и по очень большой договорённости. Сейчас этого музея нет, а шариться по темноте вокруг тюрьмы для особо опасных преступников (пусть даже и XVIII века) – по-моему, романтика весьма сомнительная
- Владимир, часть I. Почти столица
- Набег на Владимир, часть II. Золото и монастырские потёмки
This entry was originally posted at https://pilottttt.dreamwidth.org/310763.html. Please comment there using OpenID.