Жигулёвский пивзавод построен в 1881 году австрийским подданным Альфредом фон Вакано. Так что именно его следует благодарить, открывая очередную бутылку «Жигулёвского». Справедливости ради отмечу, что «Жигулёвское» в Самаре и «Жигулёвское» в Москве – это два разных пива. Точнее, то, что в Самаре – это именно пиво, а то, что в Москве – это редкостная гадость
А вот и сам отец-основатель
Здесь же рядом можно купить разливное пиво в любых количествах (на двери даже висит предупреждение, что покупка только одной канистры пива ведёт вас к сколиозу). Ну и – да – если главной мечтой всей вашей жизни было поплавать в бассейне с пивом, то Самара – это одно из тех мест, где ваша мечта легко осуществима. В городе есть легенда о существовавшем когда-то пивопроводе от завода к одному из городских ресторанов
Заглядываем в заводские ворота. Вот насколько интересно и оригинально смотрятся промышленные постройки XIX века, и насколько на их фоне серо и скучно современные. Пусть они даже будут раскрашены в какой-нибудь «весёленький» цвет – всё равно они будут представлять из себя нечто унылое и малоэстетичное.
Кстати, если заранее созвониться с кем надо и договориться – вы получите полноценную экскурсию по помещениям завода
А так производственный цех смотрится с берега
Через дорогу от пивзавода стоит гостиничный корпус Иверского женского монастыря (чтобы за пивом далеко не бегать {щутко})
Попробуем рассмотреть территорию монастыря с разных точек
Колокольня с надвратной церковью воссоздана совсем недавно на месте снесённой колокольни конца XIX века
Справа в кадре – Храм в честь Иверской иконы Божией Матери. С некоторыми изменениями сохранился с момента постройки монастыря, хотя в советское время традиционно использовался не по назначению (в качестве обувной фабрики)
Сразу за монастырём возвышаются корпуса пивзавода, которые очень неплохо гармонируют с его постройками (к чему бы это?… [все неприличные шутки на эту тему оставляю на ваше усмотрение])
Вилоновская улица
И снова мы возле «пряничного» здания драмтеатра, только на этот раз – при свете дня
В дневное время дом Поплавского смотрится не менее колоритно, чем в ночное
А вот это странное здание по соседству я заметил только сейчас. Какая-то непонятная помесь модерна, брутализма и фиг знает чего ещё
Вы спросите, зачем мы пришли сюда во второй раз? А пришли мы сюда, чтобы увидеть то, что находится вот за этой малоприметной дверью. Вообще, малоприметные двери на постсоветском пространстве – это отдельная тема для исследований, ибо за ними может находиться абсолютно всё, что вы только можете себе представить. В частности, вот за этой малоприметной дверью находится бункер Сталина. Более того, как известно, все секретные бункеры именно за такими малоприметными дверями обычно и находятся
Схема бункера. Кабинет Сталина находится на самом низу. Выше располагаются всевозможные рабочие кабинеты, а на самом верху – технический этаж с системами жизнеобеспечения
Конструкция бункера собрана из точно таких же чугунных тюбингов, которые можно увидеть в «глубоких» ветках любого метро
Коридор, ведущий к основной шахте
Гермодвери. Все системы в бункере и поныне находятся в рабочем состоянии, так что в случае чего он может быть использован в качестве надёжного укрытия
Когда спускаешься вниз – ощущение, что идёшь по лестнице обычного жилого дома тех лет постройки
Единственное напоминание о том, что вы – не в жилом доме, а на секретном военном объекта – это надписи на дверях («Рабочая комната № 8»)
На промежуточных этажах сейчас располагаются вот такие экспозиции
Напоминание о том самом театральном буме – репертуар оперного театра на сезон 1941-42
Вот мы и в самом низу, приближаемся к кабинету Сталина
Интерьер кабинета сделан похожим на кабинет Сталина в Кремле (только чуть меньше)
На самом деле Сталину так и не довелось поработать в этих стенах. Опасаясь паники в связи со своим отъездом из Москвы (т.к. это было бы однозначно истолковано как сдача города), Сталин принял решение не эвакуировать военное командование и самому остаться в столице.
Толпа желающих запечатлеться за рабочим столом
Зал для заседаний
Тем временем нас догнала следующая экскурсия – и мы спешно выходим
А сейчас будет самое страшное. Дело в том, что в городе Самаре под страхом видеонаблюдения запрещено качаться на качелях
А объясняется это тем, что качели являются арт-объектом. Ну и что?… У нас по всей Лобне расставлены такие арт-объекты, только другого цвета. И на них качаются все, кому это захочется. Более того, если вы уж поставили свои качели в общественном месте – то, будь они хоть трижды арт-объектом – на них всё равно будут все качаться, и никаким видеонаблюдением вы людей оттуда не сгоните. Так что – да – мы сели и покачались
А вот он весь их арт-объект в целом
И то, что фонари у них установлены вверх ногами – это, возможно, тоже входит в главную концепцию арт-объекта «
Ну да ладно, покончим с арт-объектами и перейдём к Волге. Самара – один из немногих волжских городов, где водный общественный транспорт функционирует наравне с сухопутным. В подавляющем большинстве других городов подобные регулярные перевозки уже давно загнулись (вспомните хотя бы то, как мы добирались из Юрьевца в Завражье)
А мы тем временем находимся на причале за пивзаводом, с которого несколько раз в день отправляется прогулочный экскурсионный теплоход. Закупаемся билетами и стартуем
На палубе старенького теплохода народу было – не протолкнёшься
Теплоход отчалил – и аудиоэкскурсия бодро заголосила обо всём том, что находится на берегу по правому борту
Но голосила она недолго – вскоре аудиосистема успешно сломалась, так что всё остальное плавание проходило исключительно под звуки дизеля
Справа – ладья – символ города, слева – строящийся храмовый комплекс Серафима Саровского
Смотрится очень оригинально. По крайней мере, спутать его с каким-то другим храмовым строением будет невозможно
Загородная дача члена попечительского совета Ольгинской общины сестер милосердия Е. П. Сипиной (деревянный модерн, 1903 г.). Ныне – здание администрации парка
Замолчавшая навсегда экскурсия в самом начале пообещала нам раскрыть секрет места впадения реки Самары в Волгу. Что там за секрет – не знаю, могу только сказать, что город и река Самара являются в некотором роде тёзками реки Самур на юге Дагестана. По крайней мере, арабский путешественник X века Ахмед ибн Фадлан упоминает эту реку именно как «Самур»
Кстати, происхождение слова «Самара» и поныне является предметом больших дебатов
Как я уже писал, в Самаре есть много чего всякого разного, что ну никак не обойти за два дня. У кого хорошие глаза – найдут в центре этого кадра ракету-носитель «Союз» (она же – музей «Самара космическая»). Туда мы, к сожалению, не добрались
А вот и снова знакомый и неповторимый образ пивзавода. Значит – скоро причаливаем
Ещё один взгляд на монастырь – и отправляемся дальше.
Я вам обещал Буратино? Ну так вот вам Буратино.
А мы, тем временем, находимся на территории музея-усадьбы Алексея Толстого. Усадьба построена в 1882 году и принадлежала А.А. Бострому (отчиму А.Н. Толстого) с 1899 года и до её национализации в 1918 г.
Внутри можно узнать много интересного о детстве и юности писателя
Творчество А.Н. Толстого невероятно разнообразно: от «Золотого ключика» до «Гиперболоида инженера Гарина» и «Аэлиты», от «Петра Первого» и до «Графа Калиостро» (того, по которому фильм «Формула любви»)
Это – пожалуй, единственный музей, в котором все часы находятся в рабочем состоянии. Обычно они просто висят в качестве музейных пылесборников
Один из этих бравых джигитов – Алексей Толстой
Карикатура за авторством Бориса Липатова. Согласно нумерации:
- А.Н. Толстой
- Марьяна Толстая (дочь)
- Павел Толстой
- Собственно автор карикатуры
- Фефочка
А вот вам снова много исторической застройки
А я предупреждал, что её будет много ;)
Бывший доходный дом Д.Е. Челышова (ныне – жилой)
Кстати, на Викимапии есть фотография, где этот дом ещё с двумя шатрами
И ещё немного модерна
Вознесенский храм – старейший в городе (1847 г). К моменту нашего появления храм был, конечно же, закрыт. В храмовый двор въехал человек на велосипеде, а вышли оттуда две цыганки. Перечисленные события привели нас в некоторую степень удивления
Всего лишь навсего министерство образования
Ну а это уже – современная имитация одной из башень Самарского кремля (от коего на настоящее время практически ничего не осталось)
В конце концов мы настолько увлеклись всей этой застройкой, что на вокзал пришлось мчаться с довольно немаленькой скоростью (да и трамваи как на заказ все куда-то подевались). Так что сфоткать здание Самарской хоральной синагоги мы тупо не успели, хоть и промчались в непосредственной от неё близости
P.S. А на поезд мы всё-таки успели. И потому в следующем посту вы увидите наконец загадочный город Кыштым и некоторые его не менее загадочные окрестности. Ну и ещё – немного по-прежнему сурового Челябинска.
Ждём продолжения!
- Поездка с размахом. Самара, день первый. Почти столица, модерн и Эльдар Рязанов
- Самара, день второй. Торжество абсурда, Буратино и бункер Сталина
- Кыштым. Демидов, инопланетяне и ядерные ёжики
- Тобольск. Ермак, декабристы и сибирская осень
- Тобольск, гуляем дальше. Офигевшие путешественники в тобольской тюрьме
This entry was originally posted at https://pilottttt.dreamwidth.org/302188.html. Please comment there using OpenID.