Город встретил нас моросящим дождём и своей феерической застройкой.
Но потом вы приходите к мысли, что этого всего здесь слишком много, и такими темпами вы в первый же день получите полный «Card full»
И всё равно у вас каждый раз руки чешутся заснять ещё какое-нибудь интересное строение начала XX века – будь оно хоть десятым, хоть трёхсотым на вашем пути
Да. Как это ни удивительно, но Самара – чуть ли не единственный российский город, где историческая застройка сохранилась в таких колоссальных количествах (ну – не считая Питера).
В большинстве городов историческая застройка – это отдельные дома, сиротливо торчащие на фоне советских панельных зданий или современных похожих друг на друга нагромождений из стекла и бетона. Здесь же это – целые кварталы одной сплошной купеческой застройки начала прошлого века
Гуляя по этим улицам, в какой-то момент можно подумать, что вы оказались в 190-каком-то там году (ну – если не обращать внимание на машины и т.д.)
Однако, здесь присутствует тот же эффект, что и в Казани: на центральных улицах всё с иголочки, а, отойдя несколько в сторону, вы обнаруживаете там что-нибудь вот такое
Или даже такое
Но стоит вам свернуть обратно – как всё снова становится нарядным
Здание Самарской епархии РПЦ
В Самаре есть много чего самого-самого. Например, это – ни больше ни меньше – самая большая площадь в Европе
Нет, это – не здание областного правительства. Это – театр оперы и балета
А через дорогу – вот такое интересное здание Самарской областной академии (оно же «Теремок»)
Забивака
Бывшее здание Центрального телеграфа (оно же – «Радиодом»). В 1941-42 в Самару (тогда именовавшуюся Куйбышевым) были перенесены из Москвы почти все столичные функции (кроме военного командования). Так что Левитан со своим традиционным «От советского информбюро…» вещал откуда-то отсюда.
А вот и одно из наиболее примечательных строений центра Самары – дом Курлиной (он же – Музей модерна). Слева в кадре виднеется зелёное правое крыло «Радиодома», который на поверку оказался сильно видоизменённым образцом конструктивизма. Справа – костёл Пресвятого Сердца Иисуса 1906 года постройки. А совсем справа – Музей-усадьба Алексея Толстого. Но о Толстом – несколько позже. Пока – попробуем попасть в этот дворец самарского модерна
Костёл, как он выглядит со двора дома Курлиной
Внутри всё выглядит очень и очень феерично
Начиная от витражных окон, узор которых ни разу не повторяется…
…и заканчивая потолками – всё здесь приковывает к себе внимание
Это – всего лишь деталь двери…
А вот представьте: приходите вы вечером домой с работы, открываете входную дверь – вот такую:
Включаете свет…
Наливаете чай…
К чести модернистов, стоит сказать, что им-таки удалось соединить буйство с уютом и практичностью
Мебель смотрится не менее буйно, чем окна и потолки
Этот шкаф стоил музею какой-то охрененной суммы денег. Но чего только не сделаешь ради модерна
Все камины в доме – имитация. На самом деле отопление в доме калориферное – от печи, находящейся в подвале
Когда я слышу о калориферном отоплении – я почему-то сразу вспоминаю ханские бани в Дербенте, калориферная система которых исправно функционировала в течение трёх веков – до тех пор, пока учёные не решили посмотреть, как она устроена.
А в подвале дома – довольно странная экспозиция, посвящённая истории искусства. Здесь вы можете, например, прилепить руки к Венере Милосской
Вылезаем наружу. Историческая застройка напротив костёла по-прежнему продолжает впечатлять
А вот и он сам, как он виден с противоположной стороны улицы
Усадьбу Толстого мы решили отложить назавтра
Всего лишь рисунок на стене…
…Ах, да! Это же – дом, в котором жил Эльдар Рязанов
Кстати, вот и он сам
Самара для Рязанова – почти то же, что и Юрьевец для Тарковского – места детства. В этой комнате жила семья Рязановых на момент рождения Эльдара, здесь же прошли для них и годы эвакуации.
В годы войны в Самару переместились практически все московские театральные коллективы – так что на сцене здешнего областного театра в те годы можно было увидеть чуть ли не вообще всех и всё. Именно тогда Рязанов крепко увлёкся театром, что привело его сначала во ВГИК, а потом – и в большое кино
И снова модерн. Только на этот раз – филармония, построенная в 80-е годы XX века. Здание стоит не наравне в остальной застройкой, а чуть в глубине – таким образом авторы проекта обеспечили место под строительство входа в будущую станцию метро. Метро в Самаре есть, но оно практически всё находится за пределами исторического центра – так что мы туда ни разу не спускались
И снова руки чешутся снимать всё подряд. Вот вам, к примеру, дом, декорированный почему-то шестиконечными звёздами
А из-за кустов торчит ещё одно из наиболее примечательных здешних строений – особняк И.А. Клодта
А вот вам лютеранская кирха Святого Георга середины XIX века
Отправляясь в Самару – будьте готовы к тому, что там гораздо больше интересного, чем упомянуто в материалах интернета
И в какой-то момент придёт осознание того, что двух дней на этот город катастрофически мало
И причём это мы ещё не выходили за пределы исторического центра
Сворачиваем в сторону набережной в поисках исторической мечети конца XIX в. – и обнаруживаем на её месте стройплощадку (на месте старой мечети строится новая). Ну что ж – не судьба.
За то на набережной мы обнаружили бурлаков. Да-да, тех самых
И застали живописный закат
И в тот самый момент, когда солнце вот-вот должно было скрыться за горизонтом, оно вдруг скрылось за тучей
Ещё на набережной (которая, кстати, считается самой длинной из всех набережных волжских городов) можно повстречать небезызвестного тов. Сухова
Если кто помнит, по сюжету соответствующего фильма он всё стремился попасть в Самару, куда и писал письма для разлюбезной Катерины Матвеевны
Это – всё, что осталось от заката
А теперь – похулиганим ;)
Обнаружилось где-то во тьме
«Пряничное» здание Самарского драматического театра в псевдорусском стиле, построенное в 1888 году. Именно в этом здании в 1941-42 годы и происходил тот самый театральный бум
А через дорогу от него сразу бросается в глаза дом Поплавского, построенный на рубеже XIX-XX веков
Но на улицах Самары уже стемнело, и мы отправляемся в гостиницу – отдыхать и отсыпаться.
А впереди нас ждёт ещё один пост про Самару, в котором мы залезем глубоко под землю, употребим пиво и совершим нечто запретное.
Ожидайте продолжения!
- Поездка с размахом. Самара, день первый. Почти столица, модерн и Эльдар Рязанов
- Самара, день второй. Торжество абсурда, Буратино и бункер Сталина
- Кыштым. Демидов, инопланетяне и ядерные ёжики
- Тобольск. Ермак, декабристы и сибирская осень
- Тобольск, гуляем дальше. Офигевшие путешественники в тобольской тюрьме
This entry was originally posted at https://pilottttt.dreamwidth.org/301933.html. Please comment there using OpenID.