Итак, идея прокатиться в те края у нас витала уже давно. Тем более, что Старица – один из немногих городов на Верхней Волге, где мы ещё не были, а Торжок – ну, тоже интересный город (и тоже один из немногих городов Тверской области, ещё не охваченных нашими покатушками). И вот наконец на восьмые марта мы сели в автобус и поехали.
Для начала – тем, кто захочет повторить наш маршрут – сообщаю: Торжок – город довольно известный среди туристов и, кроме того, стоит на трассе Москва-Питер, так что гостиницы в Торжке – либо дорогие, либо совсем никакие. Старица же наоборот – малоизвестна и стоит на отшибе, так что гостиничные цены там вполне себе бюджетные. Оценив всё это в совокупности, мы решили начать со Старицы, провести две ночи в тамошней гостинице со страшным названием «Особняк на Карла Маркса» и рано утром двинуть в Торжок (с тем, чтобы вечером того же дня и уехать).
Итак, садимся в автобус и стартуем.
Кстати, о дороге. Помните моё описание дороги на север от Кашина? Так вот, когда мы свернули с трассы Р90 на Старицу, я сделал вывод, что возле Кашина это были ещё только цветочки. Дорога на Старицу может быть описана фразой «Возможно присутствие асфальта в следовых количествах». Водитель практически всё время был занят тем, что старательно объезжал ямы и колдобины. На всей этой дороге нам встретились только три машины, одна из которых уже была поломана. В какой-то момент я поймал себя на мысли, что мы едем куда-то, куда давно уже не ступала нога человека. Хотя, когда мы всё-таки доехали, Старица оказалась вполне себе обитаемым и даже в определённой мере уютным городком.
Ну да ладно, хватит слов – переходим к фоткам.
Аптекарский переулок (улица-лестница)
Честно говоря, сама лестница оказалась убитой практически до нуля и покрытой льдом, так что спускаться мы по ней не стали, а вместо этого пошли гулять в сторону Нового городища
Белокаменные кузницы (изначально их было намного больше, а сохранились только эти)
Церковь Параскевы Пятницы (между валами городища и берегом Волги). Заброшена. Вообще, приготовьтесь увидеть в этом посте ещё множество живописных заброшенностей – в Старице их больше, чем в Феодосии – армянских храмов
Какое-то очень неожиданное архитектурное решение. Говорят, если залезть внутрь – она оказывается гораздо объёмней, чем кажется снаружи. Но мы туда залезать не стали по причине обледенения всех подходов и залазов (да, на восьмые марта в Старице ещё лежал лёд)
Часовня через дорогу
Ещё одна сохранившаяся белокаменная кузница
Старинные торговые ряды (как вы уже, наверное, догадались – заброшенные)
Всё та же церковь Параскевы Пятницы, вид сзади (сверху)
И вот мы наконец добрались до одной из наиболее интересных заброшенностей города Старицы – Нового городища. Почему нового? Потому, что чуть дальше есть ещё и старое (ещё более заброшенное, от которого остались только крепостные валы и фундамент церкви, разобранной… нет, не коммунистами, а гораздо раньше – в XIX веке, за ненадобностью. Ну или точнее – потому что туда никто не ходил). Кстати, местные не рекомендуют шариться по Старому городищу в тёплое время года из-за большого количества змей.
А теперь здесь стоим мы, две заброшенные церкви и несколько домов (как ни странно, ещё обитаемых). Ну и, конечно, крепостные валы
Одна из заброшенностей на территории городища – Борисоглебский собор.
Входы заделаны решётками, сквозь которые, однако, фотокамера вполне себе просовывается. И потому – вот вам интерьеры этого храма
Заброшенность номер два – Спасская церковь-колокольня. На фото не удалось передать всё ощущение от этой картинки: вокруг церкви – пустота, тишина (только ветер завывает), ни души, а над колокольней летают кругами вороны, встречая непрошенных гостей (в нашем лице) хриплым карканьем.
Валы. Внизу кое-где по рельефу угадываются места, где когда-то стояли дома
Вид с валов на противоположный берег Волги. Свято-Успенский монастырь (туда мы тоже попадаем)
Мост через Волгу
Волга. В этих местах она ещё узкая
Валы Старого городища. Слева внизу видно здание торговых рядов (мы его уже видели вблизи), а над ним – Новое городище (откуда мы только что спустились)
Приближаемся к монастырю
На территории монастыря
Слева – нечто, сразу привлекающее внимание своей средневековостью.
В дальнейшем это строение опознано нами как Введенская церковь (1570 г.)
На Руси, конечно, всегда любили сочетать несочетаемое, но тут – просто всё сразу и в кучу. Слева направо: Водосвятная часовня, Троицкий храм, Успенский собор, колокольня с усыпальницей первого патриарха
Всё это же самое, вид с севера
А возле монастырской стены обнаруживается (как-то даже неожиданно) вертолётная площадка.
Ещё дальше на север от монастыря – остатки Церкви Воскресения Христова
Степень заброшенности неясна, но сторожевая собака там присутствует
Возвращаемся в монастырь. Заходим во Введенскую церковь (там теперь музейная экспозиция)
А теперь угадайте, что находится в этой башне. А вот и неправильно. Там – туалет ;)
Ещё одно напутствие тем, кто соберётся повторить нашу поездку: согласно многочисленным утверждениям на просторах интернета, в городе Старица наблюдается большая напряжёнка с точками общепита. Я должен эти утверждения опровергнуть: помимо двух кафешек (уже известных интернет-пользователям), которые как правило либо не работают, либо закрыты на спецобслуживание, есть ещё вполне себе неплохой ресторан в гостинице «Особняк на Карла Маркса» с вполне приемлимыми ценами, который работает пока в режиме «только для своих», но, думаю, если вы туда придёте – то голодными вас точно не оставят. Ещё – можно перекусить пирожками с чаем в монастырской лавке (лично опробовано). Да, по слухам, если заявиться в монастырскую трапезную в правильное время, то там можно вполне прилично пообедать.
Приближаемся к автостанции (вокруг которой сосредоточено сразу несколько интересностей)
Первая интересность – Церковь Илии Пророка (действующая!!!!!!)
Вторая интересность – это краеведческий музей, в котором мы-таки узнали, как выглядел храм, некогда стоявший на Старом городище. Он выглядел вот так:
No comments…
Детекторный приёмник
Арифмометр
Ну а теперь, если вы являетесь любителем фильма Андрея Тарковского «Сталкер», то дальнейшее – специально для вас. Спускаемся на Набережную
Предзонник
Зона. Преображенская церковь (конечно же, заброшенная). Кидаем первую гайку и осторожно продвигаемся вглубь
Зона успешно пройдена. А теперь вашему вниманию предлагается самая заброшенная из всех заброшенностей Старицы – руины Вознесенской церкви, что в Горсаду
У кого хорошее зрение (и непонятный почерк) – может, разберут, что здесь написано
Вы будете смеяться, но эти руины электрифицированы
Горсад. Нет, я не ошибся. На карте это место обозначено именно так. И вообще, «Если на клетке слона прочтешь надпись: буйвол, – не верь глазам своим» © Козьма Прутков
Ещё немного исторической застройки
Об отъезде из Старицы стоит сказать отдельно, ибо он породил у меня целый ряд вопросов (в основном – из серии «зачем?»).
Итак, железнодорожная станция Старица находится ни разу не в городе Старица, а в десяти километрах от него. По этому поводу – моё первое «зачем»: зачем понадобилось строить железную дорогу на таких задворках, почти что в чистом поле (это уже потом вокруг станции появился посёлок, а до того там реально ничего не было)? Ответ на сей вопрос таков: мы в России, а здесь возможна абсолютно любая глупость.
Кстати, о вокзале. Он просто есть. Он стоит, и на этом всё. Внутри вокзала нет ничего и никого. Даже касса не работает. Маша даже постучалась для контроля во все двери, найденные нами там внутри, но нам так никто и не открыл. Единственная обитательница этого большого здания – дежурная по станции (у неё отдельный вход с улицы). Отсюда второе «зачем»: зачем понадобилось строить такой большой вокзал, да ещё и почти что в чистом поле, если он здесь нафиг никому не нужен? А ответ всё тот же: Россия.
Пока мы бродили вокруг (и внутри) вокзала, на перроне появился третий пассажир. Значит пассажиропоток здесь есть ;)
Выходим на платформу. И тут я с удивлением обнаруживаю, что над путями отсутствует контактный провод (с удивлением – потому, что я как-то изначально себе представил, что электрички здесь-таки должны присутствовать). Значит, дизель-поезд? Или… Да нет, не может быть. Должен быть дизель-поезд.
Но тут, словно ещё одно напоминание о том, что мы по-прежнему находимся в России, вместо дизель-поезда примчалась одновагонная «кукушка». Вот тут уже родилось третье «зачем»: ну зачем же всё-таки гонять на малопопулярных маршрутах «кукушки», которые топливо едят по-чёрному, и при этом одновременно жаловаться на нерентабильность пригородных перевозок? Если уж на дизель-поезд не хватает пассажиров – есть же ещё рельсовые автобусы (они же – автомотрисы). Словом, Россия – царство абсурда.
Ладно, смирившись с российской действительностью, садимся в «кукушку» и едем дальше – в Торжок.
Продолжение следует…