Если на основном направлении Монзенской железной дороги рельсы убитые, то на солигаличском ответвлении они СОВСЕМ убитые. Всю дорогу меня не покидало ощущение, что мы едем не по рельсам, а прыгаем по кочкам на «УАЗике» на джиперских покатушках где-то в подмосковных лесах.
А вот и солигаличский вокзал
Он же сзади. В последний раз он принимал пассажиров лет этак 15 назад. С тех пор регулярного пассажирского движения здесь не было
Собственно, всё пассажирское движение на ветке Ламса-Солигалич осуществлялось вот этим вагоном от электрички 40-х годов, запряжённым в тепловоз (ибо контактной сети здесь в принципе никогда не было {как впрочем и высоких платформ, на которые был расчитан этот вагон [а как в него залезали? А очень просто – приставляли к двери деревянную лестницу]})
Тут же рядом на путях вагон-снегоочиститель
Ну да ладно, хватит пока железнодорожной экзотики – держим курс на Солигалич (от вокзала до центра города примерно километра три)
Возможно, это как-то связано с тем, что вся застройка, которую мы видели в тот день до Солигалича, являлась полузаброшенными посёлками лесорубов, но деревянная застройка Солигалича мне тогда показалась чем-то неожиданно фееричным
В какой-то момент мне даже представилось, что вот так (или примерно так) мог бы выглядеть город Кимры, если его хоть немного подремонтировать
Деревянное кружево
Когда-то и это строение смотрелось очень неплохо. Хотя, судя по занавескам, оно всё ещё обитаемо
Приближаемся к центральной площади
Старинные деревянные торговые ряды (художественно покосившиеся) – точнее, та их часть, которая не ремонтировалась
А так они выглядят, если их регулярно ремонтировать
Если верить Викимапии, где-то здесь рядом должен находиться старинный газовый фонарь, но мы его так и не нашли
В центре есть и каменные строения, но их немного. Это, к примеру, бывшее здание Уездного земства
Здание бывшей Крестовоздвиженской церкви
Что в ней помещается ныне – я так и не понял
Церковь Николы на Наволоке (если не путаю)
Она же, ближе
Оказывается «Пятёрочка» может размещаться и в таком примечательном строении
И снова что-то феерическое
Рождественский собор
Он же
Одно из наиболее примечательных (хотя и заброшенных) строений Солигалича – Богоявленская церковь
Маленькая Воскресенская церковь – стоит рядом с Богоявленской и, в общем, сходна с ней по стилю. Табличка у входа гласит, что церковь разрушается не сама по себе, а под охраной государства
Всё вместе с берега реки Костромы
Если обычно в кустах прячут рояль, то в солигаличских кустах вместо рояля оказалось кино
Ну и наконец – Входоиерусалимская церковь. Разрушается также под охраной государства
Организаторами поездки было заявлено наличие в Солигаличе пиццы, однако все наши попытки прорваться в оба здешних заведения общепита (а их там реально два) свелись к прочтению надписей на двери: «Закрыто на спецобслуживание». После некоторых поисков нами-таки было найдено заведение с вывеской «Кулинария». Ассортимент там был минималистичен, но для лёгкого перекуса этого было достаточно.
Итак, после всего вышеперечисленного отправляемся обратно на вокзал – нам ещё предстоит сегодня доехать до станции Ида
Маша
Очередной фотостоп дарит нам сразу несколько подарков. Первый из них – радуга
Второй – бобровая плотина (на фото за ветками)
Продукт бобровьего зуботворчества
И снова в путь. Взгляд назад.
И вновь станция Ламса. Дрезина обогнала вагон и прицепляется с обратной стороны
И тут случилось то самое обещанное прошлым постом приключение – у дрезины сломался колёсный редуктор. В общем-то, он всю дорогу издавал весьма подозрительные звуки, так что приключение это рано или поздно должно было случиться. Ну что же, располагаемся между путями и ждём помощь
И помощь пришла – в виде вот этой дрезины. Вначале сломавшаяся дрезина была переставлена на соседний путь (причём в ходе манёвров её окончательно переклинило), после чего вновь прибывшая дрезина подцепилась к нашему вагону – и мы понеслись со страшной скоростью (50км/ч) в сторону Иды.
Спустился туман
На закате. Станция Гремячий (с высокой платформой!). Короткая остановка, вручение машинисту записки – и погнали дальше
Станция Карица. Здесь нашему машинисту сообщают весёлую новость – на Иде сошли с рельсов несколько товарных вагонов, так что вопрос, можно ли туда проехать, пока ещё остаётся открытым. Ну что же, стоим – ждём новостей с Иды
Пока стояли – снаружи (да и в вагоне) несколько похолодало, к нам стали постепенно стягиваться местные комары. Общественное мнение, поглядев на печку-буржуйку, которой оборудован наш вагон, родило идею: «А что если её растопить?..» А дрова? А дров здесь сколько угодно. Дрова – это то, чего в здешних краях больше всего. Даже больше, чем комаров.
Ну что же, затопили. Печка оказалась столь мощной, что очень скоро в вагоне образовалась настоящая баня (комаров, понятное дело, как ветром сдуло). Народ, замёрзший снаружи, заскакивал к нам минут на 5 погреться, после чего выскакивал обратно. Словом, в таком вагоне вам будут нестрашны самые лютые сибирские морозы ;)
Тем временем вопрос «ехать / не ехать» разрешился в сторону «ехать» – и мы поехали.
Когда приехали – на Иде было уже темно. Дежурная по станции сообщила машинисту ещё более радостную новость: въехать-то на станцию можно, а вот обогнать вагон по соседнему пути (чтобы прицепиться с обратной стороны) благодаря всё тем же сошедшим вагонам никак не получится – путь занят. Машинист во всех красках и выражениях высказал свой протест против сложившейся ситуации, после чего они оба удалились в сторону схода. В конце концов сошлись на том, что наш вагон прицепляют к стоящему на соседнем пути составу (а он по-любому в ближайшее время никуда не едет), а дрезина (одна, без вагона) уезжает в депо. Так и сделали.
И тут мы стали расставляться. Мы и ещё несколько человек поставили палатки прямо здесь, между путями (а потому что и слева, и справа от путей – болото, а, если верить дежурной, ночью здесь никто ездить точно не будет), а кое-кто поставился прямо на стоящую на путях железнодорожную платформу. Остальные же завалились спать в жарко натопленном вагоне. Честно говоря, меня несколько смущала перспектива проснуться от тепловозного гудка прямо возле палатки, но эти опасения не подтвердились. А вот смотрелась наша стоянка весьма экзотично (жаль у меня к тому моменту уже наступил «Card full»).
Наутро в сторону сошедших вагонов стало подтягиваться местное железнодорожное население (с целью возвращения оных на пути). Поздоровавшись и оглядев нашу стоянку, они выдали: «Дааааа… Такого у нас ещё не было.»
Позавтракали, свернулись – тут и дрезина за нами приехала. Пока происходили манёвры – мы-таки сфоткали здешнее здание вокзала – самое большое на этой дороге и обладающее самым большим (хоть и раздолбанным) залом ожидания
А у вокзала мирно пасутся коровы
Честно говоря, за Идой есть ещё целых три станции: Кунож, Юза и Кема, но мы туда не попали – все пути до Юзы заставлены РЖДшными товарными вагонами, так что ездить там в принципе невозможно, а вот участок путей до Кемы уже много лет как прибывает в аварийном состоянии и числится законсервированным. Говорят, там уже пути деревьями заросли.
Ну а мы – грузимся снова в наш вагон и едем обратно в Вохтогу (по словам Маши, после всего увиденного в тот день Вохтога показалась ей мегаполисом), а оттуда – домой в Нерезиновую.
Фсё