Данная ЖД была построена в 30-е – 50-е годы с целью вывоза пиломатериалов (коих в здешних лесах дофига и больше). Максимального расцвета сей процесс (как и, впрочем, сама дорога) достиг в 80-е годы, а лет десять назад лесохозяйство накрылось большим медным тазом. А железная дорога осталась. И, что примечательно, не оказалась в собственности РЖД (иначе подобные покатушки по ней стали бы задачей космической сложности и цены) и не развалилась.
Но вы не пугайтесь раньше времени – помимо фотографий всевозможной железнодорожной экзотики будет ещё и неожиданно-фееричный по своей деревянной архитектуре город Солигалич.
Итак, поехали!
Посёлок Вохтога – то самое место, где РЖДшные пути пересекаются с монзенскими. Он и стал нашей отправной точкой (туда мы добрались на машинах организаторов
Минут за 15 до ожидаемого отправления к нам подъехал вот такой экзотический состав. Наш? Не наш? Нет. Наш скоро подъедет
Взгляд внутрь депо
А вот и наш поезд. В качестве локомотива – мотодрезина серии ДМм, в роли прицепа – самопальный вагон, сделанный из такой же дрезины + кусок узкоколейного пассажирского вагона + всё, что оказалось под рукой
По-быстрому закидываем вещи и – в путь!
Вохтогская водонапорка
Станция Вохтога-II (она же – управление Монзенской ЖД)
И тут каааак полило!!! Народ (почти весь) попрятался внутрь вагона. Мы с Машей на какое-то время задержались снаружи под зонтами, чтобы обфоткать окружающую действительность (и зря – объектив мне-таки заляпало. В дальнейшем на некоторых фотках это заметно)
Где-то в окрестностях станции Таёжный (это – в черте всё той же Вохтоги)
И тут полило так, что даже мы заскочили внутрь. И довольно долго оттуда не вылезали.
А наш путь продолжался дальше.
Путь продолжается.
Входной семафор станции Монза. Семафор закрыт, но мы не обращаем на это никакого внимания и едем дальше – на монзенской дороге семафоры уже давно не используются, всё происходит по запискам (в наш век интернета). Записка, полученная нашим машинистом на предыдущей станции, гласит, что перегон свободен – и можно ехать. Соответственно, пока мы не доехали до станции Монза и не получили там следующую записку, предыдущий перегон считается занятым (нами), и по нему никто навстречу нам не поедет. Вот так оно примерно и работает ;)
Монзенская дорога – одно из немногих мест в мире, где ещё можно встретить настоящие семафоры.
А вот и станция Монза. Вокзал. Точнее, здание дежурного по станции
Узнаём от дежурного, что следующий перегон занят – и нужно ждать, пока проедет встречный состав. Ну что же, ждём.
Почти все строения вокруг обладают хоть какими-нибудь чертами списанных вагонов
Похоже, что строение справа – это магазин. А вы ожидали увидеть здесь гипермаркет? Хотя, возможно, что это – касса. Совсем забыл сказать, что несколько раз в неделю по ночам здесь ходит пассажирский поезд Вохтога-Ида
Наш состав на боковом пути. По главному пути скоро должен проследовать литерный (как его назвала дежурная)
Стрелка. Да, практически все стрелки здесь ручные, и потому профессия стрелочника здесь востребована как нигде более
А пропускали мы, как оказалось, вот эту дрезину
Стрелка переведена, путь свободен.
С восточной стороны обнаруживаем ещё один семафор (это – для тех, кто въезжает на станцию с востока)
Фотостоп у моста через реку Монза, давшую название станции, посёлку и, в конце концов, всей железной дороге
На мосту
Взгляд налево
Взгляд направо
Маша и её телефон
Едем дальше
Несмотря на то, что день был довольно тёплым, нам всем пришлось утепляться – ехали мы со скоростью 40-50 км/ч, так что ветра там было предостаточно
Особенно это ощущалось, когда поезд проезжал по местам, находящимся в тени облаков – там даже куртки застёгивать приходилось. А стоит остановиться – как оказывается, что вокруг довольно-таки жарко
Кстати, а вот и очередная остановка. Платформа Восья. Здание вокзала уже давно не функционирует, и сохранилось ещё с тех времён, когда Восья была станцией
Реально платформа
И снова в путь
Подъезжаем к станции Истопная (ударение на букву А). Заметно, что лесозаготовка здесь, хоть и вяло, но всё ещё функционирует
Этот вагон, как видно, уже прибыл на свою конечную остановку. Причём давно
Сотовая связь отсутствует почти по всей длине дороги. Её заменяют вот такие тарелки, расставленные в окрестностях некоторых станций.
Вагоны – в основном РЖДшные. В последнее время у РЖД упал грузооборот (причём из-за ими же взвинченных цен), а неиспользуемые вагоны нужно где-то отстаивать. Вот они и оказались на Монзенской ЖД (за соответствующую плату)
Вокзал. По центру – помещение дежурного по станции, слева – магазин, а правая часть этого строения до самой крыши заполнена дровами
Название посёлок и станция получили благодаря тому, что здесь раньше древесина заготавливалась именно на дрова
Все наверх!!!!!
…на цистерну!!!
А теперь – по вагонам!!!
Прудовица (бывшая станция)
Дальше пути пошли между двумя стенами из деревьев – точно по ширине вагона. Я держался руками за боковые поручни дрезины, а ветки проносились буквально в сантиметре от моих рук. И ни одна не зацепила.
Снова вялые следы лесозаготовок
А потом снова пошёл дождь
В кабине машиниста. Машинист – справа в кадре.
И вовсе это не устройство бесперебойной подачи самогона к рабочему месту машиниста. Это – обдув лобового стекла
Въезжаем на станцию Стеклянка
Нашему машинисту вручают ту самую записку
Водонапорка на Стеклянке
Такими штуковинами грузят лес в вагоны
А где-то там его пилят
Впереди станция со страшным названием Побоичная
А вот и она. Нас здесь уже поджидают (дежурный с запиской)
Проехали…
Чем дальше – тем больше спиленных брёвен
Светофор! Оказывается, здесь есть ещё и светофоры ;)
Станция Ламса
Дежурная с запиской
Это – узловая станция. За ней пути разветвляются. Один идёт на восток – в сторону Иды (конечной остановки наших покатушек), а второй – на юг, в Солигалич. Туда-то мы сейчас и направимся
Платформа.
Окружающие строения снова имеют явные черты бывшей железнодорожной техники. То, что посередине – это кабина от такой же дрезины, на которой мы сюда приехали
А вот и кусок узкоколейного вагона. Откуда здесь узкоколейные вагоны? А дело в том, что раньше, в период расцвета дороги, от некоторых её станций в лес уходило несколько узкоколейных веток – по ним из леса вывозились свежеспиленные брёвна. С приходом же весёлых девяностых оказалось, что эти ветки гораздо выгодней разобрать и продать на металлолом, чем поддерживать в рабочем состоянии (как-то уж очень смахивает на печальную историю воронежского трамвая).
Кого и от чего здесь могут страховать, ведь автомобильных дорог тут и в помине нет. Если только от случайной потери колёс в одной из луж при езде по тракторной колее… Да, единственный способ добраться до всех этих посёлков – эта самая железная дорога. Во многом из-за этого она до сих пор и жива
А ведь в тот момент мы ещё и не догадывались, что со станцией Ламса у нас скоро будет связано очень многое ;)
Но об этом – в следующем посту. А пока – гуляем между путей и фоткаем всё подряд
Подвеска нашей дрезины. Устроена просто, как лопата. Потому на каждом стыке дрезину основательно подбрасывает. А если учесть, что пути здесь в достаточно убитом состоянии, то при езде её мотает довольно ощутимо
А вот и та самая стрелка на выезде. Нам направо – в Солигалич.
Но обо всём об этом – в следующем посте, ибо фоток и так уже получилось многовато.
Да, помимо Солигалича со своей неожиданно-феерической архитектурой, нас ждёт то самое приключение на Ламсе, баня в вагоне и сюрприз местным жителям на Иде. Словом, продолжение следует…