Пилот НЛО (pilottttt) wrote,
Пилот НЛО
pilottttt

Category:
  • Location:

По вологодским глухоманям, часть 1. Монзенская ЖД

Вот и состоялась очередная наша поездка из серии «Ну и нафиг вы туда попёрлись?!..» Прошлая поездка данной серии, если кто помнит, называлась «Туда, где не ступала нога программиста», и целью её было Мезиновское торфопредприятие. На этот же раз мы направились на Монзенскую лесовозную железную дорогу – самую длинную в России ведомственную ЖД-систему. Кстати, организаторами всего этого безарбузия снова явился всё тот же проект http://www.poezdnaprokat.ru/.
Данная ЖД была построена в 30-е – 50-е годы с целью вывоза пиломатериалов (коих в здешних лесах дофига и больше). Максимального расцвета сей процесс (как и, впрочем, сама дорога) достиг в 80-е годы, а лет десять назад лесохозяйство накрылось большим медным тазом. А железная дорога осталась. И, что примечательно, не оказалась в собственности РЖД (иначе подобные покатушки по ней стали бы задачей космической сложности и цены) и не развалилась.
Но вы не пугайтесь раньше времени – помимо фотографий всевозможной железнодорожной экзотики будет ещё и неожиданно-фееричный по своей деревянной архитектуре город Солигалич.
Итак, поехали!

Посёлок Вохтога, при въезде в депо


Посёлок Вохтога – то самое место, где РЖДшные пути пересекаются с монзенскими. Он и стал нашей отправной точкой (туда мы добрались на машинах организаторов банкетапоездки).

В ожидании нашего поезда фоткаем всевозможную технику на путях


Минут за 15 до ожидаемого отправления к нам подъехал вот такой экзотический состав. Наш? Не наш? Нет. Наш скоро подъедет


Взгляд внутрь депо


А вот и наш поезд. В качестве локомотива – мотодрезина серии ДМм, в роли прицепа – самопальный вагон, сделанный из такой же дрезины + кусок узкоколейного пассажирского вагона + всё, что оказалось под рукой


По-быстрому закидываем вещи и – в путь!


Вохтогская водонапорка


Станция Вохтога-II (она же – управление Монзенской ЖД)


И тут каааак полило!!! Народ (почти весь) попрятался внутрь вагона. Мы с Машей на какое-то время задержались снаружи под зонтами, чтобы обфоткать окружающую действительность (и зря – объектив мне-таки заляпало. В дальнейшем на некоторых фотках это заметно)


Где-то в окрестностях станции Таёжный (это – в черте всё той же Вохтоги)


И тут полило так, что даже мы заскочили внутрь. И довольно долго оттуда не вылезали.
А наш путь продолжался дальше.

Небольшая поломка. Замена ремня. Взгляд сквозь мокрый объектив. Кстати, дождь к тому времени уже кончился


Путь продолжается.


Входной семафор станции Монза. Семафор закрыт, но мы не обращаем на это никакого внимания и едем дальше – на монзенской дороге семафоры уже давно не используются, всё происходит по запискам (в наш век интернета). Записка, полученная нашим машинистом на предыдущей станции, гласит, что перегон свободен – и можно ехать. Соответственно, пока мы не доехали до станции Монза и не получили там следующую записку, предыдущий перегон считается занятым (нами), и по нему никто навстречу нам не поедет. Вот так оно примерно и работает ;)


Монзенская дорога – одно из немногих мест в мире, где ещё можно встретить настоящие семафоры.


А вот и станция Монза. Вокзал. Точнее, здание дежурного по станции


Узнаём от дежурного, что следующий перегон занят – и нужно ждать, пока проедет встречный состав. Ну что же, ждём.


Почти все строения вокруг обладают хоть какими-нибудь чертами списанных вагонов


Похоже, что строение справа – это магазин. А вы ожидали увидеть здесь гипермаркет? Хотя, возможно, что это – касса. Совсем забыл сказать, что несколько раз в неделю по ночам здесь ходит пассажирский поезд Вохтога-Ида


Наш состав на боковом пути. По главному пути скоро должен проследовать литерный (как его назвала дежурная)


Стрелка. Да, практически все стрелки здесь ручные, и потому профессия стрелочника здесь востребована как нигде более








А пропускали мы, как оказалось, вот эту дрезину


Стрелка переведена, путь свободен.


С восточной стороны обнаруживаем ещё один семафор (это – для тех, кто въезжает на станцию с востока)




Фотостоп у моста через реку Монза, давшую название станции, посёлку и, в конце концов, всей железной дороге


На мосту


Взгляд налево


Взгляд направо




Маша и её телефон




Едем дальше


Несмотря на то, что день был довольно тёплым, нам всем пришлось утепляться – ехали мы со скоростью 40-50 км/ч, так что ветра там было предостаточно


Особенно это ощущалось, когда поезд проезжал по местам, находящимся в тени облаков – там даже куртки застёгивать приходилось. А стоит остановиться – как оказывается, что вокруг довольно-таки жарко


Кстати, а вот и очередная остановка. Платформа Восья. Здание вокзала уже давно не функционирует, и сохранилось ещё с тех времён, когда Восья была станцией


Реально платформа




И снова в путь


Подъезжаем к станции Истопная (ударение на букву А). Заметно, что лесозаготовка здесь, хоть и вяло, но всё ещё функционирует


Этот вагон, как видно, уже прибыл на свою конечную остановку. Причём давно


Сотовая связь отсутствует почти по всей длине дороги. Её заменяют вот такие тарелки, расставленные в окрестностях некоторых станций.


Вагоны – в основном РЖДшные. В последнее время у РЖД упал грузооборот (причём из-за ими же взвинченных цен), а неиспользуемые вагоны нужно где-то отстаивать. Вот они и оказались на Монзенской ЖД (за соответствующую плату)


Вокзал. По центру – помещение дежурного по станции, слева – магазин, а правая часть этого строения до самой крыши заполнена дровами


Название посёлок и станция получили благодаря тому, что здесь раньше древесина заготавливалась именно на дрова








Все наверх!!!!!


…на цистерну!!!






А теперь – по вагонам!!!




Прудовица (бывшая станция)




Дальше пути пошли между двумя стенами из деревьев – точно по ширине вагона. Я держался руками за боковые поручни дрезины, а ветки проносились буквально в сантиметре от моих рук. И ни одна не зацепила.


Снова вялые следы лесозаготовок


А потом снова пошёл дождь


В кабине машиниста. Машинист – справа в кадре.


И вовсе это не устройство бесперебойной подачи самогона к рабочему месту машиниста. Это – обдув лобового стекла


Въезжаем на станцию Стеклянка


Нашему машинисту вручают ту самую записку






Водонапорка на Стеклянке


Такими штуковинами грузят лес в вагоны


А где-то там его пилят




Впереди станция со страшным названием Побоичная


А вот и она. Нас здесь уже поджидают (дежурный с запиской)


Проехали…


Чем дальше – тем больше спиленных брёвен




Светофор! Оказывается, здесь есть ещё и светофоры ;)


Станция Ламса


Дежурная с запиской


Это – узловая станция. За ней пути разветвляются. Один идёт на восток – в сторону Иды (конечной остановки наших покатушек), а второй – на юг, в Солигалич. Туда-то мы сейчас и направимся


Платформа.


Окружающие строения снова имеют явные черты бывшей железнодорожной техники. То, что посередине – это кабина от такой же дрезины, на которой мы сюда приехали




А вот и кусок узкоколейного вагона. Откуда здесь узкоколейные вагоны? А дело в том, что раньше, в период расцвета дороги, от некоторых её станций в лес уходило несколько узкоколейных веток – по ним из леса вывозились свежеспиленные брёвна. С приходом же весёлых девяностых оказалось, что эти ветки гораздо выгодней разобрать и продать на металлолом, чем поддерживать в рабочем состоянии (как-то уж очень смахивает на печальную историю воронежского трамвая).




Кого и от чего здесь могут страховать, ведь автомобильных дорог тут и в помине нет. Если только от случайной потери колёс в одной из луж при езде по тракторной колее… Да, единственный способ добраться до всех этих посёлков – эта самая железная дорога. Во многом из-за этого она до сих пор и жива


А ведь в тот момент мы ещё и не догадывались, что со станцией Ламса у нас скоро будет связано очень многое ;)


Но об этом – в следующем посту. А пока – гуляем между путей и фоткаем всё подряд




Подвеска нашей дрезины. Устроена просто, как лопата. Потому на каждом стыке дрезину основательно подбрасывает. А если учесть, что пути здесь в достаточно убитом состоянии, то при езде её мотает довольно ощутимо


А вот и та самая стрелка на выезде. Нам направо – в Солигалич.


Но обо всём об этом – в следующем посте, ибо фоток и так уже получилось многовато.
Да, помимо Солигалича со своей неожиданно-феерической архитектурой, нас ждёт то самое приключение на Ламсе, баня в вагоне и сюрприз местным жителям на Иде. Словом, продолжение следует…

    Содержание
  1. По вологодским глухоманям, часть 1. Монзенская ЖД
  2. По глухоманям и не только, часть 2. Солигалич

Tags: достопримечательности русского севера, монзажелтранс, монзажелтранс вохтога, ну и нафиг вы туда попёрлись, поездки, путешествия, русский север, туризм, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments